УИД: 66RS0049-01-2019-001169-56
Дело № 2-78/2020
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2020 года город Реж
Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Старковой Е.Н., при секретаре Черноскутовой И.Ю., с участием помощника Режевского городского прокурора Кувалдиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора, действующего в интересах Колотова М.А., Князева И.Н., Чухаревой О.П., Мелкозеровой Т.В., Серебренниковой А.Р., Серебренникова Д.В., Шаровой М.С., Шарова Г.В., Королева О.П., Королевой И.А., Сергеевой Н.В., Сергеева А.В., Зобниной Н.В., Уфимцевой Н.И., Уфимцева Н.Г. к Администрации Режевского городского округа о возложении обязанности по организации электроснабжения земельных участков, предоставлению технических условий подключения к сетям электроснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Режевской городской прокурор, действуя в интересах Колотова М.А., Князева И.Н., Чухаревой О.П., Мелкозеровой Т.В., Серебренниковой А.Р., Серебренникова Д.В., Шаровой М.С., Шарова Г.В., Королева О.П., Королевой И.А., Сергеевой Н.В., Сергеева А.В., Зобниной Н.В., Уфимцевой Н.И., Уфимцева Н.Г. обратился в суд с иском к Администрации Режевского городского округа о возложении обязанности по организации электроснабжения земельных участков, предоставлению технических условий подключения к сетям электроснабжения. В обоснование заявленных требований в заявлении указал следующее. Режевской городской прокуратурой по обращениям Кочневой Т.В., Князева И.Н., Чухаревой О.П., Мелкозеровой Т.В., Серебренниковой А.Р., Шаровой М.С., Королева О.П., Зобниной Н.В., проведена проверка соблюдения Администрацией Режевского городского округа земельного законодательства в части организации инженерной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных семьям, имеющим троих и более детей, а также детям-инвалидам, инвалидам. Проверкой установлено, что предоставленные истцам Колотову М.А., Князеву И.Н., Чухаревой О.П., Мелкозеровой Т.В., Серебренниковой А.Р., Серебренникову Д.В., Шаровой М.С., Шарову Г.В., Королеву О.П., Королевой И.А., Сергеевой Н.В., Сергееву А.В., Зобниной Н.В., Уфимцевой Н.И., Уфимцеву Н.Г. земельные участки для индивидуального жилищного строительства как льготной категории граждан, в нарушение норм действующего законодательства не обеспечены инженерной инфраструктурой. Бездействием должностных лиц администрации Режевского городского округа нарушаются социальные права Колотова А.М. и Князева И.Н., являющихся инвалидами, а также Чухаревой О.П., Мелкозеровой Т.В., Серебрениковой А.Р., Шаровой М.С., Королева О.П., Сергеевой Н.В., Зобниной Н.В., относящихся к льготной категории граждан, а также их членов семьи, создаются препятствия к осуществлению прав и свобод граждан по использованию земельных участков по назначению.
На основании изложенного, ссылаясь н нормы действующего законодательства Режевской городской прокурор просит суд возложить обязанность на администрацию Режевского городского округа организовать электроснабжение на земельных участков, расположенных по следующим адресам:
<адрес>, г. кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый № течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Возложить обязанность на администрацию Режевского городского округа по предоставлению Кочневой Т.В., Князеву И.Н., Чухаревой О.П., Мелкозеровой Т.В., Серебренниковой А.Р., Серебренникову Д.В., Шаровой М.С., Шарову Г.В., Королеву О. П., Королевой И.А., Сергеевой Н.В., Сергееву А.В., Зобниной Н.В., Уфимцевой Н.И., Уфимцеву Н.Г. технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям электроснабжения.
В судебном заседании помощник Режевского городского прокурора Кувалдина Е.В., истцы Чухарева О.П., являющаяся законным представителем третьих лиц Жуковой Е.М., Жукова Е.М., Жукова А.М., Жукова Д.М., Жуковой С.М., Серебренникова А.Р., Серебренников Д.В., являющиеся законными представителями третьих лиц Серебренникова Р.Д., Серебренниковой А.Д., Серебренникова Б.Д., Серебренникова В.Д., Серебренниковой А.Д., Зобнина Н.В., являющаяся законным представителем третьих лиц Зобниной Л.С., Зобниной К.С., Зобниной А.С., Зобнина С.В., Шарова М.С. являющаяся законным представителем третьих лиц Шаровой Е.Г., Шарова В.Г., Уфимцев Н.Г., Кочнева Т.В. являющаяся законным представителем третьих лиц Колотова А.М., Кочневой В.С., Сергеева Н.В. являющаяся законным представителем третьих лиц Гринкевич К.С., Сергеевой В.А., Сергеевой С.А., Сергеевой А.А. требования поддержали в полном объеме по основаниям указанным в заявлении, просили иск удовлетворить.
Истцы Сергеев А.В., Уфимцева Н.И., Князев И.Н. являющийся законным представителем третьего лица Князевой К.И., Мелкозерова Т.В., Королев О.П., Королева И.А., являющиеся также законными представителями третьих лиц Королевой А.О., Королева Я.О., Королева Е.О. в судебное заседание не явились.
Третьи лица Князева Е.Ю., Жуков А.М., Уфимцев А.Н., Мелкозерова В.И., Мелкозерова Н. И., Уфимцев А.Н. в судебное заседание не явились.
Третье лицо Холмогорова М.П. не возражала против удовлетворения требований прокурора.
Представитель ответчика Администрации Режевского городского округа, Вилаева О.В., действующая на основании доверенности исковые требования не признала в полном объеме, просила в удовлетворении иска отказать по основаниям указанным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица Управления муниципальным имуществом Администрации Режевского городского округа в судебное заседание не явился. Направил в суд письменный отзыв на иск.
Представитель третьего лица – МКУ «УГХ» - ФИО45 действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала необходимым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме по основаниям указанным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица - ООО «Режевские электрические сети», ФИО46, действующая на основании доверенности в судебном заседании полагала требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме по основаниям указанным в отзыве на иск.
Выслушав помощника Режевского городского прокурора Кувалдину Е.В., истцов, представителей ответчика, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, определение порядка и случаев предоставления земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приведенные правовые нормы в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Министерство регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 года N 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говорит о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе, магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
Судом установлено, что Колотову М.А., Князеву И.Н., Чухаревой О.П., Мелкозеровой Т.В., Серебренниковой А.Р., Серебренникову Д.В., Шаровой М.С., Шарову Г.В., Королеву О.П., Королевой И.А., Сергеевой Н.В., Сергееву А.В., Зобниной Н.В., Уфимцевой Н.И., Уфимцеву Н.Г. Администрацией Режевского городского округа предоставлены земельные участки в собственность для индивидуального жилищного строительства как льготной категории граждан.
Администрацией РГО в период с 2014 г по 2015 г. приняты постановления о предоставлении указанным гражданам бесплатно в собственность из земель, находящихся в муниципальной собственности, с видом разрешенного использования - "индивидуальное жилищное строительство", право собственности на земельные участки за истцами зарегистрировано в ЕГРН.
При рассмотрении дела судом установлено и сторонами не оспаривалось, что предоставленные земельные участки необходимой инфраструктурой не были оснащены.
За длительный период с момента предоставления земельных участков мер по организации электроснабжения земельных участков не принято.
На предоставленных истцам земельных участках отсутствует возможность подключения к сетям электроснабжения. Таким образом, из материалов дела усматривается и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления земельных участков до момента обращения Режевского городского прокурора в суд прошло более 4 лет, между тем, обязанность публичных органов по организации электроснабжения земельных участков не выполнена. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на администрацию Режевского городского округа обязанность организовать электроснабжение вышеуказанных земельных участков.
Частю 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Несмотря на то, что предоставление земельных участков данной категории граждан осуществляется без проведения торгов и без предварительного согласования мест размещения объекта, суд полагает, что предоставлению данных земельных участков должна предшествовать процедура их формирования, предусмотренная подпунктом 1 пункта 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; постановка его на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона N 221-ФЗ от 21.07.2007 года "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, обязанность обеспечения предоставляемого земельного участка сетями инженерно-технического обеспечения установлена ст. ст. 44, 48 Градостроительного кодекса РФ.
Так, в соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу ч. 8 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
На основании ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 года N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.
В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5 - 12 настоящих Правил. В случае, если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.
Согласно п. 5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
Законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления представить технические условия заинтересованным лицам до даты проведения торгов, или предоставления земельного участка, или решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, суд приходит к выводу, что определение и получение технических условий подключения земельных участков, позволяющих осуществить подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, является обязанностью администрации Режевского городского округа.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Режевского городского прокурора, действующего в интересах Колотова М.А., Князева И.Н., Чухаревой О.П., Мелкозеровой Т.В., Серебренниковой А.Р., Серебренникова Д.В., Шаровой М.С., Шарова Г.В., Королева О.П., Королевой И.А., Сергеевой Н.В., Сергеева А.В., Зобниной Н.В., Уфимцевой Н.И., Уфимцева Н.Г. к Администрации Режевского городского округа о возложении обязанности по организации электроснабжения земельных участков, предоставлению технических условий подключения к сетям электроснабжения – удовлетворить.
Возложить на администрацию Режевского городского округа обязанность организовать электроснабжение к земельным участкам, расположенным по адресам: <адрес>, г. кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый № течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Режевского городского округа предоставить ФИО2 технические условия подключения к сетям электроснабжения на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, г. кадастровый №.
Обязать Администрацию Режевского городского округа предоставить ФИО12 технические условия подключения к сетям электроснабжения на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Обязать Администрацию Режевского городского округа предоставить ФИО13 технические условия подключения к сетям электроснабжения на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Обязать Администрацию Режевского городского округа предоставить ФИО14 технические условия подключения к сетям электроснабжения на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Обязать Администрацию Режевского городского округа предоставить ФИО15, ФИО3 технические условия подключения к сетям электроснабжения на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Обязать Администрацию Режевского городского округа предоставить ФИО4, ФИО5 технические условия подключения к сетям электроснабжения на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Обязать Администрацию Режевского городского округа предоставить ФИО6, ФИО7 технические условия подключения к сетям электроснабжения на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Обязать Администрацию Режевского городского округа предоставить ФИО8, ФИО9 технические условия подключения к сетям электроснабжения на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Обязать Администрацию Режевского городского округа предоставить ФИО10, ФИО11 технические условия подключения к сетям электроснабжения на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Обязать Администрацию Режевского городского округа предоставить ФИО16 технические условия подключения к сетям электроснабжения на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Апелляционная жалоба не может содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанной жалобе, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Судья Е.Н. Старкова