Дело №12-680/2017
РЕШЕНИЕ
12 декабря 2017 года г. Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Пашкина О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации г. Ижевска на постановление и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Степановой Л.Н. от 01 сентября 2017 года о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ Администрации г. Ижевска,
установил:
постановлением и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Степановой Л.Н. от 01 сентября 2017 года Администрация г. Ижевска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Администрацией г. Ижевска подана жалоба, в которой заявитель просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, мотивируя тем, что Администрация г. Ижевска привлечена к административной ответственности за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера о предоставлении взыскателю жилого помещения на условиях договора социального найма. Между тем, в реестре муниципального жилищного фонда отсутствуют юридически свободные жилые помещения, подходящие по своим техническим характеристикам для исполнения исполнительного документа. Исполнение судебных решений осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и обусловлено наличием у должника по исполнительному производству, то есть у Администрации г. Ижевска, свободных жилых помещений, соответствующих по характеристикам судебному решению. Финансовые ресурсы на исполнение судебных решений из федерального и республиканского бюджета на эти цели не выделяются. В 2017 году из бюджета города Ижевска выделена сумма 2 млн. рублей на исполнение судебных решений. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Администрацией г. Ижевска готовится аукционная документация по приобретению квартир нужной площади. При наличии на электронном аукционе соответствующих требованиям, квадратуре и финансовым ресурсам квартир, они будут приобретены и предоставлены гражданам по решению суда в порядке очередности. Вынесение постановления о назначении административного наказания, взыскание исполнительского сбора, равно как и другие штрафные санкции, представляют собой дополнительные денежные затраты для Администрации г. Ижевска, тем самым не только не способствуют реализации решений суда, но и препятствуют их своевременному исполнению. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В оспариваемом постановлении о назначении административного наказания зафиксирован лишь факт неисполнения решения суда в полном объеме, но не отсутствие реальных действий со стороны Администрации г. Ижевска, направленных на исполнение судебного акта. Неисполнение Администрацией г. Ижевска требований исполнительного документа вызвано уважительными причинами. Постановление вынесено до вступления в законную силу вынесенного в отношении Администрации г. Ижевска постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Пономарева О.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила обжалуемое постановление отменить, пояснила, что у Администрации г. Ижевска отсутствует финансовая возможность для исполнения решения суда, свободных жилых помещений для обеспечения взыскателя жильем не имеется. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации г. Ижевска вступило в законную силу, в Верховный суд УР не обжаловалось. В настоящее время на основании договора социального найма от 06.12.2017 жилое помещение Б.Р.С. предоставлено, решение суда исполнено.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Степанова Л.Н. в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представила, с заявлением об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в ее отсутствие к суду не обращалась, в связи с чем на основании ст. 30.6 КоАП РФ препятствий для рассмотрения жалобы в ее отсутствие не усматриваю.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив жалобу, будучи не связанной с ее доводами, проверив материалы дела в полном объеме, исследовав обстоятельства дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Статьей 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон №229-ФЗ) определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.
Согласно ст. 6 Федерального закона №229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 16.11.2012 в отношении должника Администрации г. Ижевска на основании исполнительного листа от 02.10.2013, выданного Октябрьским районным судом г. Ижевска по делу №2-3847/2012, судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Удмуртской Республике возбуждено исполнительное производство <номер> с предметом исполнения о возложении на должника обязанности предоставить Б.Р.С. жилое помещение по договору социального найма, расположенное на территории муниципального образования «Город Ижевск». Копию постановления о возбуждении исполнительного производства должник получил 16.11.2012.
Требования исполнительного документа должник в установленный для добровольного исполнения срок не исполнил.
В связи с этим, на основании ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ 30.11.2012 судебный пристав-исполнитель МРО по ОИП УФССП России по Удмуртской Республике вынес постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
Постановлением от 08.07.2013 должник привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000,00 руб.
19.07.2017 должнику Администрации г. Ижевска вручено требование судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Удмуртской Республике об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе в 30-дневный срок со дня поступления требования.
Между тем, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в указанном требовании, требования исполнительного документа должник также не исполнил.
Факт неисполнения требований исполнительного документа в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 25.08.2017.
С учетом изложенных обстоятельств, поскольку требования судебного пристава-исполнителя Администрацией г. Ижевска исполнены не были, и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Степановой Л.Н. сделан обоснованный вывод о совершении Администрацией г. Ижевска административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в силу чего должник обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
В постановлении должностного лица вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка, достоверно установлен факт нарушения Администрацией г. Ижевска вышеперечисленных требований законодательства, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
При квалификации деяния Администрации г. Ижевска должностное лицо дало правильную юридическую оценку содеянному. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, которые могли бы повлиять на правильность установления обстоятельств административного правонарушения, доказанность вины Администрации г. Ижевска и правильность выводов должностного лица о доказанности вины Администрации г. Ижевска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в представленных материалах не имеется.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. Обжалуемое постановление содержит в себе сведения, требуемые в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ.
Таким образом, факт неисполнения Администрацией г. Ижевска содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, имел место.
Положения ст. 4.6 КоАП РФ в данном случае не подлежат применению, поскольку для квалификации правонарушения по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ юридическое значение имеет факт неисполнения должником требования в срок, вновь установленный после наложения административного штрафа, а не повторность совершения должником административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в действиях Администрации г. Ижевска не установлена вина в совершении административного правонарушения, судом отклоняются.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Однако сведений о том, что Администрацией г. Ижевска предприняты все зависящие от нее меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, в деле не имеется. В материалах дела и в жалобе отсутствуют какие-либо сведения, свидетельствующие о наличии препятствий для исполнения Администрацией г. Ижевска решения суда, которое в силу ст. 13 ГПК РФ является общеобязательным и подлежит неукоснительному исполнению.
Должником не представлены доказательства того, что нарушение сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения. Должником не представлено также доказательств, что он принял все необходимые и достаточные меры для надлежащего исполнения исполнительного документа.
Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и каких-либо иных обстоятельств, исключающих вину в совершении административного правонарушения, судом не установлено.
Обстоятельства, на которые ссылается должник к числу обстоятельств непреодолимой силы, непреодолимых препятствий, предусмотренных частью 2 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ, не относятся. Отсутствие финансирования, само по себе нельзя расценивать как принятие Администрацией г. Ижевска всех мер для надлежащего исполнения решения суда с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от нее по характеру обязательства.
Отсутствие в муниципальном жилищном фонде жилого помещения, соответствующего по техническим характеристикам помещению, указанному в решении суда, размещение сведений о проведении электронного аукциона на приобретение квартиры, не свидетельствует о том, что Администрацией г. Ижевска были приняты все меры для надлежащего исполнения решения суда о предоставлении гражданину жилого помещения.
Заключение 06 декабря 2017 года Управлением муниципального жилья Администрации г. Ижевска договора социального найма жилого помещения, на основании которого Б.Р.С. в бессрочное владение и пользование передано жилое помещение, не исключает наличие в бездействии Администрации г. Ижевска состава вменяемого административного правонарушения, поскольку его объективная сторона состоит в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок после наложения административного штрафа. Как следует из материалов дела, требование направлено и получено должником 19.07.2017 со сроком исполнения 30 дней. В указанный срок законное требование судебного пристава-исполнителя Администрацией г. Ижевска не исполнено, договор социального найма заключен с Б.Р.С. только 06.12.2017, то есть за пределами этого срока, что свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Таким образом, бездействие Администрации г. Ижевска образует состав вмененного ей административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и должностное лицо пришло к обоснованному выводу о привлечении Администрации г. Ижевска к административной ответственности на основании указанной нормы.
Оснований для признания административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, малозначительным не имеется, поскольку совершенное Администрацией г. Ижевска административное правонарушение посягает на институт судебной власти и в соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства», в связи с чем, органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения. Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 №1-ФКЗ подлежит неукоснительному исполнению.
Данное административное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
Доказательств того, что деяние Администрации г. Ижевска не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, материалы дела не содержат. Устранение нарушений закона не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения Администрации г. Ижевска к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении должностным лицом не допущено процессуальных нарушений, которые бы не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело. Постановление должностным лицом мотивированно, вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права. Должностным лицом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Санкция ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Как следует из представленных материалов, административное наказание назначено Администрации г. Ижевска в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для признания обжалуемого постановления незаконным и его отмены не имеется.
В связи с этим суд находит доводы жалобы Администрации г. Ижевска несостоятельными, а обжалуемое постановление – законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1- 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Степановой Л.Н. от 01 сентября 2017 года о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ Администрации г. Ижевска оставить без изменения, жалобу Администрации г. Ижевска – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Судья Пашкина О.А.