Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4562/2016 ~ М-2856/2016 от 20.04.2016

Дело № 2-4562/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Добраш Т.В.

при секретаре Вышловой О.В.

06 июля 2016 года в г.Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тамаровский С.В., действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к ГКУ ВО ДО «СДЮСШОР-ПЛАВАНИЯ» о признании незаконными действий должностного лица,

У С Т А Н О В И Л :

Тамаровский С.В. обратился в суд с иском к ГКУ ВО ДО «СДЮСШОР-ПЛАВАНИЯ» о признании незаконными действий должностного лица, указав в обоснование требований, что его сын ФИО1, является учащимся ответчика с "."..г. года. "."..г. исполняющий обязанности директора ГКУ ВО ДО «СДЮСШОР-ПЛАВАНИЯ» ФИО6 издала приказ о приостановлении деятельности учебного заведения на неопределенный срок. "."..г. исполняющий обязанности директора ГКУ ВО ДО «СДЮСШОР-ПЛАВАНИЯ» ФИО6 уведомила родителей (законных представителей) о приостановлении деятельности учебного заведения и отчислении с "."..г. учащихся из образовательного учреждения. "."..г. исполняющий обязанности директора ГКУ ВО ДО «СДЮСШОР-ПЛАВАНИЯ» ФИО6 уведомила родителей (законных представителей) об отчислении учащихся с "."..г.. Истец считает приказ от "."..г. незаконным, действия руководителя ответчика превышением служебных полномочий, поскольку ГКУ ВО ДО «СДЮСШОР-ПЛАВАНИЯ» является казенным государственным учреждением. Учредителем учебного заведения является Министерство спорта и молодежной политики Волгоградской области. Открытие, закрытие, приостановление деятельности учреждения является правом и обязанностью учредителя учебного учреждения. В связи с вынесением приказа о приостановлении деятельности произошло нарушение прав несовершеннолетнего сына истца, выразившееся в отчислении учащегося из образовательного учреждения. Просит суд признать действия исполняющего обязанности директора ГКУ ВО ДО «СДЮСШОР-ПЛАВАНИЯ» ФИО6 по вынесению приказа о приостановлении деятельности казенного учреждения и отчислении учащегося незаконными.

В судебном заседании Тамаровский С.В. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ГКУ ВО ДО «СДЮСШОР-ПЛАВАНИЯ» Дряба О.А. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме.

Представители третьего лица Комитета физической культуры и спорта Волгоградской области Агинская О.Ю., Толстопятова Н.В. в судебном заседании исковые требования Тамаровского С.В. не признали в полном объеме.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, "."..г. года рождения, родителями которого являются Тамаровский С.В. и ФИО3, с "."..г. года является обучающимся МКОУ ДОД «СДЮСШОР- плавания».

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 14.04.2014 № 333 "О передаче муниципальных учреждений из муниципальной собственности городского округа-город Волжский Волгоградской области в государственную собственность Волгоградской области" СДЮСШОР-плавание было передано в ведение министерства спорта и молодежной политики Волгоградской области (постановлением Губернатора Волгоградской области от 05.11.2014 № 99 министерство спорта и молодежной политики Волгоградской области переименовано в комитет физической культуры и спорта Волгоградской области).

СДЮСШОР-плавание образовано как государственное казенное учреждение.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и/или исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Таким образом, казенное учреждение представляет собой юридическое лицо, решающее определенные задачи в ключе полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления).

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение имеет следующие правовые особенности:

казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое право предусмотрено в его учредительных документах;

доходы, поступающие казенному учреждению у него не остаются, а в полном объеме поступают в доход соответствующего бюджета РФ и учитываются на отдельных лицевых счетах.

То есть к казенным учреждениям отнесены те учреждения, которые по определению должны содержаться за счет бюджетов всех уровней и их цель - оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение государственных (муниципальных) функций.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Таким образом, все расходы казенного учреждения должны финансироваться за счет бюджета.

Согласно ст. 9.1 Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» функции и полномочия учредителя в отношении государственного казенного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации, осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Обеспечение финансово-хозяйственной деятельности своих подведомственных казенных учреждений учредители осуществляют в рамках доведенных до них государственных заданий. Показатели государственного задания являются основой для составления сметы казенного учреждения.

Постановлением Администрации Волгоградской области от 30.12.2015 818-п утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Волгоградской области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (далее - Положение).

В соответствии с данным Положением государственное задание для государственных казенных учреждений формируется главными распорядителями средств областного бюджета, в ведении которых находятся государственные казенные учреждения.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственным казенным учреждением осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы этого учреждения.

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 22.10.2013 № 12-08-06/44036 разъяснено, что государственные задания формируются для казенных учреждений главными распорядителями бюджетных средств, в ведении которых эти учреждения находятся. Принятие решения о формировании государственного задания для государственных казенных учреждений является правом, а не обязанностью главных распорядителей бюджетных средств, в ведении которых такие учреждения находятся.

В соответствии с п. 2.6. Устава СДЮСШОР-плавания выполняет государственное задание, установленное учредителем. Организация вправе сверх установленного государственного задания оказывать услуги, относящиеся к ее основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц на одинаковых при оказании однородных услуг условиях и за плату, порядок определения которой устанавливается учредителем (пункт 2.8. Устава СДЮСШОР-плавание). При этом, платные услуги не могут быть оказаны взамен и (или) в ущерб основной деятельности организации (в том числе образовательной), осуществляемой в рамках выполнения государственного задания.

Таким образом, основная деятельность организации (в том числе образовательная), осуществляется на бесплатной основе.

Комитетом физической культуры и спорта Волгоградской области (далее - Комитет) до СДЮСШОР-плавание государственное задание на 2016 год не было доведено и, соответственно, деятельность СДЮСШОР-плавание по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта и программ спортивной подготовки по плаванию не была финансово обеспечена.

Указанное следует из пояснений представителя ответчика, представителей третьего лица.

Указанное обстоятельство не отрицалось и истцом в судебном заседании.

Согласно лицензии на осуществление образовательной деятельности №... от "."..г., выданной министерством образования и науки Волгоградской области (серия 34Л01 №...) государственное казенное учреждение Волгоградской области дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по плаванию" вправе осуществлять образовательную деятельность только в пределах одного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, то есть по месту нахождения спортивного объекта (бассейн), принадлежащего МУП «Центральный стадион».

Образовательная деятельность учреждения в "."..г. году на базе МУП «Центральный стадион» осуществлялась на основании контракта №... от "."..г., в соответствии с которым муниципальное унитарное предприятие «Центральный стадион» городского округа - город Волжский Волгоградской области оказывало СДЮСШОР-плавание платные услуги по предоставлению спортивных сооружений (копия государственного контракта прилагается).

В связи с недофинансированием учредителем основной деятельности СДЮСШОР- плавание, "."..г. между СДЮСШОР-плавания и МУП «Центральный стадион» городского округа - город Волжский Волгоградской области заключено соглашение о расторжении государственного контракта на оказание услуг по предоставлению спортивных сооружений для проведения занятий по плаванию.

Таким образом, отсутствие государственного задания (отсутствие финансирования образовательной и хозяйственной деятельности), отсутствие спортивных сооружений для проведения занятий по плаванию фактически привели к невозможности осуществления СДЮСШОР-плавания уставных задач и целей деятельности.

"."..г. исполняющим обязанности директора СДЮСШОР-плавания ФИО6 принято решение о приостановлении деятельности СДЮСШОР-плавания на неопределенный срок (приказ №... от "."..г.).

Оценивая соответствие указанного приказа требованиям действующего законодательства и полномочиям директора образовательного учреждения, суд приходит к следующему.

В силу пунктов 6, 8 ст.51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

В соответствии с Уставом СДЮСШОР-плавания, единоличным исполнительным органом СДЮСШОР-плавания является руководитель – директор.

К компетенции директора СДЮСШОР-плавание относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью организации, за исключением вопросов, отнесённых законодательством к компетенции Учредителя (п.6.4 Устава).

Согласно п.6.5 Устава директор организации, в частности, организует работу организации, в пределах своей компетенции издает приказы, дает распоряжения и указания, обязательные для всех работников организации, решает иные вопросы, за исключением вопросов, отнесенных законодательством или Уставом к компетенции Учредителя, коллегиальных органов управления организации.

Согласно статье 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом

В силу ч.2ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Оспаривая действия руководителя ответчика по приостановлению деятельности учреждения, истец обосновывает требования нарушением указанных норм права.

Вместе с тем, в ст.ст.57, 61 ГК РФ речь идет о реорганизации, ликвидации юридического лица.

Такого решения руководителем СДЮШОР-плавания не принималось.

Решение о приостановлении деятельности учреждения принято руководителем в пределах полномочий по текущему руководству деятельности учреждения, обусловлено отсутствием финансирования, отсутствием спортивного сооружения, и, как следствие, невозможности выполнения как образовательной программы, так и осуществления текущей хозяйственной деятельности школы. Фактически в оспариваемом приказе речь идет о простое учреждения, вызванном объективными причинами, не зависящими от воли как самого образовательного учреждения, так и обучающихся школы и их законных представителей.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ о приостановлении деятельности образовательного учреждения принят исполняющим обязанности директора школы в пределах своей компетенции, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Письмом "."..г. №... СДЮСШОР-плавания уведомила истца о приостановлении деятельности школы, предложила до "."..г. рассмотреть вопрос о переводе ФИО1 в МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа №...» г.Волжского или в ГАУ ВО «Центр спортивной подготовки по плаванию». Истец был предупрежден, что в случае отказа от перевода, ФИО1 с "."..г. будет отчислен из СДЮСШОР-плавания.

Истец в судебном заседании не отрицал, что на перевод ФИО1 в предложенные учреждения он не согласен.

Приказом и.о. директора СДЮСШОР-плавания №... от "."..г. ряд учащихся образовательного учреждения, в том числе ФИО1, отчислены из школы.

В силу ч.1 ст.61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:

1) в связи с получением образования (завершением обучения);

2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.3 ч.2 настоящей статьи образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

- по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ч.4 ст.61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность

Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, прекращаются с даты его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Поскольку в судебном заседании установлено, что СДЮСШОР-плавания не обеспечена финансированием на "."..г. год, у школы отсутствуют спортивные сооружения для занятий плаванием, что привело к невозможности осуществления образования деятельности, суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания для отчисления ФИО1 из школы на основании п.3 ч.2 ст.61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Доводы истца о том, что руководителем школы оспариваемый приказ принят в нарушение положений Устава, суд находит несостоятельными.

В силу п.3.16 Устава обучающиеся и спортсмены в организации моугт быть отчислены из школы в следующих случаях:

- в связи с невыполнением контрольных тестов, нормативов;

- по медицинским показаниям;

- в связи с систематическим нарушением дисциплины и правил внутреннего распорядка;

- неоднократными пропусками тренировочных занятий без уважительных причин.

Согласно п.3.17 Устава решение об отчислении принимается Педагогическим советом, оформляется приказом директора.

Из содержания указанных положений Устава следует, что Педагогическим советом принимается решение об отчислении учащихся по основаниям, предусмотренным Уставом школы.

ФИО1 отчислен из учебного заведения на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которым, как указано выше, решение Педагогического совета для отчисления учащегося не требуется.

Таким образом, нарушений закона и прав несовершеннолетнего при отчислении его из учебного заведения, судом не установлено.

Кроме того, согласно уведомлению Комитета образования и науки Волгоградской области №... от "."..г., с "."..г. у СДЮСШОР-плавания прекращено действие лицензии на осуществление образовательной деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Тамаровский С.В. в удовлетворении требований к ГКУ ВО ДО «СДЮСШОР-ПЛАВАНИЯ» о признании незаконными действий исполняющего обязанности директора по вынесению приказов о приостановлении деятельности казенного учреждения и отчислении учащегося отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В.Добраш

Справка: мотивированный текст решения изготовлен 11 июля 2016 года.

Судья Т.В.Добраш

2-4562/2016 ~ М-2856/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тамаровский Сергей Владимирович
Ответчики
ГКУ ВО ДО "СДЮШОР-ПЛАВАНИЯ"
Другие
Комитет физической культуры и спорта Волгоградской области
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Судья
Добраш Татьяна Валериевна
Дело на странице суда
vol--vol.sudrf.ru
20.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2016Передача материалов судье
25.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2016Подготовка дела (собеседование)
23.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2016Судебное заседание
06.07.2016Судебное заседание
11.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2017Дело оформлено
10.01.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее