Судебный акт #1 (Решения) по делу № 21-1139/2015 от 03.12.2015

Дело № 7-1839-2015 (21-1139/2015)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Симонова Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Добрыдневой Т.С., с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Синевой А.М., рассмотрев в г.Перми 22 декабря 2015 года жалобу директора ООО «***» Доможирова П.П. на решение судьи Мотовилихинского районного суда г.Перми от 23 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора ООО «***» Доможирова П.П.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора г.Перми по пожарному надзору отделения надзорной деятельности г.Перми Мотовилихинского района 1 ОНД по г.Перми М. от 14.08.2015 года директор ООО «***» Доможиров П.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Решением судьи Мотовилихинского районного суда г.Перми от 23 октября 2015 года, вынесенным по результатам пересмотра дела по жалобе директора ООО «***» Доможирова П.П., постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Доможиров П.П. просит отменить состоявшиеся по делу акты о привлечении его к административной ответственности. В обоснование доводов указывает, что проверка на соблюдение требований пожарной безопасности была проведена с нарушением порядка, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Из текста постановления о привлечении к административной ответственности не ясно на основании каких документов устанавливались факты нарушений и чем такие нарушения подтверждаются. Кроме того, указывает на то, что декларация пожарной безопасности была предоставлена в ходе проверки. В соответствии с ч.6 ст.64 ФЗ-123 предоставление уточненной или вновь разработанной декларации на дату проведения проверки не требовалось, поскольку договор субаренды заключен 25.11.2014 года. Инструкция о мерах пожарной безопасности также была представлена. На момент проведения проверки АЗС была оснащена необходимым количеством первичных средств пожаротушения. Полагает, что имеются основания для освобождения его от административной ответственности в связи с малозначительностью.

В судебное заседание в краевом суде Доможиров П.П. не явился, о времени и месте слушания дела был извещен.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, дело об административном правонарушении, заслушав заключение прокурора, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В силу ч.3 ст.20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективную сторону административных правонарушений составляют действия или бездействие указанных в ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ субъектов административной ответственности, состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ).

В настоящее время требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, определены Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390.

Кроме того, наряду с Правилами противопожарного режима также действуют и иные нормативные документы по пожарной безопасности, и нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности, утвержденные в установленном порядке (статьи 1, 2 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ).

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «***» на основании договора субаренды №** от 25.11.2014 года приняло во временное владение и пользование автозаправочную станцию АЗС №** «***», расположенную по адресу: ****. При этом, в соответствии с пунктом 2.3.4 указанного договора ООО «***» приняло на себя обязательства соблюдать правила противопожарной безопасности.

В ходе проверки, проведенной 26.05.2015 года, в соответствии с положениями Федерального закона «О прокуратуре в РФ» помощником прокурора прокуратуры Мотовилихинского района г.Перми с привлечением специалистов отделения надзорной деятельности г.Перми по Мотовилихинскому району 1 ОНД по г.Перми было установлено, что на автозаправочной станции, расположенной по адресу: ****, имеются нарушения требований Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года, Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", НПБ 111-98, всего выявлено 8 нарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ.

Как указывалось выше, за изложенные нарушения, постановлением № ** государственного инспектора г.Перми по пожарному надзору М. от 14.08.2015 года Доможиров П.П., как директор ООО «***», признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

При пересмотре дела судья районного суда согласился с выводом должностного лица о наличии в действиях Доможирова П.П. состава вмененных административных правонарушений.

Вопрос о наличии вины Доможирова П.П. в совершении административного правонарушения исследовался должностным лицом надзорного органа и судьей районного суда в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в постановлении о привлечении к административной ответственности и в решении судьи районного суда.

Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности принято в установленные ст.4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения лиц к административной ответственности по данной категории дел.

При рассмотрении настоящего дела об административных правонарушениях, судья краевого суда считает, что факты нарушений требований пожарной безопасности свидетельствуют о том, что Доможировым П.П. не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности, при этом в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что возможностью для соблюдения правил и норм директор не располагал.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей назначено Доможирову П.П. в пределах санкции, установленной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ в минимальном размере.

Вместе с тем, нельзя согласиться с выводами должностного лица, судьи районного суда о нарушении Доможировым П.П. требований ч.6 ст.64 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п.п.2, 457 ППР в РФ на основании следующего.

В соответствии с ч.6 ст.64 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ для объектов защиты, введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, декларации пожарной безопасности представляются в течение одного года со дня их ввода в эксплуатацию. Уточненные или разработанные вновь декларации пожарной безопасности представляются в случае изменения содержащихся в них сведений (смены собственника или иного лица, владеющего объектом защиты на законном основании, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты) в течение одного года со дня изменения сведений.

Как следует из материалов дела и указано выше ООО «***» владеет АЗС с 01.12.2014 года на основании договора от 25.11.2015, следовательно, на 26.05.2015 года (момент проведения проверки), с учетом вышеприведенных требований закона срок уточнения существующей декларации пожарной безопасности или разработки новой декларации пожарной безопасности не истек.

Согласно п.2 ППР в РФ в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения.

Указанный раздел состоит из трех пунктов объемного содержания. Материалы дела не позволяют сделать вывод о том, какие именно требования к инструкции о мерах пожарной безопасности, не соблюдены Доможировым П.П.. В акте проверки, составленном должностным лицом прокуратуры, такая информация отсутствует, равно как и в информационном письме должностного лица административного органа. Соответствие инструкции требованиям ППР в РФ не может быть проверено по причине непредставления в материалы дела текста инструкции.

Пункт 457 ППР в РФ указывает на необходимость наличия на автозаправочных станциях первичных средств пожаротушения в соответствии с установленными в нем нормами в зависимости от количества топливнораздаточных колонок, а также на площадке для автоцистерны. Заявитель жалобы нарушение данного пункта оспаривает. При этом в материалах дела также не содержится информации о том, какие именно первичные средства пожаротушения имелись на 26.05.2015 года, а какие отсутствовали.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст.1.5 КоАП РФ следует исключить из числа выявленных нарушений следующие нарушения правил пожарной безопасности: 1) на объекте АЗС отсутствует уточненная или вновь разработанная декларация пожарной безопасности (ч.6 ст.64 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; 2) инструкция о мерах пожарной безопасности не соответствует требованиям раздела XVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.202 №390 (п.2 ППР в РФ); 3) автозаправочная станция не оснащена необходимым количеством первичных средств пожаротушения (п.457 ППР в РФ), и, соответственно, суждения о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.20.4 КоАП РФ.

В остальной части принятые по делу акты подлежат оставлению без изменения.

В соответствии с ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Исключение указанных выше пунктов на правильность выводов должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях Доможирова П.П. состава вмененных правонарушений, их квалификацию по ч.1 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, а также на размер назначенного административного наказания не влияет, поскольку административное наказание, как указывалось выше, назначено с учетом приведенной статьи в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы о нарушении при проведении проверки порядка, установленного Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» судья краевого суда находит несостоятельными.

Как верно указал судья районного суда, положения Федерального закона от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются при осуществлении прокурорского надзора. В связи с этим доводы жалобы о грубых нарушениях в ходе проверки требований приведенного Федерального закона необоснованны.

Довод жалобы о том, что совершенное правонарушение является малозначительным, не влечет отмену состоявшихся по делу актов. Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. С учетом конкретных обстоятельств дела, важности и значимости охраняемых нормой, установленной ст.20.4 КоАП РФ, общественных отношений в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, принимая во внимание, что любые нарушения в данной сфере по своей природе являются существенными, о чем свидетельствует значительный размер штрафов и более продолжительные сроки давности привлечения к ответственности за их совершение, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется. Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного рассматривать жалобу.

Обстоятельства, которые бы послужили основанием для применения ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ и назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере ниже предусмотренного санкцией ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, не установлены, а Доможировым П.П. не заявлены.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 23.10.2015 года, постановление государственного инспектора г.Перми по пожарному надзору отделения надзорной деятельности г.Перми Мотовилихинского района 1 ОНД по г.Перми М. от 14.08.2015 года изменить, исключив из них суждение о наличии в действиях Доможирова П.П. нарушений требований ч.6 ст.64 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п.2, 457 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012 года, и признав директора ООО «***» Доможирова П.П. виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст.20.4 КоАП РФ.

В остальной части решение судьи Мотовилихинского районного суда г.Перми от 23.10.2015 года, постановление государственного инспектора г.Перми по пожарному надзору отделения надзорной деятельности г.Перми Мотовилихинского района 1 ОНД по г.Перми М. от 14.08.2015 года оставить без изменения, жалобу Доможирова П.П. – без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья -подпись – Симонова Т.В.

21-1139/2015

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Истцы
Прокурор Пермского края В.И.Антипов
Заместитель прокурора Мотовилихинского района г. Перми Бызов Д.П.
Ответчики
Доможиров Петр Петрович
Другие
Мисонова Ирина Николаевна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Симонова Татьяна Владимировна
Статьи

КоАП: ст. 20.4 ч.1

ст. 20.4 ч.3

ст. 20.4 ч.4

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
03.12.2015Материалы переданы в производство судье
10.12.2015Судебное заседание
22.12.2015Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее