Судья Сорокина Т.В. Дело № 33-18237/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Мизюлина Е.В.,
судей Шишкина И.В. и Алябушевой М.В.,
при секретаре Томилове В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 5 июня 2019 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Люберецкого городского суда Московской области от 28 января 2019 года по делу по иску Моисеевой Л. П. и Бублика В. А. к Министерству социального развития Московской области о признании решений незаконными и недействительными, обязании выделить санаторно-курортные путевки,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
объяснения представителя ответчика Филиппова Л.М.,
УСТАНОВИЛА:
Моисеева Л.П. и Бублик В.А. обратились в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, которым просили: признать решение Люберецкого УСЗН о возврате заявления от 11.10.2017 г. с приложенной медицинской справкой формы № 070/у незаконным, признать решения Люберецкого УСЗН № 135751 от 09.02.2018 г. и № 58201 от 22.01.2018г. недействительными в части даты регистрации заявлений на предоставление государственной услуги, признать, что датой регистрации заявления Моисеевой Л.П. на предоставление государственной услуги является 11.10.2017 г., заявления Бублик В.А. - 07.11.2017 г., обязать выделить путевки на санаторно-курортное лечение одновременно до 31.05.2019 г. в осенне-весенний период в соответствии с рекомендациями лечащих врачей.
Требования мотивированы тем, что они, как мать и сын включены в Федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, состоят на учете в Люберецком управлении социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области. 03.03.2011г. им были выданы медицинские справки формы № 070/у, которые были представлены ими в Люберецкое управление социальной защиты населения для постановки на учет на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, что подтверждается уведомлением № 661. Указали, что они были зарегистрированы в Управлении на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение 05.04.2011г. В соответствии с требованиями Федерального закона № 178 ФЗ от 17.07.1999 г. указанную льготу нам должны были предоставить в течение календарного года с момента подачи заявления о предоставлении услуги и предоставления справки формы № 070/у. В данном случае льгота была предоставлена им только в июне 2013 года, с 26.06.2013 г. по 16.07.2013 г., что подтверждается обратным талоном санаторно-курортной организации, прилагаемым к настоящему заявлению. Исходя из указанного выше ответа следует, что задержка предоставления путевки на санаторно-курортное лечение была связана с тем, что заявки на предоставление путевок направляются управлением в Министерство социального развития Московской области, которое осуществляет заключение государственных контрактов, закупку санаторно-курортных путевок и распределение их по территориальным подразделениям Министерства. Путевка была предоставлена им по мере поступления путевок в управление в соответствии с профилем заболевания и очередностью. Они не стали оспаривать действия сотрудников управления, так как ими было удовлетворено их заявление о предоставлении путевок одновременно в рекомендованный срок. Указали, что в 2013 г. им были выданы новые справки указанной формы, которые были представлены ими в Люберецкое управление социальной защиты населения вместе с заявлениями. В течение срока действия справок льгота им не была предоставлена. Они в соответствии с требованиями управления ежегодно предоставляли повторные справки формы № 070/у. Такие справки предоставлялись ими в 2014, в 2015 и в 2016 годах. Однако, ни в 2014, ни в 2015, ни в 2016 году путевки им предоставлены не были. 15.09.2016г. Моисеева Л.П. обратилась с жалобой к начальнику Люберецкого управления социальной защиты населения. 20.09.2016г. в ее адрес был направлен ответ № 18-46.1-09/437, подписанный начальником управления И.П. Мартыновой, в котором было указано, что по вопросу обеспечения бесплатным санаторно-курортным лечением Бублик В.А. обратился 01.01.2014 г., а Моисеева Л.П. 24.12.2015 года. С этого момента они были внесены в реестр граждан на обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение. Истцы указали, что им указано, что ввиду отсутствия положения о приоритетном выделении путевок для какой-либо категории из числа получателей социальных услуг, они будут обеспечены санаторно-курортными путевками в порядке очередности, при этом будут учтены их пожелания в отношении совместного отдыха. Учитывая доброжелательное отношение сотрудников управления, они вновь не стали обращаться за судебной защитой наших прав. Спустя год им были предоставлены путевки (с 12.09.2017 г. по 29.09. 2017г.). Указали, что в 2017 г. им были выданы новые справки формы N2 070/у, которые 11.10.2017 г. вместе с заявлением были поданы ими в управление через МФЦ, что подтверждается распиской о приеме документов, прилагаемой к настоящему заявлению. В январе 2018 года их обязали представить новую справку. Требование управления было выполнено. В феврале 2018 г. Моисеева Л.П. получила решение Люберецкого управления социальной защиты населения N2 135751 о включении ее в реестр граждан, имеющих место жительства в Московской области, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, и состоящих на учете нуждающихся в путевке на санаторно-курортное лечение, с 09.02.2018 г. Тогда же ей стало известно о том, что первое ее заявление от 11.10.2017 г. было возвращено ей через МФЦ по тем основаниям, что в 2017 г. ей уже предоставлялась путевка. Так как это решение и пакет документов к ней не поступали, она обратилась в МФЦ. Документы не были найдены, Моисеевой Л.П. сообщили о том, что они утрачены и выдали ей выписку из реестра приема-передачи документов, из которой следует, что документы поступили в МФЦ 12.10.2017 г. для возврата заявителю с резолюцией « возврат, т.к. в 2017 г. уже была по путевке, повторное обращение не ранее января 2018 г.», в котором отсутствует ее подпись о получении документов. Истцы считают, что решение управления о возврате заявления и включении Моисеевой Л.П. в реестр с 09.02.2018 г. незаконным. Путевка на санаторно-курортное лечение в 2017 году ей была предоставлена по справке 2013 г. Санаторно-курортное лечение в 2014-2016 гг. ей предоставлено не было, что подтверждается справкой лечебного учреждения. Истцы полагают, что данная социальная услуга должна была быть предоставлена ей не позднее 31.12.2014г. Моисеева Л.П. считает, что документы ее обращения с заявлением 11.10.2017 г. были представлены, поэтому истцы считают, что датой обращения Моисеевой Л.П. за оказанием государственной услуги должно быть указано 11.10.2017 г. Истцы указали, что 07.11.2017 г. Моисеева Л.П. по доверенности от сына Бублик В.А. подала через МФЦ заявление и справку формы N2 070/у для постановки его на учет, что подтверждается выпиской из электронного журнала. В их адрес поступило решение Люберецкого управления социальной защиты населения N2 58201 от 22.01.2018 г. о включении Бублик В.А. в реестр граждан, имеющих место жительства в Московской области, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, и состоящих на учете нуждающихся в путевке на санаторно-курортное лечение. В нем указано, что дата регистрации заявления нa предоставление услуги является 22.01.2018 г., с чем они согласны, так как первоначальное заявление было подано Моисеевой Л.П. от имени Бублик В.А. 07.11.2017 г., а 22.01.2018 г. было зарегистрировано повторное обращение Бублик В.А. для предоставления справки формы N9 070/у за истечением срока действия предыдущей по требованию управления. Так как услуга предоставляется управлением, исходя из очередности, дата обращения имеет существенное значение, поэтому считают, что решение управления в этой части должно быть признано недействительным и дата регистрации обращения должна быть изменена на 07.11.2017 г.
В судебном заседании истец Моисеева Л.П. заявленные требования поддержала, представитель ответчика иск не признал.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 28.01.2019 года постановлено: - обязать Министерство социального развития Московской области в лице Люберецкого управления социальной защиты населения выделить Моисеевой Л. П. и Бублик В. А. путевки на санаторно-курортное лечение одновременно до 31.05.2019г.
- в остальной части исковых требований о признании решения о возврате заявления Моисеевой Л. П. от 11.10.2017г., незаконным, признании решений № 135751 от 09.02.2018г. и № 58201 от 22.01.2018г. недействительным в части даты регистрации заявлений, о признании датой регистрации заявления Моисеевой Л.П. на предоставления государственной услуги - 11.10.2017г., заявления Бублик В.А. – от 07.11.2017г., отказать.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе представитель ответчика просит его отменить в части возложения обязанности на Министерство социального развития выделить Моисеевой Л.П. и Бублик В.А. путевки на санаторно-курортное лечение одновременно до 31.05.2019г.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых поименованы инвалиды (п. 8 ст. 6.1).
Статьей 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с п. 3.1 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 3.7, 3.9 при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, которые выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Московской области заключено соглашение о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение.
В целях реализации Соглашения Правительством Московской области Постановлением от 26.01.2011 года N 61/2 утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, путевок на санаторно-курортное лечение, который определяет условия оказания отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно п. 1.2 настоящего Порядка, реализация на территории Московской области полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется по мере поступления бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Московской области в форме субвенций, в пределах объема указанных бюджетных ассигнований.
В соответствии с п. 1.3 Порядка право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно имеют указанные в данном пункте категории граждан при наличии медицинских показаний.
Согласно п. 2.1 настоящего порядка обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления территориальным структурным подразделением Министерства гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации.
В соответствии с п. п. 2.3 и 2.4 настоящего Порядка периодом предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно является календарный год.
Днем обращения за предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение считается день приема Уполномоченным подразделением документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка.
Судом установлено, что Моисеева Л.П., 12.06.1946 г.р., согласно справке серии МСЭ-2014 № 2729709 является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, бессрочно.
Первично обратилась в Люберецкое управление социальной защиты населения с заявлением на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение 05.04.2011 г.
Бублик В.А., 19.05.1968 года рождения, согласно справке серии ВТЭ-175 № 090100 является инвалидом 2 группы, бессрочно.
Первично обратился в Люберецкое управление социальной защиты населения с заявлением на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение 19.06.2013г.
Судом установлено, что в 2017 году Бублик В.А. и Моисеевой Л.П. Люберецким УСЗН были предоставлены путевки в ЛПУ «Санаторий им. Анджиевского» с датой заезда с 12.09.2017 по 29.09.2017, в связи с чем, согласно и. 1.9 Постановления Правительства Московской области от 26.01.2011 № 61/2 «Об оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» в действовавшей на тот момент редакции №8 от 27.06.2017, они были исключены из реестра.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2.3 Определения от 03.04.2014 N 086-О, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
Ответчик не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", п. п. 2.3 и 2.4 Порядка, реализация на территории Московской области полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, так как указанные нормы направлены на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Проанализировав положения закона, оце5нив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, установив, что в 2018 году путевки Министерством социального развития Московской области путевки на санаторно-курортное лечение Бублик В.А и Моисеевой Л.П. выделены не были, обязал ответчика предоставить последним такие путевки одновременно до 31.05.2019 г., с чем судебная коллегия согласиться не может.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Тогда как в соответствии с ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, что само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Между тем суд первой инстанции неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.
Принимая решение обязывающее ответчика предоставить истцам путевки на санаторно-курортное лечение одновременно до 31.05.2019г. судом не приняты во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение в территориальном управлении социальной защиты населения заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истцов.
Представленные материалы свидетельствуют о том, заявления истцов были приняты ответчиком на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в порядке очередности. Следовательно, путевки на санаторно-курортное лечение должны быть предоставлены истцам исходя из последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
При таких обстоятельствах решение суда в обжалуемой части подлежит изменению.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 28 января 2019 года в обжалуемой части -в части возложения обязанности на Министерство социального развития Московской области предоставить Моисеевой Л. П. и Бублику В. А. путевки на санаторно-курортное лечение одновременно до 31 мая 2019 года
изменить.
Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить Моисеевой Л. П. и Бублику В. А. путевки на санаторно-курортное лечение за 2018 год в порядке очередности.
Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области –удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи