Дело № 2-2567/2021
Решение
именем Российской Федерации
15 июля 2021 года г. Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Зуева Н.В.,
при секретаре Петровой А.А.,
с участием представителей истца Матвеевой А.А., Андреевой М.Г.,
представителя ответчика Администрации Великого Новгорода Корбан Е.С.,
представителя ответчика МКУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» Ерошенко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Ивановой Н.В. к Администрации Великого Новгорода, МКУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» и МКУ Великого Новгорода «Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Великого Новгорода» о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, исключении жилого помещения из числа специализированного жилого фонда, обязании заключить договор социального найма и установлении факта проживания,
установил:
Иванова Н.В. обратилась в Новгородский районный суд с иском к МКУ Великого Новгорода «Городское хозяйство», Администрации Великого Новгорода и МКУ «УХТО Администрации Великого Новгорода» о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, исключении жилого помещения из числа специализированного жилого фонда, обязании заключить договор социального найма и установлении факта проживания, в обосновании указав, что зарегистрирована и проживает в комнате 17,7 кв.м., находящейся в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, является нанимателем указанной комнаты. ДД.ММ.ГГГГ с истцом был заключен договор социального найма, однако впоследствии договор признан недействительным, по причине того, что в 1991 году бывшему супругу истца на указанную комнату выдан служебный ордер. С учетом того, что бывший супруг в комнате не проживает, учитывая несение расходов по содержанию комнаты, истец просит признать за собой право пользования комнатой, исключить комнату из числа специализированного жилого фонда, обязать МКУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» заключить договор социального найма и установить факт проживания в период с июля по ноябрь 1991 г. по адресу: <адрес>.
Определением суда от 30.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Иванов С.Г.
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом.
Представители истца требования поддержали в полном объеме.
Представители ответчиков Администрации Великого Новгорода и МКУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» требования не признали. Пояснили, что спорная комната относится к специализированному жилому фонду и по договору социального найма предоставлена Ивановой Н.В. быть не может. Решение об исключении спорной комнаты из специализированного жилого фонда не принималось.
Представитель МКУ «УХТО Администрации Великого Новгорода» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть в свое отсутствие.
Третье лицо Иванов С.Г. в судебное заседание не явился, извещался по адресу регистрации.
Суд, руководствуясь ч.ч. 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы по делу, суд приходит к следующему.
В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся в частности служебные жилые помещения.
Статьей 104 ЖК РФ установлено, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: 1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; 3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как разъяснено в пп. «г» п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении судами Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Согласно п. «а» п. 41 вышеуказанного Пленума использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями. Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, в силу которых включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда, производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 82 ЖК РФ дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя.
В судебном заседании установлено, что Иванова Н.В. зарегистрирована в комнате 17,7 кв.м., находящейся трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Указанная комната предоставлена Иванову С.Г. по служебному ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с его работой в ПЖЭТ-2 в должности электромонтера.
Регистрация Иванова С.Г. в указанной комнате была в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Брак между Ивановыми Н.В. и С.Г. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Президиума Новгородского областного Совета народных депутатов от 20.05.1991 № 60п жилой дом <адрес>, относящийся к имуществу исполнительного комитета городского Совета народных депутатов закреплен в муниципальную собственность Новгородского городского Совета народных депутатов.
Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации великого Новгорода № 90 от 16.02.2009 жилой дом <адрес> исключен из реестра муниципальной собственности. Этим же приказом в реестр муниципальной собственности включено жилое помещение площадью 17,7 кв.м. в квартире <адрес>. Указанное жилое помещение передано в оперативное управление МУ «Служба заказчика по ЖКХ Великого Новгорода».
Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Великого Новгорода № 2389 от 31.12.2015 прекращено право оперативного управления МБУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» на спорную квартиру, квартира включена в состав муниципальной казны Великого Новгорода.
Как следует из решения президиума Новгородского областного Совета народных депутатов от 20.05.1991 г. № 60п оно принято на основании законов РСФСР «О собственности в РСФСР», «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям», решения 4-й сессии Новгородского областного Совета народных депутатов 21-го созыва о делегировании президиуму областного Совета права принимать решения о составе муниципальной собственности, передаваемой в ведении Новгородского городского Совета народных депутатов.
Согласно статьи 2 Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций). Из пункта 1 статьи 23 указанного Закона следует, что в муниципальной собственности района, города и входящих в них административно-территориальных образований, частности, находятся: жилищный фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда.
Согласно ст. 2 Закона РСФСР от 21.11.1990 г. № 343-1 «О дополнительных полномочиях Местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям» в области формирования муниципальной собственности краевые, областные, районные, городские (кроме городов районного подчинения) Советы народных депутатов, а по их поручению также городские районного подчинения, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов осуществляют инвентаризацию, оценку и составляют перечни предприятий, организаций и имущества для передачи в муниципальную собственность и протоколы их согласования соответственно с вышестоящими и нижестоящими Советами, вносят предложения в вышестоящие Советы, органы государственного управления, предприятия, учреждения и иные организации о передаче в муниципальную собственность предприятий, организаций, учреждений, а также иных объектов, относящихся к государственной собственности и имеющих особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения, функционирования местного хозяйства. Решение о составе муниципальной собственности, находящейся в ведении местного Совета народных депутатов, при соблюдении указанной процедуры и условий принимает вышестоящий Совет народных депутатов.
Из анализа указанных норм следует, что решение от 20.05.1991 № 60п было принято с целью реализации вводимого в действие (на момент принятия решения) законодательства с целью закрепления муниципальной собственности на имущество, которое в действительности и было собственностью муниципальных органов.
Таким образом, факт внесения спорного жилого помещения в реестр муниципального имущества не предполагает изменение статуса жилого помещения, поскольку спорное жилое помещение находилось в ведении Новгородского городского Совета народных депутатов.
При этом решение о выводе указанного жилого помещения из муниципальной собственности не принималось, в связи с чем положения ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к данным правоотношениям не применяются.
Пунктом 5.1. Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Великого Новгорода, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 27.04.2006 № 298, установлено, что исключение жилого помещения, из муниципального специализированного жилищного фонда Великого Новгорода, за исключением жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится на основании постановления Администрации Великого Новгорода с учетом решения общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Великого Новгорода.
Понуждение собственника жилищного фонда, который по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские права, к исключению служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда и включению их в состав социального жилищного фонда, в том числе по требованию нанимателя, действующим законодательством не предусмотрено.
То обстоятельство, что истец зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении длительное время, оплачивает коммунальные услуги, поддерживает надлежащее состояние и обеспечивает сохранность данного жилого помещения, не является достаточным доказательством пользования им указанным помещением на условиях договора социального найма.
С учетом того, что сведений об исключении спорного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда и включение его в состав социального жилищного фонда не имеется, учитывая также отсутствие сведений о включении истца в состав лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, принимая во внимание отсутствие решения общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Великого Новгорода об исключении спорного жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда Великого Новгорода, требования в части признания права пользования жилым помещением на условиях социального найма, исключения жилого помещения из числа специализированного жилого фонда и обязании заключить договор социального найма подлежат оставлению без удовлетворения.
Требования Ивановой Н.В. об установлении факта проживания на территории Великого Новгорода в период с июля по ноябрь 1991 г. также подлежат оставлению без удовлетворения, так как каких-либо доказательств этому не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 19 ░░░░ 2021 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░ 2021 ░.