Дело № 2-1078/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2018 года г. Владикавказ
Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Цопановой З.Г.,
при секретаре судебного заседания Каировой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Промышленного района г.Владикавказ РСО-Алания, с привлечением заинтересованных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управления Роскомнадзора по РСО-Алания о признании информации размещенной на страницах сайтов запрещенных к распространению на территории РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Промышленного района г. Владикавказ РСО-Алания обратился в защиту интересов Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц с заявлением о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети с электронными URL-адресами – ..... - на которых размещена информация порнографического характера, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований заявителем указано следующее, прокуратурой Промышленного района г. Владикавказа проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в ходе которой выявлен факт размещения в сети Интернет материалов порнографического содержания.
В ходе осмотра страниц сайтов с указанными электронными URL-адресами – установлено, что на страницах сайтов размещена информация порнографического характера, где крайне непристойно, цинично и вульгарно-натуралистически изображаются половые отношения, анатомические и (или) физиологические подробности полового акта.
Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний. Информация на этих сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.
Подробная информация оказывает негативное воздействие на психическое состояние несовершеннолетних, подрывает духовное и нравственное развитие детей, смещает моральные акценты, отторгает из от традиционных нравственных ценностей что противоречит целям государственной политики в области содействия физическом и интеллектуальному, психическому духовному и нравственному развитию детей, в том числе из защите от этих факторов.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитии, и в первую очередь подрывает основы конституционного строя, в части обеспечения и защиты конституционного права граждан на защиту материнства и детства в установлено законом порядке.
В соответствии со ст. 38 Конституции РФ и ч. 1 ст. 1 Семейного Кодекса РФ материнство и детство, семья, находятся под защитой государства.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» является недопустимым. Информация, содержащаяся на сайтах ..... является запрещенной, так как содержит сведения порнографического характера.
Распространение информации в сети Интернет и доступ несовершеннолетних и граждан к ней попадает в сферу регулирования Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Закон ..... ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
За распространение порнографических материалов предусмотрена уголовная ответственность по ст. 242 УК РФ.
Пунктом 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержащим материалы порнографического характера.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к указанному Интернет – сайту следует ограничить.
Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ установлено, что создание единого реестра доменных имен. Указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ, основанием для включения в реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов. А также сетевых адресов является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228.
На момент проверки данные указатели страниц сайтов, на которых размещена указанная информация, в Едином реестре отсутствует.
В соответствии со статьей 45 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение прокурора в суд с настоящим заявлением направлено на противодействие распространению информации, наносящей вред здоровью и развитию несовершеннолетних.
В судебном заседании представитель заявителя помощник прокурора Промышленного района г. Владикавказ Марзоев С.С. заявленное требование поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по РСО-Алания не явился. Извещался о дате и времени проведения судебного заседания, об уважительных причинах неявки суду не сообщалось. В адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения заявителя, суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ).
В силу ст.9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона, основаниями для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет", в том числе материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации, в том числе, для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п. 1 ст. 14 названного Федерального закона органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Факт распространения порнографической информации с использованием информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» электронными URL-адресами - ..... - подтверждается актом осмотра ресурса сети «Интернет» от ..... которым установлено, что при введении в адресной строке браузера указанных электронных URL-адресов отображаются сайты порнографического характера.
Из рапорта помощника прокурора Промышленного района г. Владикавказ Саламовой В.У. следует, что ....., в ходе мониторинга сети «Интернет» были выявлены материалы порнографического содержания на страницах сайтов с URL-адресами: - .....
Заключением специалистов Правления Союза кинематографистов Северной Осетии ..... от ..... установлено, что на страницах сайтов с указанными электронными URL-адресами - ..... размещена информация порнографического характера, в которой крайне непристойно цинично и вульгарно-натуралистически изображаются половые отношения, анатомические и физиологические подробности полового акта.
Из отзыва по существу заявленных требований Управления Роскомнадзора по РСО-Алания, следует, что в рамках полномочий сотрудниками Управления был проведен мониторинг, в результате которого подтвердился факт доступа на Интернет-ресурс и отсутствие в Едином государственном реестре записи с электронными URL-адресами: ......
При таких обстоятельствах, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Промышленного района г. Владикавказ РСО-Алания, с привлечением заинтересованных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управления Роскомнадзора по РСО-Алания о признании информации запрещенной к распространению, - удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах с электронными URL -адресами: - ..... на которых размещена информация порнографического характера, запрещенная к распространению в Российской Федерации.
Настоящее решение является основанием для включения страниц с указанными электронными URL-адресами в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания.
Судья: З.Г. Цопанова