Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-109/2021 ~ М-31/2021 от 08.02.2021

Дело а-109/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 2 марта 2021 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Назаровой Л.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Комаровой Маргариты Евгеньевны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Комарова М.Е. обратилась в суд с указанным административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия. Административный иск обоснован тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, действующая в интересах административного истца, обратился в адрес Министерства с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью 25000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, о.Кухка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. В решении, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ .4-21, Министерство отказало истцу в удовлетворении поданного заявления. С принятым решением истец не согласен, полагая, что Министерство имеет правовые основания для предоставления земельного участка в аренду в соответствии с п. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, так как испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Категория земель и вид разрешённого использования установлены при постановке на кадастровый учёт. Административный ответчик не учитывает, что земельный участок будет использоваться в соответствии с установленным для него целевым назначением, что соответствует положениям п. 2 ст. 7 ЗК РФ. Министерство не представило объяснений и подтверждения расположения спорного земельного участка в зоне, на территории которой запрещено ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Согласно государственного лесного реестра данный земельный участок не входит в границы земель лесного фонда, не расположен в зоне специального защитного леса и запретных нерестовых полос по берегам рек и озер. Предположение Министерства о том, что использование земельных участков с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках повлечет нарушение норм, установленных законодательством РФ, напрямую противоречит п. 5 ст. 10 ГК РФ, т.к. добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Административный истец Комарова М.Е., её представитель по доверенности Сутягин А.Н., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, представители заинтересованных лиц - администрации Мийнальского сельского поселения, администрации Лахденпохского муниципального района, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, отдел водных ресурсов по РК Невско-Ладожского бассейнового водного управления, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным тем, которые изложены в оспариваемом решении.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, действующая в интересах Комаровой М.Е., обратилась в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в аренду данного земельного участка (вх. от ДД.ММ.ГГГГ).

Из оспариваемого отказа от ДД.ММ.ГГГГ за .4-21 следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказывает Комаровой М.Е. в предоставлении в аренду спорного земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения в зоне защитного леса, а также в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26 сентября 2017 года № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков относится к компетенции административного ответчика.

Таким образом, принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду относится к компетенции административного ответчика.

В силу п.п. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540, одним из видов сельскохозяйственного использования земельных участков является ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, которое включает в себя производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капительного строительства.

Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в ст. 39.16 ЗК РФ.

Основанием для отказа Комаровой М.Е. в предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, явилось то, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения в зоне защитного леса, а также в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер.

По мнению суда, в рассматриваемом случае данное обстоятельство не может служить основанием к отказу в заключении договора аренды земельного участка.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельного участка и лица, являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В силу п. 7 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

В силу ст. 4 того же закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (ч. 3).

Министерством не представлены какие-либо доказательства о нахождении испрашиваемого в аренду земельного участка в зоне защитного леса и запретных нерестовых полос по берегам рек и озер (решение с графическим изображением лесов и т.п.).

По информации Администрации Лахденпохского муниципального района, в соответствии с Генеральным планом Мийнальского сельского поселения испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ограничений градостроительной деятельности «специальный защитный лес». Зоны запретных нерестовых полос по берегам рек и озер в Республике Карелии не установлены.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия на запрос суда сообщило, что по данным государственного лесного реестра, леса в границах Лахденпохского муниципального района представлены лесами, расположенными на землях лесного фонда, а также лесами, расположенными на землях обороны и безопасности, при этом земельный участок с кадастровым номером не входит в границы указанных лесов. Следовательно, ограничения для защитных лесов в соответствии с Лесным кодексом, не распространяются на данный участок.

Из ответа Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству следует, что согласно п. 12 ч. 1 ст. 115 Лесного кодекса РФ нерестоохранные полосы лесов – леса, расположенные в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. В настоящее время рыбоохранные зоны установлены только для морей. Рыбохозяйственны заповедные зоны на территории Лахденпохского района Республики Карелия не установлены. Исходя из месторасположения земельного участка с кадастровым номером , можно сделать вывод о том, что на территории данного земельного участка не может располагаться рыбоохранная зона и рыбохозяйственная заповедная зона.

Доказательств расположения спорного земельного участка в зоне, на территории которой запрещено ведение сельскохозяйственной деятельности, административным ответчиком не представлено.

Таким образом, административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе Комаровой М.Е. в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером по основаниям его расположения за границами населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения в зоне защитного леса, а также в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер, нельзя признать законным. Следовательно, нарушенное право административного истца подлежит восстановлению, а заявленные исковые требования - удовлетворению.

Иных оснований для отказа оспариваемый ответ не содержит.

Учитывая, что в силу п.п. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в решении об отказе в предоставлении земельного участка должны быть указаны все основания отказа, суд приходит к выводу о том, что нарушенное право истца должно быть восстановлено путем возложения на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанности по предоставлению Комаровой М.Е. в арену земельного участка с кадастровым номером по ее заявлению от 19.10.2020 (вх. № 27215 от 20.10.2020).

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме № 29399/12.4-21 от 27.11.2020, об отказе Качановской Юлии Анатольевне, действующей в интересах Комаровой Маргариты Евгеньевны, в предоставлении в аренду земельного участка площадью 25000 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, Мийнальское сельское поселение, о.Кухка, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, с кадастровым номером , незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Качановской Юлии Анатольевне, действующей в интересах Комаровой Маргариты Евгеньевны, от 19.10.2020 (вх. № 27215 от 20.10.2020) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 25000 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

По результатам рассмотрения заявления, при отсутствии иных оснований для отказа в удовлетворении заявления от 19.10.2020 (вх. № 27215 от 20.10.2020), обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заключить договор аренды земельного участка площадью 25000 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, Мийнальское сельское поселение, о.Кухка, с кадастровым номером .

Сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Комаровой Маргариты Евгеньевны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                 Л.В. Назарова

Мотивированное решение изготовлено: 16 марта 2021 года.

2а-109/2021 ~ М-31/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комарова Маргарита Евгеньевна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
Сутягин А.Н.
Отдел водных ресурсов по РК Невско-Ладожское бассейное водное управление
Администрация Мийнальского сельского поселения
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Администрация Лахденпохского муниципального района
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Назарова Л.В.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
08.02.2021Регистрация административного искового заявления
08.02.2021Передача материалов судье
11.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2021Судебное заседание
16.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2021Дело оформлено
08.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее