Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-269/2014 ~ М-107/2014 от 31.01.2014

РЕШЕНИЕ дело № 2-269/2014

Именем Российской Федерации

с. Поярково 13 марта 2014 года

Михайловский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Паньковой А.С.,

с участием заявителя Семенок А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенок А.В. к администрации Михайловского района Амурской области, администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области, третьим лицам Министерству финансов Амурской области, Главному управлению Министерства РФ по делам ГО и ЧС по Амурской области о признании права на выплату финансовой помощи в связи с частичным повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском. В обоснование предъявленных требований указал, что в августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка), выхода из берегов рек Зея и Амур был затоплен земельный участок, расположенный в <адрес> во внимание факт постоянного пользования данным земельным участком, истец обратился в администрацию <адрес> с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате ЧС, для получения из средств областного бюджета материальной помощи, вследствие причинения ущерба. ДД.ММ.ГГГГ специалистами Поярковского сельсовета составлен акт обследования усадьбы. На основании поданных заявлений им получена выплата в размере <данные изъяты> руб. полагая, что ему положена компенсация в размере <данные изъяты> руб. он написал ДД.ММ.ГГГГ повторно заявление о выплате компенсации причиненного ущерба, но получил отказ, а ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> в удовлетворении заявления о предоставлении акта обследования территории отказала.

Истец просил суд признать за ним право на выплату компенсации вследствие частичной утраты имущества в результате чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании истец Семенок А.В. поддержал исковые требования в полном объеме. Указал, что во время ЧС администрация Михайловского района обратилась к нему с просьбой размещения картофеля, предназначенного для пострадавших в результате ЧС, в хранилище, располагающемся по адресу <адрес> Б, <адрес>, данное хранилище было подтоплено в результате паводков. <адрес> пояснял ему, что ему полагаются выплаты компенсации в общей сумме <данные изъяты> руб. он своевременно подал 4 экземпляра заявлений на выплаты, по 2 экз. заявлений на компенсацию по <данные изъяты> руб. и по 2 экз. заявлений компенсацию в размере по <данные изъяты> руб. Выплату в сумме <данные изъяты> руб. он получил, начал интересоваться, почему не выплачены остальные суммы компенсации. В результате получил устный ответ в администрации Поярковского сельсовета, что его заявлений нет. В ДД.ММ.ГГГГ он написал повторные заявления, на которые получил отказ главы администрации <адрес> в виду пропуска срока подачи заявлений. В результате наводнения в подполье жилого дома была вода, приходилось откачивать воду. Затоплено овощехранилище, приходилось также откачивать воду из него, так как с наступлением заморозков в нем появился лед. Ущерба имуществу в жилом доме в результате наводнения не причинено, в доме залило подвал, замочило фундамент, от стен отходят обои. В дом вода не заходила, вода была только в подполье. Хранилище, являющееся дворовой постройкой, затоплено очень сильно, пришли в негодность вентиляторы. Жилое помещение им используется по устной договоренности с собственником ФИО9, он не помнит, заключался ли письменный договор аренды или нет.

Представитель ответчика администрации Михайловского района в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки суду не сообщили.

Представитель ответчика администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в телефонограмме просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Из отзыва на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация Поярковского сельсовета считает требования истцов не подлежащими удовлетворению, поскольку Семенок А.В. в установленные законодательством сроки с заявлением на выплату финансовой помощи в связи с утратой имущества в размере <данные изъяты> рублей на каждого члена семьи из федерального бюджета не обращался, обратился только ДД.ММ.ГГГГ. Комиссия по данному факту выезжала ДД.ММ.ГГГГ, были сделаны 3 фотографии. Дом в зону затопления от наводнения не попал. Собственником жилья Семенок А.В. не является, поэтому он утраты имущества никакой не понес. Администрация подтверждает, что ни один документ утрачен не был. Согласно п.6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 №214, выплата единовременной материальной помощи производится гражданам, признанным пострадавшими, имеющим утраченное (частично или полностью) имущество. В соответствии со ст.136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества (земельного участка). Согласно п.9 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02.11.2010 №2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом и иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном участке). Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией. Факт наличия воды в подполье, сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию. Просили в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица – Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В отзыве на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ просили оказать в удовлетворении исковых требований. Указали, что статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер. В пострадавших от чрезвычайно ситуации районах Амурской области гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 №750 и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 №214. Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке).

Согласно п.9 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02.11.2010 №2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией. Акт обследования в Минфин АО не поступал и к исковому заявлению истцами не приложен. Согласно исковому заявлению, вода в дом не зашла, находилась ниже уровня пола. Факт утраты имущества комиссией не установлен и в акте обследования не отражен. Факт подтопления и наличия воды в подполье, отраженный в акте обследования, сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию. Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС, оказывается только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС. Таким образом, в рассматриваемом случае обязательным условием признания пострадавшим в результате ЧС и оказании единовременной материальной и финансовой помощи является, наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено. В силу ч.2 ст.15 Жилищного кодекса, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в ст.16 ЖК РФ. В своем заявлении истец указал на подтопление подполья и погреба, однако подполье и погреб в силу норм Жилищного кодекса не является жилым помещением. На основании изложенного, просили в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Амурской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки суду не сообщили.

Свидетель ФИО10. допрошенный судом по ходатайству истца, пояснил, что он работает около 1 года совместно с истцом на базе, находящейся по адресу проживания истца. У истца придомовая территория очень большая на ней имеются ангар, овощехранилище, гараж, жилой дом, в подполье жилого дома в период наводнения была вода, но не доходила до уровня пола. В хранилище также была вода, доходила до уровня пояса человека, из хранилища приходилось спасать оборудование, там пострадали вентиляторы, обогреватели. По всей территории была вода, в доме воды не было. Ему не известно, пострадало ли имущество в доме у истца.

Выслушав пояснения участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно постановлению главы Михайловского района Амурской области №764 от 04.08.2013 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Михайловского района» следует, что с 20.00 часов 04.08.2013 на территории Михайловского района введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлено главам Поярковского, Димского, Чесноковского, Новочесноковского, Калининского сельсоветов рекомендовать ввести на территории поселений режим чрезвычайной ситуации.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

Кроме того, 31 августа 2013 года издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.

13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ № 693 от 31 августа 2013 года было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года N 750 (в ред. от 20.06.2013) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.

Согласно п. 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. п. "г", "д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).

Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий за N 2-4-60-12-22. В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. В соответствии с Методическими рекомендациями списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации территории.

При этом в силу раздела II данных Методических рекомендаций одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является постоянное или преимущественное проживание такого лица в жилом доме (жилом помещении) на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации.

Из сведений администрации Поярковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Семенок А.В. зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и фактически проживает по адресу: <адрес> <адрес> Михайловского района Амурской области. Данное обстоятельство подтверждено копией свидетельства о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ в качестве правообладателя жилого помещения, расположение по адресу <адрес> с. Поярково Михайловского района Амурской области значится ФИО9.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в период возникновения чрезвычайной ситуации истец постоянно проживал в жилом помещении в <адрес> Б <адрес>, истец не является собственником данного жилого помещения.

Согласно ответу администрации Михайловского района от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Семенок А.В. следует, что ему отказано во включении в список на получение единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество из резервного фонда <адрес>, Правительства РФ, поскольку ею пропущен срок для приема заявлений от граждан, чье имущество пострадало в результате ЧС. Последним днем приема заявлений, согласно протоколу заседания комиссии при администрации Михайловского района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, определено ДД.ММ.ГГГГ.

Законодатель, закрепляя в Постановлении Правительства РФ от 13.10.2008 № 750 сроки обращения федеральных органов власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации (в течение одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации), определил, что указанные органы должны исходить из общего количества людей, которым в результате чрезвычайной ситуации причинен ущерб. При этом в силу положений абзаца 2 п.7 Правил, в случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается.

На органы местного самоуправления возложена обязанность по подготовке списков граждан на получение финансовой помощи, а не по выявлению граждан, чье имущество пострадало в результате чрезвычайной ситуации. Таким образом, обращение граждан за оказанием помощи носит заявительный характер.

Вместе с тем, сам факт обращения в администрацию Михайловского района с заявлением о включении в списки пострадавших и выплате единовременной и финансовой помощи не является безусловным основанием для производства таких выплат, поскольку у заявителя должно возникнуть право на получение таких компенсаций, которое возникает исключительно при причинении ущерба заявителю в результате чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст.56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В подтверждение причиненного ущерба истцом предоставлены фотографии, на которых с его слов изображены элементы хозяйственных построек, жилого помещения, придомовой территории, о причинении ущерба которым заявлено истцом. Однако данные фотографии не могут быть приняты судом в качестве доказательств, причинения ущерба, поскольку из данных фотографий не представляется возможным установить, являются ли отраженные на фотографиях элементы элементами хозяйственных построек, жилого помещения, усадьбы, находящихся в пользовании истца. Кроме того, не представлено доказательств, подтверждающих, что ущерб нежилым помещениям причинен в результате наводнения, а не в результате иных факторов воздействия. Также не из всех фотографий ясно, в какой период времени они были сделаны.

Вместе с тем, суд учитывает, что для признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации требуется наступление совокупности признаков, а именно: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, подвергшемуся наводнению, утрата имущества первой необходимости либо полная утрата имущества.

Однако судом не установлено, что у истца в результате наводнения было утрачено полностью или частично какое-либо имущество первой необходимости. Истцом не представлено суду доказательств утраты такого имущества.

Участники процесса, непосредственно обозревавшие имеющиеся повреждения жилого дома, в судебном заседании указали, что вода в дом не заходила, истец указывал на повреждение хранилища, являющегося дворовой постройкой.

Наличие сырости в подполье жилого дома, а также затопление хозяйственных построек, на которые указывает истец, не может служить основанием для признания факта утраты либо повреждения жилого дома или иного имущества в результате наводнения.

Истцом не представлено доказательств повреждения конструктивных элементов жилого помещения, а также утраты имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено. В силу ч.2 ст.15 Жилищного кодекса, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в ст.16 ЖК РФ. Истец указал на причинение ущерба подполью жилого дома, овощехранилищу, однако подполье, дворовые постройки в силу норм Жилищного кодекса не является жилым помещением.

Кроме того, суд учитывает, что истец не является собственником жилого помещения, в котором он проживает, согласно сведениям Управления Росреестра жилое помещение принадлежит ФИО9. Исходя из того, что выплата финансовой помощи предусмотрена для компенсации ущерба, нанесенному имуществу, соответственно право на получение такой компенсации имеет только собственник поврежденного имущества, а Семенок А.В. не предоставил доказательств, подтверждающих владение им домом, овощехранилищем на праве собственности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основания для выплаты истцу финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости отсутствуют.

Кроме того, согласно информации ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по Михайловскому району от ДД.ММ.ГГГГ истцу была оказана единовременная материальная помощь в размере <данные изъяты> рублей.

Анализ законодательства позволяет сделать выводы, что финансовая помощь оказывается для компенсации понесенного ущерба, не является средством обогащения и получения прибыли. Семенок А.В. была оказана материальная помощь, цели на компенсацию причиненного ущерба были достигнуты.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов о признании права на получение финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области и средств федерального бюджета в результате частичной утраты имущества.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Семенок А.В. к администрации Михайловского района Амурской области, администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области, третьим лицам Министерству финансов Амурской области, Главному управлению Министерства РФ по делам ГО и ЧС по <адрес>, ФИО13. о признании права на выплату финансовой помощи в связи с частичным повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В.Кундикова

В окончательной форме решение изготовлено 18.03.2014

2-269/2014 ~ М-107/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Семенок Александр Викторович
Ответчики
Администрация Поярковского сельского совета
Администрация Михайловского района Амурской области
Другие
Министерство РФ по делам ГО И ЧС по Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Суд
Михайловский районный суд Амурской области
Судья
Кундикова Юлия Викторовна
Дело на сайте суда
mihailovskiy--amr.sudrf.ru
31.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2014Передача материалов судье
04.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.02.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2014Судебное заседание
19.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее