Дело № 2-4582/14 Великий Новгород
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2014 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Щеглова И.В.,
при секретаре Дерябиной М.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора В.Новгорода Смирнова А.А.,
представителя ответчика ГОКУ «Новгородавтодор» Бочковой Н.А.,
представителя ответчика Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области Стаценко И.В.,
представителя третьего лица - Администрации Новосельского сельского поселения Семенова Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Старорусского межрайонного прокурора к ГОКУ «Новгородавтодор» и Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области о понуждении выполнить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Старорусский межрайонный прокурор обратился в Новгородский районный суд с заявлением к ГОКУ «Новгородавтодор» и Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области о понуждении выполнить определенные действия.
В обоснование своих требований прокурор указал, что при проверке соблюдения требований действующего законодательства об охране окружающей среды, установлено, что на территории Новосельского сельского поселения в <данные изъяты>, в 50 метрах от остановки <данные изъяты> размещена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Данная свалка расположена на территории вдоль автомобильной дороги с левой стороны по направлению в <данные изъяты>, в 8 метрах от автодорожного полотна вдоль асфальтированной пешеходной дорожки, вблизи въезда в <данные изъяты>». Протяженность свалки составляет 40 м., площадь около 400 кв.м. Указанная автомобильная дорога закреплена на праве оперативного управления за ГОКУ «Новгородавтодор», на котором лежит обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства. Учитывая изложенное, прокурор просит обязать ГОКУ «Новгородавтодор» ликвидировать несанкционированную свалку, возложить субсидиарную ответственность по выполнению указанных мероприятий на Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчиков иск не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Представитель третьего лица полагал иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Старорусской межрайонной прокуратурой Новгородской области по информации временно исполняющего обязанности председателя комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области
проведена проверка по соблюдению требований законодательства об охране окружающей природной среды и размещения отходов производства и потребления.
В ходе проверки в придорожной полосе автомобильной дороги <данные изъяты>», проходящей по территории Новосельского сельского поселения в п. <данные изъяты>, в 50 метрах от остановки <данные изъяты> установлен факт несанкционированного размещения твердых бытовых отходов.
Размещение отходов произведено на территории, расположенной вдоль автомобильной дороги с левой стороны по направлению в г. <данные изъяты>, в 8 метрах от автодорожного полотна вдоль асфальтированной пешеходной дорожки, вблизи въезда в садово-огородное товарищество <данные изъяты>». Отходы размещены, как на асфальтированной пешеходной дорожке, так и на почве вдоль дорожки. Ширина свалки вдоль оси дороги составляет 40 метров, площадь около 400 кв.м. Видовой состав отходов: полиэтиленовая и деревянная тара, отходы бумаги и картона, отходы рубероида, стеклянные отходы, строительный мусор, отходы от жилищ несортированные, отходы полиэтилена в виде пленки, древесные отходы.
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Новгородской области, утвержденному постановлением Администрации Новгородской области от 01.06.2010 № 243, автомобильная дорога <данные изъяты> (20 км. + 081 м. - 45 км. + 829 м., 50 км. + 704 м. - 85 км. + 270 м. (Старорусский муниципальный район) идентификационный номер 49 ОП РЗ 49К-15 относится к автомобильной дороге регионального значения Новгородской области третьей категории.
Указанная автомобильная дорога закреплена на праве оперативного управления за ГОКУ «Новгородавтодор».
Предъявляя заявленные требования об обязании ликвидации выявленной свалки к ГОКУ «Новгородавтодор», с учетом уточнений иска, прокурор обосновывают свою позицию тем, что данная свалка бытового мусора располагается в придорожной полосе, а потому соответствующая обязанность должна быть возложена именно на указанного ответчика.
В силу ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч. 2 ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона).
Согласно п. 18 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу требований СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88) обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях (пункт 3.1).
Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Промышленные, неутилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается (пункт 3.2).
В соответствии со ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления", право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Аналогичная норма содержится в п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с п.19 ст. 4 Устава Новосельского поселения, к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п.п. 4.1, 4.2 Правил благоустройства Новосельского сельского поселения, сбор, вывоз, размещение твердых бытовых отходов производятся по единой планово-регулярной системе в соответствии с «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест», Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. №155. Твердые бытовые отходы вывозятся на полигон ТБО, содержание и текущее обслуживание которого осуществляется специализированной организацией, имеющей лицензию на право осуществления работ по утилизации, складированию бытовых и иных отходов.
Согласно п. 2.2 Устава ГОКУ «Новгородавтодор», целями Учреждения, является, в том числе, организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог за счет и в пределах выделенных на эти цели денежных средств.
Согласно п.п. «а» п.1 ч.6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. N 402, в состав работ по содержанию автомобильных дорог по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода входят: поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах.
Согласно п.п. 3.21. "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", к бытовым отходам относятся отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения; мусором, согласно п.п. 3.47, являются мелкие неоднородные сухие или влажные отходы.
Как установлено в судебном заседании, и не оспаривалось сторонами, несанкционированная свалка расположена на территории <адрес>.
Материалами дела также подтверждено, что видовой состав отходов на указанный свалке свидетельствует о его образовании не столько от эксплуатации автомобильной дороги, сколько от жизнедеятельности населения близлежащего поселка.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором основания предъявленных исковых требований свидетельствуют не о бездействии ГОКУ «Новгородавтодор» по содержанию автомобильной дороги <данные изъяты>», а о невыполнении сельским поселением должным образом своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории поселения, что привело к образованию стихийной свалки рядом с автомобильной дорогой.
При этом, публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципальных образований. Нахождение земельного участка на балансе не муниципального образования, а балансе иного юридического лица в силу гражданско-правовых отношений, не освобождает органы местного самоуправления от выполнения указанных обязанностей, если это прямо не предусмотрено законом.
В данном случае положения действующего законодательства и Устава ГОКУ «Новгородавтодор» сами по себе не устанавливают обязанность заявленного ответчика организовывать сбор и вывоз бытовых отходов с территории, прилегающей к автомобильным дорогам, закрепленным за ГОКУ «Новгородавтодор» на праве оперативного управления.
Кроме того, по заявленным основаниям иска, с учетом представленных уточнений, суд отмечает, что постановлением администрации Старорусского муниципального района №397 от 18.06.2009 г., в постоянное (бессрочное) пользование ГОКУ «Новгородавтодор» передан земельный участок, занимаемый автомобильной дорогой <данные изъяты>, включающий в себя непосредственно автодорогу, полосу отвода и земляное полотно. Земли, включающие в себя придорожную полосу указанной автодороги в пользование ГОКУ «Новгородавтодор» не передавались, а потому и обязанность по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов с их территории у Учреждения отсутствует.
Учитывая изложенное, иск Старорусского межрайонного прокурора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Старорусского межрайонного прокурора - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором представление в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения - 21 июля 2014 г.
Председательствующий И.В. Щеглов