Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-16062/2020 от 02.07.2020

    Судья: Захарова Е.А.                                                  Дело № 33а-16062/2020

                 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

    в составе: председательствующего Курлаевой И.В.,

    судей Соколовой Н.М., Цыцаркиной С.И.,

    при помощнике судьи Жуковой Л.П.

        рассмотрела в открытом судебном заседании 13 июля 2020 года апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области на решение Истринского городского суда Московской области от 12 декабря 2019 года по делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области к Черепову В. В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени.

        Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,

        объяснения представителя МРИФНС России № 17 по Московской области – Кузьмичева Д.И.,

                                                   установила:

                Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области (далее МРИФНС России № 17 по Московской области) обратилась в суд с административным иском к Черепову В.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 годы в размере 3 538,00 руб. и пени на данную сумму недоимки в размере 33,31 руб.

    Требования мотивировала тем, что в налоговые периоды 2016-2017 годов как собственник квартиры, расположенной в г. Лыткарино Московской области, являлся плательщиком на лога на имущество физических лиц. По месту жительства ответчику направлялись налоговые уведомления, а также требования об уплате налога и пени; налоговая обязанность до настоящего времени не исполнена. Выданный мировым судьей судебный приказ о взыскании недоимки и пени отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями.

                Решением Истринского городского суда Московской области от                      12 декабря 2019 года требования налогового органа отклонены по мотиву пропуска административным истцом срока исковой давности без уважительных причин.

    В апелляционной жалобе МРИФНС России № 17 по Московской области просит об отмене данного решения.

                Заслушав объяснения представителя МРИФНС России № 17 по Московской области – Кузьмичева Д.И., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

    В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

    В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

            Из материалов дела усматривается, что в налоговые периоды 2016-2017 годов Черепов В.В. являлся собственником квартиры, расположенной в г. Лыткарино Московской области (период владения – 12 месяцев в течение каждого календарного года).

    В силу ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

    Согласно ст. 401 НК РФ 1. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

    2. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

    3. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

    В соответствии с положениями ст. 409 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

    Согласно ч. 1 ст. 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

    В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

        Согласно статье 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

        В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Одновременно законодатель установил, что налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 52 НК РФ).

            В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

    В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

        Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

        В силу ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

        Отклоняя заявленный налоговым органом административный иск, суд первой инстанции исходил из единственного обстоятельства: пропуска административным истцом процессуального срока на обращение в суд.

        Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

    В соответствии со статьей 52 НК РФ административным истцом по месту жительства административного ответчика были направлены налоговые уведомления от 20.09.2017 года № 63758912 и от 19.08.2018 года № 52456953 о необходимости уплаты налога на имущество за 2016 год в размере 1 685,00 руб. и за 2017 год в размере 1 853,00 руб. в срок не позднее 01.12.2017 года и не позднее 03.12.2018 года соответственно.

    В последующем в адрес Черепова В.В. были направлены требования об уплате налога за 2016 год в срок до 17.04.2018 года, налога за 2017 год - до 09.04.2019 года.

    Основанием для обращения в суд с настоящим административным иском послужила неуплата Череповым В.В. налога на имущество за 2016, 2017 годы.

    Судебный приказ мирового судьи от 14.08.2019 года о взыскании с Черепова В.В. налога на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы был отменен определением мирового судьи от 28.08.2019 года.

    В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абзац 2 пункта 2 статьи 48).

    Поскольку обязанность по уплате налога на имущество за 2017 год согласно требованию от 12.02.2019 года № 39437 наступила 09.04.2019 года, то с указанной даты сумма налога на имущество физических лиц за 2016-2017 годы превысила 3000 рублей.

    Обратившись с заявлением о выдаче судебного приказа, вынесенного 14.08.2019 года, налоговый орган установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок не пропустил.

    Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

    В связи с тем, что судебный приказ был отменен 28.08.2019 года, относительно даты подачи настоящего административного иска 12 октября 2019 года (согласно штемпелю на конверте), шестимесячный срок обращения в суд с административным иском после отмены судебного приказа также не пропущен.

        Представленная административным ответчиком квитанция от 01.12.2016 года факт оплаты налога, в том числе за налоговый период 2016 года, не подтверждает, поскольку налог за 2016 год был исчислен налоговым органом только в уведомлении от 20.09.2017 года.

        Представленная административным ответчиком от 01.12.2016 года свидетельствует об уплате им налога за периоды до 2016 года.

    При таких данных постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

    Отменив решение суда, судебная коллегия постановляет новое решение об удовлетворении заявленного МРИФНС России № 7 по Московской области административного иска.

    На основании пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с Черепова В.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400,00 руб.

                На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

                                                        определила:

    решение Истринского городского суда Московской области от 12 декабря 2019 года отменить.

    Постановить по делу новое решение, которым административный иск Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области к Черепову В. В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени – удовлетворить.

    Взыскать с Черепова В. В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 годы в размере 3 538,00 руб., пени начисленную на данную сумму недоимки в размере 33,31 руб.

    Взыскать с Черепова В. В. в доход местного бюджета госпошлину в размере 400,00 руб.

    Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

                Председательствующий

                Судьи

33а-16062/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Межрайонная ИФНС №17 по МО
Ответчики
Черепов В.В.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
13.07.2020Судебное заседание
10.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее