Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1348/2020 ~ М-1293/2020 от 31.07.2020

Дело № 2а– 1348/2020 г.

28RS0---19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2020 г.                      г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области

в составе председательствующего судьи Крошка С.И.,

при секретаре судебного заседания Приходько А.А., рассмотрев административное дело по административному иску Администрации г. Свободного к Управлению Федеральной службы приставов по Амурской области, Межрайонному отделу судебных приставов по г. Свободному и Свободненскому району об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В ИЛ:

Администрация г.Свободного обратилась в Свободненский городской суд Амурской области с вышеуказанным административным иском.

В ходе рассмотрения дела в обоснование заявленных требований указала на то, что судебный пристав-исполнитель МОСП по городу Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области Новрузова А.Г., рассмотрев материал исполнительного производства от -- ---ИП, возбужденного на основании исполнительного документа - исполнительного листа, выданного Свободненским городским судом, предмет исполнения: об обязании предоставить Боженову А.Б., в черте города Свободного благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, применительно к условиям города Свободного, по договору специализированного найма жилого помещения, вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме -- по вышеуказанному исполнительному производству.

Постановление мотивировано тем, что исполнительный документ не исполнен Администрацией города Свободного в срок, установленный для добровольного исполнения и доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения в срок для добровольного исполнения судебному приставу- исполнителю не представлено.

Считает, что у администрации имеются основания для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора, так как отсутствует вина истца в неисполнении требований исполнительных листов, поскольку административный истец со своей стороны принял все зависящие от него меры для исполнения вышеуказанных исполнительных документов.

Администрацией города принимаются меры по исполнению решению судов такой категории, более половины решений судов исполнены, а так же продолжают поступать заявления о постановке сетей, в том числе и спорных.

Поскольку администрация г. Свободного, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, выполняет свои обязанности и осуществляет свои полномочия только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотренные на эти цели в бюджете муниципального образования г. Свободного.

На основании изложенного Администрация города Свободного просит освободить должника-Администрацию города Свободного от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от -- ---ИП (взыскатель Боженов А.Б).

Представитель административного истца Администрации г. Свободного Моргулец П.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате судебного заседания извещена надлежащим образом. Ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Управления федеральной службы судебных приставов по Амурской области в судебное заседание не явился. О дате судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика МОСП по г. Свободному и Свободненскому району в судебное заседание не явился. О дате судебного заседания извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Боженов А.Б., в судебное заседание не явился. О дате судебного заседания извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу со ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований (ч. 2).

Изучив доводы административного истца, исследовав материалы дела и оценив доказательства по делу, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон №229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно ст.4 Федерального закона №229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В силу ст.13 Федерального закона №229-ФЗ судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Статьей 112 Федерального закона №229-ФЗ определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Анализ положений Федерального закона №229-ФЗ с учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее - Постановление Пленума ВС РФ№50), методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 07.06.2014, свидетельствует о том, что для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:

- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона;

- требования исполнительного документа должником не исполнены;

- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона №229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Разрешая требования административного истца об освобождении от исполнительского сбора, суд приходит к следующему.

На основании имеющихся в материалах дела совокупности письменных доказательств установлено, что судебный пристав-исполнитель МОСП по городу Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области Новрузова А.Г., рассмотрев материал исполнительного производства от -- ---ИП, возбужденного на основании исполнительного документа - исполнительного листа, выданного Свободненским городским судом, предмет исполнения: об обязании предоставить Боженову А.Б., в черте города Свободного благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, применительно к условиям города Свободного, по договору специализированного найма жилого помещения, вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме -- по вышеуказанному исполнительному производству. Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере --.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

Кроме того, исходя из установленного действующим законодательством порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, предусматривающего одновременную постановку соответствующего объекта на государственный кадастровый учёт, который без соответствующей технической документации невозможен, и существующего бюджетного процесса, суд приходит к выводу, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура постановки таких объектов на учет, что предполагает следование процедурам, установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при подготовке технической документации на бесхозяйные объекты, необходимой для предоставления в органы Росреестра с соответствующим заявлением.

Согласно п.75 Постановления Пленума ВС РФ №50 при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Лишь, если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Обстоятельств, которые можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда не установлено.

В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацией г. Свободного предпринимаются все необходимые меры для исполнения судебного акта. Ассигнования на приобретение жилых помещений для детей-сирот поступают из областного бюджета, главным распорядителем бюджетных средств является Министерство социальной защиты населения Амурской области, которое не обеспечивает достаточное финансирование переданных администрации г. Свободного полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, в связи, с чем у администрации г. Свободного отсутствовала реальная возможность по обеспечению Боженова А.Б. жилым помещением по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам, в срок для добровольного исполнения решения суда.?

При разрешении настоящего спора судом приняты во внимание неоднократные обращения администрации г. Свободного к губернатору Амурской области, Министру финансов Амурской области, Министру социальной защиты Амурской области о необходимости предоставления дополнительного финансирования для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В -- администрация г. Свободного обратилась в Свободненский городской Совет народных депутатов с проектом решения о необходимости предусмотреть в бюджете муниципального образования «город Свободный» на -- денежные средства на проведение мероприятий по исполнению судебных решений и возбужденных исполнительных производств на сумму -- рублей. Однако 14 марта 2018 года на заседании Совета народных депутатов проект решения о перераспределении плановых ассигнований в целях исполнения решений суда, в том числе и по предоставлению жилых помещений по договорам специализированного найма, отклонен.

А так же имеют место объективные причины неисполнения администрацией г. Свободного Амурской области решения суда, при отсутствии виновного противоправного бездействия должника - администрации г. Свободного Амурской области в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок. Исполнение данной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура финансирования органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах, у суда имеются все основания для освобождения администрации г. Свободного от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 7 ст. 150, ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Администрации города Свободного к Управлению Федеральной службы приставов по Амурской области, Межрайонному отделу службы приставов по г. Свободному и Свободненскому району об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить должника-Администрацию города Свободного Амурской области от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от -- ---ИП, должник Администрация города Свободного, взыскатель Боженов Александр Борисович.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 18 августа 2020 года.

Председательствующий                      С. И. Крошка

2а-1348/2020 ~ М-1293/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация города Свободного
Ответчики
МОСП по г. Свободному и Свободненскому району
Управление Федеральной службы приставов по Амурской области
Судебный пристав-исполнитель МОСП по г. Свободному и Свободненскому району Новрузова А.Г.
Другие
Боженов Александр Борисович
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Судья
Крошка С.И.
Дело на странице суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
31.07.2020Регистрация административного искового заявления
31.07.2020Передача материалов судье
31.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2020Судебное заседание
18.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее