Решение по делу № 2-1406/2016 от 19.01.2016

Дело № 2-1406/16                                        

Решение

Именем Российской Федерации

22 июля 2016 года город Пермь

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Завьялова О.М.,

секретаря Костылевой А.В.,

с участием прокурора Ш., представителя ОАО «РЖД» Ш., действующей на основании доверенности ... ... от Дата,,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности оборудовать пассажирские платформы для пассажиров с ослабленным зрением

у с т а н о в и л:

Пермский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании произвести работы по установке на пассажирских платформах остановочного пункта ... железной дороги специальных плит с волнистой и шероховатой поверхности, образующих дорожки для пассажиров с ослабленным зрением в течение ... месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

В последующем истцом подано уточненное исковое заявление, в котором просит об обязании ответчика в течение ... месяцев с момента вступления в законную силу решения суда произвести реконструкцию пассажирских платформ остановочного пункта ..., в ходе которой оборудовать пассажирские платформы специальными плитами с волнистой и шероховатой поверхностью, образующих дорожки волнами с шагом 14 мм., с рифлением глубиной 5-6 мм., поверхностью контрастного цвета с расстоянием от края платформы до ближней к пути границы тактильного указателя 0,75 м. при ширине тактильного указателя не менее 0,5 м. Также истцом заявлено требование об обязании ответчика в течение ... месяцев с момента вступления в законную силу решения суда нанести вдоль пассажирских платформ остановочного пункта ... на расстоянии 0,75 м. от ее края ограничительную линию из контрастного к отношению цвету покрытия платформ материала шириной от 0,15 до 0,20 м.

Определением суда от Дата гражданские дела , по искам Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности оборудовать пассажирские платформы для пассажиров с ослабленным зрением объединены в одно производство.

В обоснование исковых требований указано, что Пермской транспортной прокуратура проведена проверка исполнения предприятиями железнодорожного транспорта, расположенными на поднадзорной территории, законодательства Российской Федерации в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе по вопросам соответствия объектов инфраструктуры железной дороги требованиям о безопасном оказании услуг пассажирам железнодорожного транспорта, и доступности инвалидам железнодорожной инфраструктуры, для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом.

В ходе проверки проведено выездное обследование остановочных пунктов ... и расположенных на указанных остановочных пунктах пассажирских платформ, в ходе которой установлено, что право собственности на платформы принадлежит ОАО «РЖД». При проведении проверки установлено, что пассажирские платформы остановочных пунктов не соответствуют требованиям законодательства, направленного на защиту прав потребителей, поскольку не имеют тактильных наземных указателей и тактильного покрытия, необходимых для безопасного пользования железнодорожным транспортом инвалидам по зрению, кроме того, местами отсутствует ограничительная линия. Отсутствие тактильных указателей и тактильного покрытия, а также ограничительной линии на платформах создают опасность для жизни и здоровья пассажиров – инвалидов по зрению, которые имеют проездной документ и находятся на территории платформ непосредственно перед поездкой в поезде или после нее, угрозу причинения вреда их имуществу.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 82-88, и представленных в судебное заседание).

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что ОАО «РЖД» на праве собственности принадлежат пассажирские платформы (лит.Г1) площадью ... кв.м., по адресу: ... Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права, не оспаривались сторонами в судебном заседании.

В ходе выездной проверки, проведенной Пермским транспортным прокурором, остановочных пунктов ... и расположенных на нем пассажирских платформ установлено, что в четном и нечетном направлении пассажирские платформы указанных остановочных пунктов не оборудованы полосой с волнистой и шероховатой поверхностью специальных плит, образующих дорожки.

Согласно положениям ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

В соответствии с п.1 ст.21 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).

В соответствии со ст.80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласно ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

В соответствии со ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Исходя из смысла п.3 ст.1, п.2 ст.20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», п.15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства №703 от 20.11.2003, следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда. В соответствии с положением п.3.14 «СП 35-101-2001. Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», одобренных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 №70, установлено, что предупреждающая сигнализация о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности, краю платформы и др) для людей с недостатками зрения следует также обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, применением информирующего рельефа (покрытии) и яркой контрастной окраски. Опасные для инвалидов и пространства на участке следует огораживать бортовым камнем не менее 0,05м.

Согласно требованиям Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52875-2007 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования указатели в зависимости от назначения подразделяются на предупреждающие и направляющие. Предупреждающие указатели должны обеспечивать инвалидам по зрению ориентироваться в пространстве и избегать опасностей, способных нанести вред здоровью, на пути следования внутри общественных зданий и сооружений, на территории и застройке населенных пунктов по предназначенным для них пешеходным маршрутам. Направляющие указатели должны обеспечивать возможность инвалидам по зрению передвигаться в нужном направлении самостоятельно, без сопровождающего лица, внутри общественных зданий и сооружений на территории населенных пунктов по предназначенным для них пешеходным маршрутам (п.4.1.5-4.1.7). Согласно п.3.2 тактильный наземный указатель – средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющих инвалидам по зрению распознавать типы дорожного или напольного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение. Указатели должны предоставлять инвалидам по зрению необходимую и достаточную информацию, способствующую самостоятельной ориентации в инфраструктуре городов, микрорайонов, поселках и других населенных пунктов, в том числе на дорогах и в общественных зданиях. Поверхность указателей должна быть шероховатой рифленой с противоскользящими свойствами, отличной по структуре и цвету от прилегающей поверхности дорожного или напольного покрытия и обеспечивать ее распознавание инвалидам по зрению на ощупь и (или) визуально (п.п.4.1.1, 4.1.2).

Во исполнение федерального законодательства ОАО «РЖД» приняты следующие нормативные документы: «Требования к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан» утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 24.12.2010 № 2705р; «Типовые требования к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях» утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 04.06.2013 №1252р.

В соответствии с Разделом 3 «Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан» утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 24.12.2010 № 2705р установлен термин «Тактильный наземный указатель» - сигнал («средство» отображения информации), представляющий собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющий инвалидам по зрению распознавать типы напольного покрытия стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.

В соответствии с Разделом 3 «Типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях» утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 04.06.2013 № 1252р установлены термины:

«Тактильный наземный указатель» - сигнал («средство» отображения информации), представляющий собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющий инвалидам по зрению распознавать типы напольного покрытия стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.

«Тактильное покрытие» - покрытие с ощутимым изменением фактуры поверхностного слоя.

В соответствии с п. 5.4.4., 5.4.5., 5.4.6., 5.4.6., 5.4.7. Раздела 5.4 «Типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях» утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 04.06.2013 № 1252р для пассажиров с ослабленным зрением должны применяться отличные по структуре покрытия поверхности, образующие дорожки (тактильные полосы) вдоль всей длины платформы, обозначающие опасные участки и направления движения.

Непосредственно перед лестничными сходами и на площадках сходов должны располагаться тактильные наземные указатели.

Тактильные полосы и указатели должны иметь высокую износоустойчивость, быть устойчивыми к действию химических реагентов, используемых для очистки платформ от наледи.

Поверхность тактильного указателя должна быть контрастного цвета.

В соответствии с п. 6.4., 6.5. Раздела 6 «Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан» утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 24.12.2010 № 2705р для пассажиров с ослабленным зрением должны применяться волнистые и шероховатые поверхности специальных плит, образующих дорожки (например, из мелкодисперсного силикатного камня). Такие дорожки должны иметь высокую износоустойчивость, устойчивость к действию химических реагентов, используемых для очистки платформ от наледи. Волны на поверхности плиты должны располагаться с шагом 14 мм, который является оптимальным как с точки зрения очистки плит в процессе уборки, так и для тактильного контраста.

На поверхности плит тактильного указателя должно предусматриваться рифление глубиной 5-6 мм. Поверхность тактильного указателя должна быть контрастного цвета. Расстояние от края платформы до ближней к пути границы тактильного указателя должно быть 0,75 м при ширине тактильного указателя не менее 0,5 м.

Тактильный наземный указатель и тактильное покрытие должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению».

Согласно п. 6.9.2.5 СП 2.5.2647-10 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» Изменения и дополнения №2 к СП 2.5.1198-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2010 года № 68, цвет порога платформы должен контрастировать с цветом посадочной площадки.

В соответствии с п. 7.1. Раздел 7 «Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан» утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 24.12.2010 № 2705р вдоль платформы на расстоянии 0,75 м от ее края следует наносить ограничительную линию из контрастного по отношению к цвету покрытия платформы материала шириной от 0,15 до 0,20 м.. Следует применять линии белого или желтого цвета.

Пунктом 4 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России от установлено, что с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцам инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Согласно ст.ст. 4, 7, 37 Закона РФ «О защите прав потребителей», если законами или установленным ими порядком предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) соответствующей этим требованиям.

Потребитель, в данном случае это пользователь услугами пассажирского железнодорожного транспорта - пассажир, имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя, а также не причинял вред его имуществу.

При проведении прокурорской проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей, и доступности инвалидам железнодорожной инфраструктуры, для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом установлено, что пассажирские платформы, расположенные на остановочных пунктах «Путино», «Стрелка», «1366 км», не соответствуют требованиям законодательства, направленного на защиту прав потребителей и инвалидов, поскольку не имеют тактильных наземных указателей и тактильного покрытия, необходимых для безопасного пользования железнодорожным транспортом гражданам - инвалидам по зрению.

Отсутствие тактильных наземных указателей и тактильного покрытия на платформе указанной станции создает опасность для жизни и здоровья пассажиров - инвалидов по зрению, которые имеют проездной документ и находятся на территории платформы непосредственно перед поездкой в поезде или после нее, угрозу причинения вреда их имуществу. Поскольку, как установлено в судебном заседании, для оборудования пассажирских платформ специальными плитами, требуется реконструкция платформ, на ОАО «РЖД» также следует возложить обязанности по нанесению ограничительной линии из контрастного цвета по отношению к цвету покрытия платформы материала шириной от 0,15 до 0,20 м.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку требования действующего законодательства должны быть исполнены собственником инфраструктуры железнодорожного транспорта.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности произвести реконструкцию пассажирских платформ остановочных пунктов ... железной дороги, в ходе которой оборудовать пассажирские платформы указанных остановочных пунктов ... дороги для пассажиров с ослабленным зрением специальными плитами с волнистой и шероховатой поверхностью, образующих дорожки волнами с шагом 14 мм, с рифлением глубиной 5-6 мм, поверхностью контрастного цвета с расстоянием от края платформы до ближней к пути границы тактильного указателя 0,75 м при ширине тактильного указателя не менее 0,5 м., вдоль пассажирских платформ остановочных пунктов ... железной дороги на расстоянии 0,75 м от ее края нанести ограничительную линию из контрастного цвета по отношению к цвету покрытия платформы материала шириной от 0,15 до 0,20 м. подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительный объем работ, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда - в течение ... месяцев со дня его вступления в законную силу. Указанный срок суд считает необходимым, разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести реконструкцию пассажирских платформ остановочных пунктов ..., в ходе которой оборудовать пассажирские платформы указанных остановочных пунктов ... железной дороги для пассажиров с ослабленным зрением специальными плитами с волнистой и шероховатой поверхностью, образующих дорожки волнами с шагом 14 мм, с рифлением глубиной 5-6 мм, поверхностью контрастного цвета с расстоянием от края платформы до ближней к пути границы тактильного указателя 0,75 м при ширине тактильного указателя не менее 0,5 м., вдоль пассажирских платформ остановочных пунктов ... дороги на расстоянии 0,75 м от ее края нанести ограничительную линию из контрастного цвета по отношению к цвету покрытия платформы материала шириной от 0,15 до 0,20 м..

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья– О.М. Завьялов

2-1406/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пермский транспортный прокурор
Ответчики
РЖД ОАО
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Завьялов О.М.
Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
19.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
19.01.2016Передача материалов судье
19.01.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.02.2016Предварительное судебное заседание
25.02.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.04.2016Предварительное судебное заседание
31.05.2016Предварительное судебное заседание
22.07.2016Предварительное судебное заседание
22.07.2016Судебное заседание
27.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2016Дело оформлено
30.08.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее