РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2020 года Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Комиссаровой Г.С.,
при секретаре судебного заседания Березовской А.А.,
с участием представителя Административного истца Харина Ю.Н. и его представителя Апарина Д.В., представителя административного ответчика Гнедьковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-538/2020 по Административному иску Харина Юрия Николаевича к Администрации городского округа Павловский Посад Московской области о признании незаконным действий и бездействий администрации по рассмотрению заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилье, возложении обязанности рассмотреть заявление, -
установил:
Административный истец Харин Ю.Н. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Павловский Посад Московской области о признании незаконным действий и бездействий администрации по рассмотрению заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилье, возложении обязанности рассмотреть заявление, а именно просил признать действия и бездействия Администрации городского округа Павловский Посад Московской области, по рассмотрению заявления о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС составом семьи из трех человек: Харин Юрий Николаевич, Фролова Ольга Николаевна, Харина Татьяна Юрьевна, для получения в дальнейшем социальной выплаты из средств федерального бюджета на приобретение жилья- незаконными; возложить обязанность на Администрацию городского округа Павловский Посад Московской области рассмотреть заявление о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС составом семьи из трех человек: Харин Юрий Николаевич, Фролова Ольга Николаевна, Харина Татьяна Юрьевна, для получения в дальнейшем социальной выплаты из средств федерального бюджета на приобретение жилья.
В судебном заседании представитель Административного истца Харин Ю.Н. иск по основаниям, в нем изложенным, поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Административный Ответчик Администрация г.о. Павловский Посад Московской области в лице представителя Гнедьковой Е.Н. возражала против заявленных требований и просила суд отказать в удовлетворении заявленного иска.
Представитель заинтересованного лица Министерства жилищной политики Московской области в суд представителя не направил. О дате, месте, времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Фролова О.Н. о дате, месте, времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, в суд не явилась.
Представитель заинтересованного лица Хариной Т.Ю.- Харин Ю.Н. административные исковые требования поддержал.
Проверив материалы дела, выслушав представителя стороны, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Харина Ю.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Из правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 1 декабря 1997 года№18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П и от 10 ноября 2009 года N 17-П, следует, что возмещение вреда, причиненного гражданам вследствие радиационных катастроф, осуществляется путем специального правового регулирования в целях создания - на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств - компенсационного механизма, предусматривающего предоставление мер социальной защиты как в денежной, так и в натуральной форме (материальные компенсации, льготы и др.).
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ предоставляются иным определенным категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 «Жилищного кодекса РФ» категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящейся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований (ч. 2 ст. 52 «Жилищного кодекса РФ»),
В соответствии с ч.ч.3, 4 ст.52 ЖК РФ Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления; с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
В соответствии с Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом.
На основании п. 1 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 15.05.1991 г., с последующими изменениями и дополнениями, гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3-12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14. пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется (п. 7 ст. 17) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством РФ, один раз.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005№260/2005 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на учет принимаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области не менее пяти лег, нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации:
признанные малоимущими в соответствии с Законом Московской области N 277/2005-03 "О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее - Закон Московской области N 277/2005-03).
В соответствии со ст. 6 Закона Московской области от 30.12.2005 №277/2005-03 Граждане, проживающие в Московской области, в целях признания их малоимущими для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право обратиться с заявлением от себя лично или от имени своей семьи в орган местного самоуправления по месту жительства.
В соответствии с подп. е пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации №153 от 21.03.2006г. «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АС» возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 (в ред. от 20.05.2017г.) «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы» государственным заказчиком указанной программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Московской области от 11.12.2009 №1095/52 (ред. От 04.07.2017) «Об утверждении Положения об организации работы по реализации на территории Московской области подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" Министерство строительного комплекса Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным на осуществление полномочий по реализации в Московской области подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" па 2015-2020 годы
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы» устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. В соответствии с п. 5 подпунктом е) право на участие в подпрограмме, имеют категории граждан Российской Федерации, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, Закон Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005-03 регулирует порядок учета граждан, которые являются малоимущими и, которым предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде по договорам социального найма, не регулируют предоставление гражданам за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обеспечиваются жильем путем предоставления средств из федерального бюджета, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.
Поэтому порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которые подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, должен регулируется Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ч. 3 ст. 49. ст. 52 «Жилищного кодекса РФ».
Из материалов дела установлено, что на момент взрыва на Чернобыльской АЭС в 26.04.1986 г. Харин Ю.Н. оказался на зараженной радиоактивной территории и тем самым подвергся воздействию радиации в момент её максимальных значений. В зону проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 г. Харин Ю.Н. не переселялся, приобрел право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г., в связи с проживанием в зоне проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 г. по 09 декабря 1988 г., и данное право у него возникло с 09 декабря 1988г., что подтверждается удостоверением серии АИ 047 458 (л.д.13).
С 10 декабря 1988 г. по 23 ноября 1990 г. выезд Харина Ю.Н. из радиоактивной зоны носил временный, добровольно - принудительный (служба в армии), а по этой причине - уважительный характер (л.д.28).
В рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» и в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с реализацией полномочий от 13.09.2006 № 559 «Об утверждении положения о форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений на территории Брянской области» с ноября 2006 года по настоящее время мера социальной поддержки в виде государственного жилищного сертификата на территории Брянской области на приобретение жилья Харину Юрию Николаевичу не предоставлялась.
По состоянию на 24.12.2019 года Харин Ю.Н. совместно с женой Фроловой О.Н., дочерью Хариной Т.Ю., 27.08.2015 года рождения, зарегистрирован по адресу: Московская область, г. Павловский Посад, ул. Каляева, дом 18, корп.2, кв.38 (л.д.14) в квартире, площадью 33, 6 кв.м., принадлежащей на праве собственности Фроловой Г.В.(л.д.24).
Согласно выпискам из ЕГРН по состоянию на 09.12.2019 года у Харина Ю.Н. и его семьи на праве собственности отсутствуют какие-либо помещения(л.д.25-27).
14.11.2019 года Харин Ю.Н. в составе семьи обратился в администрацию г.о. Павловский Посад с заявлением о постановке его на учет как лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ( л.д.9-10).
Согласно ответу от 28.11.2019 года администрации г.о. Павловский Посад Харину Ю.Н. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье (л.д.11-12).
В связи с изложенным суд считает необходимым признать незаконным действия Администрации городского округа Павловский Посад Московской области, изложенные в ответе от 28.11.2019 года, и бездействие Администрации городского округа Павловский Посад Московской области в принятии Харина Юрия Николаевича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющего право на обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета, как выехавшего добровольно из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Возложить обязанность на Администрацию городского округа Павловский Посад Московской области повторно рассмотреть заявление Харина Юрия Николаевича о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета, как выехавшего добровольно из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
На основании изложенного и руководствуясь 175 КАС РФ, -
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 28.11.2019 ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18.02.2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.