РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21.01.2016 город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Базуевой В.В.,
с участием заместителя прокурора <адрес> ФИО6,
истца ФИО3,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО3 к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес> о возложении обязанности приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение, не менее нормы предоставления жилого помещения в <адрес>; Министерству по управлению государственным имуществом <адрес> о возложении обязанности по занесению в Реестр государственного имущества <адрес> сведений о жилом помещении, приобретенном для предоставления по договору специализированного жилого помещения ФИО3; к Государственному казенному учреждению <адрес> «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения; к Территориальному отраслевому органу государственной власти <адрес> - Управление социальной политики по <адрес> обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с ФИО3 и возвратить экземпляры договора Фонду жилищного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Карпинский городской суд <адрес> в интересах ФИО3 с вышеуказанным иском. В исковом заявлении указано, что по результатам проверки исполнения требований федерального законодательства по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что ФИО3 имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Приказом Управления социальной политики по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 поставлен на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес>. В настоящее время жилое помещение ФИО3 не предоставлено. Просит обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение, не менее нормы предоставления жилого помещения в <адрес>; Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> занести в Реестр государственного имущества <адрес> сведения о жилом помещении, приобретенном для предоставления по договору специализированного жилого помещения ФИО3; Государственное казенное учреждению <адрес> «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения; Территориальный отраслевой орган государственной власти <адрес> - Управление социальной политики по <адрес> обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с ФИО3 и возвратить экземпляры договора Фонду жилищного строительства.
Заместитель прокурора <адрес> ФИО6 в судебном заседании поддержала доводы искового заявления, подтвердила его содержание, просила суд их удовлетворить.
Истец ФИО3 в судебном заседании доводы искового заявления поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика – Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В соответствии с письменным ходатайством просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика – Территориального отраслевого органа государственной власти <адрес> - Управление социальной политики по городу Волчанску – в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представили суду письменный отзыв от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 которому, ответчик не возражает относительно удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель ответчика – Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> – в судебное заседание также не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, представил отзыв от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что исковые требования прокурора к Министерству по управлению государственным имуществом <адрес> о зачислении приобретенного жилого помещения в государственный специализированный фонд <адрес> являются необоснованными. Главным распорядителем средств областного бюджета, за счет которых осуществляется обеспечение жилыми помещениями детей - сирот, является Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>. К компетенции Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> относятся функции по учету жилых помещений для детей - сирот (ведение перечня жилых помещений и ведение Реестра государственного имущества свердловской области путем занесения соответствующих сведений, по управлению данными жилыми помещениям). Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> не участвует в приобретении (строительстве) жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> детям сиротам, а также не участвует в предоставлении таких жилых помещений лицам, относящимся к указанной категории. Министерство исполняет возложенные на него законодательно обязанности, в том числе и издание приказа по зачислению жилых помещений в государственный жилищный фонд <адрес> во внесудебном (административном) порядке. Просит в удовлетворении исковых требований к Министерству по управлению государственным имуществом <адрес> отказать и рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика – Государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства» - в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 которому просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, кроме того, указал, что нарушений прав истца в данном случае не имеется, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных истцом требований в первоочередном порядке, вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещение возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований.
Суд, заслушав истца, прокурора, просивших удовлетворить исковые требования, рассмотрев письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату и государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
ФИО1 п.1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
ФИО1 городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО3 передан на воспитание в приемную семью, поскольку мать несовершеннолетнего – ФИО7 решением <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, а отец – ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти №, выдано отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом Управления социальной политики по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Таким образом, истец относится к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на него распространяются положения Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со справкой <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о принадлежности объектов недвижимости на территории городского округа <адрес> принадлежащих на правах собственности за ФИО9 не зарегистрированы.
Истец ФИО3 в настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, указанный дом разрушен, использование его в качестве жилого помещения не представляется возможным (Справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выдана Администрацией поселка <адрес>).
ФИО1 уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении ФИО3 отсутствуют.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались и свидетельствуют о фактическом отсутствии у истца жилого помещения.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ФИО1 данному нормативному акту жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда (далее - жилые помещения), предоставляются детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по договорам найма специализированных жилых помещений однократно.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес> (далее - учет), благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров.
Ответчиком не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ФИО3 права на предоставление ему жилого помещения в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», либо о выделении ему жилого помещения в установленном законом порядке.
Судом установлено, что истец не имеет закрепленного жилого помещения на условиях социального найма либо жилого помещения на праве собственности, до настоящего времени жильем не обеспечен, хотя в силу закона ему принадлежит такое право, признанное в установленном порядке.
С учетом изложенного, суд считает исковое требование ФИО3 к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения подлежащим удовлетворению, так как право лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, обусловленной их правовым статусом.
ФИО3 подлежит предоставлению благоустроенное жилое помещение в городе <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории Волчанского городского округа.
Вопреки доводам представителя Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> исковые требования прокурором заявлены о возложении на данного ответчика обязанности по внесению сведений в Реестр государственного имущества <адрес> по жилому помещению, предназначенному для ФИО3. Требований о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения истцу к Министерству по управлению государственным имуществом <адрес> прокурором не предъявлено.
ФИО1 ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчики, являясь государственными органами <адрес>, освобождены от уплаты государственной пошлины и с них не может быть взыскана государственная пошлина.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 192-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО3 к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес> о возложении обязанности приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории городского округа <адрес>; Министерству по управлению государственным имуществом <адрес> о возложении обязанности по занесению в Реестр государственного имущества <адрес> сведений о жилом помещении, приобретенном для предоставления по договору специализированного жилого помещения ФИО3; к Государственному казенному учреждению <адрес> «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения; к Территориальному отраслевому органу государственной власти <адрес> - Управление социальной политики по <адрес> обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с ФИО3 и возвратить экземпляры договора Фонду жилищного строительства, удовлетворить.
Возложить обязанность на Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> приобрести (построить) за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес>, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории городского округа <адрес> для ФИО3, родившегося ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить обязанность на Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> занести в Реестр государственного имущества <адрес> сведения о жилом помещении, приобретенном (построенном) для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения ФИО3
Возложить обязанность на Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения, подлежащего заключению с ФИО3.
Возложить обязанность на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> Управлению социальной политики Министерства социальной политики по <адрес>, обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с ФИО3 в течение пяти рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с принесением жалоб через Карпинский городской суд.
Дата изготовления решение в окончательной форме – 25.01.2016.
Председательствующий судья: