Дело № 4-а-152/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 ноября 2016 года | г. Горно-Алтайск |
Председатель Верховного Суда Республики Алтай Алексина М.В., рассмотрев жалобу Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай в лице начальника учреждения Кетраря Э.К. на вступившее в законную силу решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 27 сентября 2016 года, которым
оставлено без изменения постановление мирового судьи судебного участка № 1 Майминского района Республики Алтай от 05 августа 2016 года о привлечении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Майминского района Республики Алтай от 05 августа 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 27 сентября 2016 года, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Алтай, начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай Кетрарь Э.К. выражает несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, указывая на их незаконность и необоснованность, просит отменить решение Майминского районного суда Республики Алтай, производство по делу прекратить. Считает вину учреждения недоказанной, поскольку ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай направило в территориальный орган Росприроднадзора проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, учреждением были предприняты все зависящие от него действия по устранению нарушений, указанных в предписании от 12 февраля 2016 года № 3ВНАТ-009/3.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 12 февраля 2016 года должностным лицом Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в ходе проведения плановой проверки выявлено, что в результате хозяйственной деятельности ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай по адресу: ул. Горная, д. 15, с. Кызыл-Озек, Майминский район, образуются отходы производства и потребления, осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Установлено превышение нормативов выбросов стационарными источниками (центральной котельной) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по бензопирену в 5,99 раз (л.д. 29-оборот), отсутствие журналов ПОД-1 (учёта стационарных источников загрязнения), ПОД-2 (учёта мероприятий по охране атмосферного воздуха, л.д. 30).
Также установлено, что в нарушение статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность учреждения осуществляется без утверждённых лимитов на размещение отходов на 2014, 2015, 2016 г.г. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выданный Алтайским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, прекратил свое действие 12 мая 2014 года.
В связи с отсутствием утверждённых лимитов на размещение отходов, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2014 года, за 2015 год рассчитана с нарушением пункта 6 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, без учёта повышающего пятикратного коэффициента.
12 февраля 2016 года учреждению выдано предписание № 3ВНАТ-009/3 об устранении нарушений статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в срок до 06 июня 2016 года (л.д. 8).
29 июня 2016 года должностным лицом Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай установлено, что предписание от 12 февраля 2016 года № 3ВНАТ-009/3 не выполнено, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в срок до 06 июня 2016 года не установлены (л.д. 6).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай к административной ответственности, установленной данной нормой, и подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 21-24), предписанием (л.д. 8), актом проверки исполнения предписания (л.д. 3-6), актом плановой проверки (л.д. 28-35) и другими материалами дела, которым дана оценка по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, с учётом требований части 3 статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, выражается, в частности, в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль об устранении нарушений законодательства.
Давая оценку законности требования, изложенного в предписании от 12 февраля 2016 года № 3ВНАТ-009/3, суд исходит из следующего.
В предписывающей части данный документ содержит требование об установлении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай в срок до 06 июня 2016 года нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии со статьёй 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно указанной статье нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом. Применительно к юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
В целях реализации положений статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 утверждён Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который предусматривает для юридических лиц, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы, порядок, требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
Материалами дела подтверждается, что образующая отходы производства и потребления хозяйственная деятельность ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай с 3 квартала 2014 года по настоящее время ведется без установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Лимиты на размещение отходов, утвержденные Алтайским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора прекратили свое действие 12 мая 2014 года.
При таких обстоятельствах требование предписания от 12 февраля 2016 года № 3ВНАТ-009/3 об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение необходимо признать законным.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В качестве довода жалобы заявитель указал на отсутствие вины ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай, поскольку в адрес Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай направлялся проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Данный довод нельзя признать обоснованным, в связи со следующим.
По смыслу статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормирование в области обращения с отходами предполагает не только обязанность для юридических лиц разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, но и утвердить данный проект в установленном порядке. Только в этом случае можно говорить о достижении целей регулирования данного закона, охраны окружающей среды и предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления.
Сама по себе деятельность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без утверждения данного проекта надзорным органом, не отвечает понятию нормированности в области обращения с отходами и не является установлением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в том смысле, какой придает этому понятию пункт 2 статьи 18 указанного Федерального закона.
Таким образом, юридическое лицо в целях установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обязано не только разработать проект нормативов, но и принять все зависящие от него меры, которые должны завершиться получением документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Только в этом случае хозяйственная деятельность юридического лица будет осуществляться с соблюдением норм природоохранного законодательства, а обязанность по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение выполненной.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.18, подпунктом 125 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, обращение с заявлением о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предполагает уплату государственной пошлины в размере 1 600 рублей, при этом государственная пошлина подлежит уплате до подачи указанного заявления и соответствующих документов.
Из материалов дела следует, что 19 апреля 2016 года Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай был получен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 25-27).
29 апреля 2016 года ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай получено письмо Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, из которого следует о необходимости уплаты государственной пошлины при подаче заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 56).
Государственная пошлина уплачена ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай 06 июня 2016 года в размере 1 500 рублей и 09 июня 2016 года в размере 100 рублей (л.д. 52, 53). Сведений о направлении указанных платежных поручений в адрес Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю в материалах дела нет.
Таким образом, государственная пошлина за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение уплачена ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай в полном объёме после истечения срока выполнения предписания от 12 февраля 2016 года № 3ВНАТ-009/3, что объективно по вине заявителя препятствовало получению документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
При таких обстоятельствах, довод жалобы о направлении в адрес территориального органа Роспортебнадзора проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не ставит под сомнение выводы судебных инстанций о наличии в деянии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.
Постановление о привлечении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в минимальных пределах.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
п о с т а н о в и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Майминского района Республики Алтай от 05 августа 2016 года, решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай 27 сентября 2016 года, вынесенные в отношении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай Кетраря Э.К. – без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда Республики Алтай | М.В. Алексина |