Дело № 2 – 1676/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2013 года гор. Тейково
Тейковский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Сочиловой А.С.,
при секретаре Панкратовой Т.Н..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западному региональному управлению жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании за ним и членами его семьи права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, признании его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства по договору социального найма, постановке на учёт в очередь на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО3 обратился в Тейковский районный суд с иском к командиру войсковой части 95852, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Территориальному отделению ФГКУ ЗРУЖО МО РФ в <адрес> – <адрес> признать за ним и членами его ФИО2, ФИО1 право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства <адрес> за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны РФ в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; признании бездействия командира войсковой части 95852 в части не принятия мер по обеспечению его и членов его семьи жилым помещением по избранному месту жительства; признать решение начальника территориального отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признать его и членов его семьи – ФИО2, ФИО1 нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес>, по нормам предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ включить его ФИО3, и членов его семьи ФИО2, ФИО1 - в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес> по договору социального найма или в собственность бесплатно, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренных ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих». В обоснование чего указал, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части 95852, дислоцированной в <адрес> в должности командира группы охраны. Приказом командира войсковой части 43176 от ДД.ММ.ГГГГ № был досрочно уволен с военной службы по подп. «б», пункта 3 ст. 51 (состоянию здоровья) Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и приказом командира войсковой части 95852 от ДД.ММ.ГГГГ исключён из списков личного состава части. Выслуга лет по состоянию на « 03» апреля 2011 года составила в календарном исчислении 21 год и 04 месяца. В период прохождения военной службы ему была предоставлена служебная квартира в военном городке «Красные Сосны» по адресу: <адрес>. С сентября 2010 года он периодически находился на стационарном лечении в военно-медицинских учреждениях, после чего ему был предоставлен отпуск с последующим увольнением из рядов ВС РФ. Поскольку он не планировал своё досрочное увольнение, то необходимый пакет документов в соответствии с приказом МО РФ № для решения вопроса о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства стал собирать практически перед увольнением. В связи с данными обстоятельствами пакет документов был представлен в Северо-западное отделение ДЖО МО РФ (<адрес>) на несколько дней позже, чем состоялся приказ о его исключении из списков личного состава в/ч 95852, а именно ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку сведения о включении его в реестр военнослужащих, нуждающихся в обеспечении постоянным жилыми помещением по избранному месту жительства в электронной базе длительное время отсутствовали, он обратился по данному поводу в сентябре 2012 года в образованное территориальное отделение ФГКУ «Западрегионжильё» МО РФ в <адрес>, расположенное в <адрес>. При этом должностные лица данного учреждения попросили его повторно представить обновлённый пакет документов, что им было сделано ДД.ММ.ГГГГ. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставленных по договору социального найма». Данный отказ мотивирован, что комплект документов был представлен после фактического исключения из списков личного состава части. С данным решением он не согласен по следующим основаниям: В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», он как военнослужащий уволенный с военной службы по состоянию здоровья с календарной выслугой 21 год имеет право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания по избранному после увольнения месту жительства. Обеспечен служебным жилым помещением исключительно на период служебных правоотношений. Ни он, ни члены его семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений. Задержка в предоставлении пакета документов явилась следствием нахождения его в лечебных учреждениях с последующим увольнением.
Определением Тейковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части заявленных исковых требований о признании решения начальника Территориального отдела ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ № незаконным, было прекращено в связи с отказом от заявленных исковых требований в полном объеме.
Определением Тейковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ было принято изменение предмета заявленных исковых требований в части касающейся обеспечения жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства.
Определением Тейковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ненадлежащий ответчик ТО ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ был заменен на надлежащего ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части заявленных исковых требований к командиру войсковой части 95862 о признании его бездействий незаконными было прекращено, в связи с отказом от заявленных исковых требований.
В ходе судебного заседания истец ФИО3 пояснил, что в рапорте на увольнение просил командование войсковой части не исключать его из списков личного состава до обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, при этом указывал, что просит личное дело направить в ВК <адрес>, однако ему не было разъяснено то обстоятельство, что он вправе подать заявление со всеми приложенными документами только до исключения его из списков личного состава. Поскольку он с 2010 года постоянно находился на лечении, то не успел своевременно подать документы на признание его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, однако указанные документы были им представлены непосредственно после исключение его из списков личного состава ДД.ММ.ГГГГ года. Считает, что нарушено его право на обесепечение жилым помещением, поскольку на период прохождения военной службы он был обеспечен служебным жилым помещением, в котором и по настоящее время проживает со своими членами семьи, иного жилого помещения у него и членов его семьи не имеется.
В судебном заседании представитель истца ФИО5, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, а так же письменный отзыв в котором просила заявленные исковые требования оставить без удовлетворения поскольку в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление о признании их нуждающимися и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части. Однако, ФИО3 указанное заявление было подано только ДД.ММ.ГГГГ года.
Ответчик - Департамент жилищного обеспечения МО РФ в судебном заседании не участвовал, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, возражений на иск не представил.
Третьи лица ФИО2, ФИО1 в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, с иском согласны.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно договору найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда, относящегося к Министерству обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения жилищной комиссии Тейковского гарнизона о предоставлении служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО3 и членам его семьи по договору найма служебного жилого помещения на срок контракта, но не более чем на пять лет, было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>55 (л.д. 12-16). Как усматривается из поквартирной карточки на указанное жилое помещение в нем зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время: наниматель ФИО3, жена ФИО2, сын жены – ФИО1. указанные обстоятельства так же подтверждаются справкой, выданной филиалом «Верхневолжский» ОАО «Славянка» (л.д. 10).
Решением Тейковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившим в законную силу, были удовлетворены исковые требования ФИО1 о признании членом семьи нанимателя ФИО3, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан членом семьи ФИО3, являющегося нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>55. при этом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекался ТО ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, представитель которого не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований (27-29).
Таким образом, суд приходит к выводу, что членами семьи ФИО3 являются его жена ФИО2 и ФИО7, что не оспаривалось в ходе судебного заседания стороной ответчика.
Приказом командира войсковой части 95852 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был уволен с военной службы с зачислением в запас по подпункту «б» пункта 3 ст. 51 (по состоянию здоровья) Федерального закона «О статусе военнослужащих» с ДД.ММ.ГГГГ был исключен из списков личного состава части. Выслуга лет в календарном исчислении составила 21 год 04 месяца (л.д. 22).
Как усматривается из рапорта ФИО3 на увольнение от ДД.ММ.ГГГГ на имя командира войсковой части, а так же листа беседы, которая была с ним проведена при увольнении из рядов вооруженных сил, ФИО3 просил командование не исключать его из списков личного состава воинской части до обеспечения его жилым помещением по избранному месту жительства.
Из описи вложения следует, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ направил заявление о признании его нуждающимся в получении жилого помещения со всеми необходимыми документами в Департамент жилищного обеспечения МО РФ, располагающегося в <адрес>. Однако его заявление рассмотрено не было. После создания на основании приказа Министра обороны РФ территориальных отделений, указанное заявление со всеми приложенными документами было перенаправлено в Территориальный отдел ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в <адрес>, куда он подал обновленный пакет документов ДД.ММ.ГГГГ года. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставленных по договору социального найма». Данный отказ мотивирован, что комплект документов был представлен после фактического исключения из списков личного состава части. При этом, мотивирован отказ был Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно уведомлениям Управления Россреестра по <адрес> ФИО3, ФИО2, ФИО7 о правах отдельного лица на объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год не значатся.
Из справки Военного комиссариата <адрес> следует, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время субсидия на жилищное строительство и покупку жилья после увольнения из рядов ВС РФ не оформлял.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 15 указанного Закона).
Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (п. 2 ст. 3 закона).
В соответствии с п. 3 ст. 6 указанного федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
Действующая на момент увольнения ФИО3 из рядов Вооружённых Сил РФ редакция ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривала, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Согласно действующей на момент увольнения истца редакции п. 14 ст. 15 закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из приведенных выше правовых норм следует, что на момент увольнения истца существовало две формы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и уволенных по «льготным основаниям», признанных нуждающимися в жилых помещениях: путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также путем предоставления жилых помещений в собственность бесплатно либо по договору социального найма.
При этом п. 14 статьи 15 закона также предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нём, определяется Правительством РФ, а порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствие с п. 1 ст. 23 указанного закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Таким образом, положения п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» запрещают увольнение военнослужащих, проходящих ее по контракту, без обеспечения их жилым помещением по установленным нормам, распространяются на лиц, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащих увольнению по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и на момент увольнения не имеющих жилого помещения для постоянного проживания либо нуждающихся в улучшении условий по нормам, установленным федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предусмотренную п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» возможность увольнения указанных военнослужащих с предоставлением им жилых помещений по избранному месту жительства закон связывает с наличием у военнослужащего такого желания. Поэтому для увольнения военнослужащих, перечисленных в указанной норме, без предоставления им жилых помещений органами военного управления по месту увольнения требуется их четко выраженное согласие получить государственный жилищный сертификат либо согласие получить жилье в другом населенном пункте в порядке, установленном пп. 13 и 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы также устанавливает что, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого, составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы, которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Пункт 7 Правил устанавливает среди оснований для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещения наличие жилой площади в закрытых военных городках, проживание на служебной жилой площади, избрание иного места жительства. При этом, подп. «и» п. 7 Правил предусмотрено, что избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания граждан нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2011 года). Кроме того, Правилами определён порядок постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья по избранному месту жительства и основания признания избранного места жительства: личное заявление военнослужащего, ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования, а после увольнения – приказ об увольнении.
Данные Правила в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Несмотря на это, вышеуказанные Правила действуют в части не противоречащей приведенному федеральному закону и Жилищному кодексу РФ. В частности, указанным нормативным актом Правительства РФ установлено, что основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
На основании ныне действующей Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ N 1280 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Инструкция), для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются документы, перечисленные в пункте 1 Инструкции.
Структурные подразделения уполномоченного органа не позднее пяти рабочих дней направляют заявления и документы, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции уполномоченный Министром обороны Российской Федерации орган (далее - уполномоченный орган).
Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступление в структурное подразделение уполномоченного органа.
Если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.
На основании пункта 7 Инструкции уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее именуется - реестр), по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации.
В период увольнения ФИО3 вопросы постановки военнослужащих и членов их семей на учет нуждающихся в предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, регламентировались Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1280 (Приложение N 1).
Все предусмотренные правовые основания, в том числе указанные в ст. 51 ЖК РФ, для такого признания в отношении ФИО3 имели место: он уволен по состоянию здоровья, имеет продолжительность военной службы более 20 лет; другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма ни он, ни члены его семьи не имеют, что подтверждается выписками из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, справками о сдаче жилых помещений, которые предоставлялись ФИО3 во время прохождения военной службы, сведениями, представленными ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» об отсутствии в собственности ФИО3 и членов его семьи жилых помещений; проживал на момент увольнения на территории закрытого военного городка, в жилом помещении, предоставленном на основании договора найма служебного жилого помещения. То есть на момент увольнения, и на сегодняшний день, истец не обеспечен жилым помещением ни по месту прохождения военной службы, ни по избранному месту жительства. В связи с чем, ФИО3 не могло быть отказано в признании его нуждающимся в получении жилого помещения, в том числе и по избранному постоянному месту жительства.
Как указывалось ранее судом установлено, что ФИО3 уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ с зачислением запас по состоянию здоровья, с выслугой лет более 20 лет. Из рапорта и листа беседы при увольнении с военной службы ФИО3 усматривается, что он изъявлял желание внести его списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, при увольнении с военной службы для перемены места жительства по избранному месту жительства.
Пакет документов о признании нуждающимся в получении жилья в избранном после увольнения месте жительства, согласно приложению к Инструкции, направлен ФИО3 в структурное подразделение, уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, со всеми необходимыми для разрешения данного вопроса документами ДД.ММ.ГГГГ года, то есть в год увольнения, что соответствует Правилам от ДД.ММ.ГГГГ N 1054.
Позиция ответчиков по данному делу сводится к тому, что ФИО3 в период военной службы не был признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства. Однако данная позиция представителей ответчиков является необоснованной и свидетельствует о формальном подходе к разрешению жилищного вопроса военнослужащего, уволенного с военной службы по «льготному» основанию. Учитывая, что при увольнении он выразил желание проживать в избранном месте жительстве, отличном от места прохождения военной службы, и просил командование воинской части не увольнять его до обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставив истцу служебное жилое помещение, расположенное на территории закрытого военного городка, Министерство Обороны РФ выполнило лишь свои обязательства по обеспечению жильём военнослужащего на период военной службы, что не исключает право истца на обеспечение жильём по избранному после увольнения постоянному месту жительства.
При этом суд считает заслуживающим внимания то обстоятельство, что ФИО3 в период с 2010 по ДД.ММ.ГГГГ год находился на стационарном лечении, в связи с чем, соглашается с доводом истца, что он не мог своевременно, т.е. до исключения его из списков личного состава, подать заявление в уполномоченный орган со всеми необходимыми для разрешения данного вопроса документами по объективным причинам.
На основании чего, суд пришел к выводу, что право ФИО3, предоставляемого один раз, на обеспечение жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, реализация которого лежит в исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (в данном случае Минобороны РФ), за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения было нарушено, и подлежит восстановлению.
В настоящее время функции по признанию военнослужащих нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства по договору социального найма возложена на уполномоченный Министерством Обороны РФ орган – Департамент жилищного обеспечения МО РФ в соответствие с Положением, утверждённым приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГг., и соответствующей Инструкцией «О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил РФ жилых помещений по договору социального найма», утверждённой приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> положения данной Инструкции распространяются только на действующих военнослужащих.
Согласно Приказу Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дальнейшем совершенствовании структуры органов жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» в составе региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны РФ были созданы территориальные отделения, осуществляющие функции, согласно приложению к указанному приказу. Из приложения к приказу Министерства обороны РФ № следует, что был определен перечень территориальных отделений региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны РФ: Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ – <адрес>, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. В соответствии с Уставом ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ, утвержденным Министром обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ года, данное учреждение находиться в ведомственном подчинении Министерства обороны, непосредственно подчиняется Департаменту жилищного обеспечения МО РФ. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, выступает истцом, ответчиком (п.12). В соответствии с главой второй, определяющей предмет, цели, задачи и виду деятельности учреждения, определено, что учреждение осуществляет свою деятельность в целях организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда РФ, в том числе, принимает решения о признании военнослужащих нуждающимися распределение жилых помещений, принятие решений о распределении жилых помещений, ведением автоматизированного учета военнослужащих и т.д..
Таким образом, учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, ведётся в Департаменте жилищного обеспечения МО РФ, и, в силу приказа 1441 ФГКУ «Западным региональным управлением жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, в связи с чем, суд приходит к выводу, что они являются надлежащими ответчиками по делу.
Учитывая, что право ФИО3 на признание его нуждающимся в получении жилого помещения за счёт средств МО РФ по договору социального найма во время прохождения им военной службы не было реализовано, и реализовать его в настоящее время другим путём, кроме судебного, не представляется возможным, суд считает необходимым признать истца по составу семьи нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес>, поскольку на момент его увольнения с военной службы имелись правовые основания для такого признания: истец уволен с военной службы по «льготному» основанию при общей продолжительности военной службы более 20 лет, жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен, проживал с семьёй на момент увольнения на территории закрытого военного городка в жилом помещении, предоставленном на основании договора найма служебного жилого помещения, другого жилья не имеет, избрал постоянное место жительства отличное от места прохождения военной службы.
При таких обстоятельствах исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Признать за ФИО3 и членами его семьи ФИО2, ФИО1 право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства – <адрес> за счет средств федерального бюджета, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Признать ФИО3 и членов его семьи ФИО2, ФИО1 нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления жилого помещения, предусмотренным ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ включить ФИО3 и членов его семьи ФИО2, ФИО1 в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> по договору социального найма, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Сочилова