Решение по делу № 2-944/2020 ~ М-672/2020 от 12.03.2020

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 мая 2020 года г. Усолье-Сибирское Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Медведева П.В., при секретаре Богдановой Е.К., с участием истца Каткова А.В., представителя третьего лица Науменко М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0024-01-2020-001050-29 (2-944/2020) по иску Каткова Александра Владимировича к администрации города Усолье-Сибирское, Министерству имущественных отношений Иркутской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, У С Т А Н О В И Л : Катков А.В. обратился в суд с данным иском, указав в обоснование, что родился 00.00.0000 года в п. Железнодорожный Усть-Илимского района Иркутской области. Мать Каткова Ольга Владимировна лишена родительских прав на основании решения Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 00.00.0000 г. Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежат обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию г. Усолье-Сибирское. 00.00.0000 он отчислен из Областного государственного казенного учреждения «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Усолье-Сибирское». Какого-либо жилого помещения в собственности не имеет. Однако жилое помещение по достижению совершеннолетия и по завершению пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ему не было предоставлено. Исходя из отметки о дате поступления заявления в списке детей-сирот, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области – 000. На основании изложенного просит обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке по договору социального найма из муниципального специализированного жилищного фонда города Усолье-Сибирское. В судебном заседании истец Катков А.В. на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации города Усолье-Сибирское в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель по доверенности Парилова А.М. направила ходатайство об исключении из числа ответчиков (л.д. ). Представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель третьего лица Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечителя Иркутской области № 4 Науменко М.Г., действующая по доверенности (л.д. ), в судебном заседании исковые требования поддержала. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц. В соответствии со ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Иркутской области "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области". Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения. В судебном заседании установлено, что истец Катков Александр Владимирович родился 00.00.0000 года в п. Железнодорожный Усть-Илимского района Иркутской области (л.д. ). Мать Каткова Ольга Владимировна лишена родительских прав на основании решения Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 00.00.0000 г. Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. С 00.00.0000 по 00.00.0000 истец Катков А.В. являлся воспитанником ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Усолье-Сибирское», проживал по адресу: (данные изъяты), находился на полном государственном обеспечении (л.д. ). В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Катков А.В. относится к категории: лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.). В соответствии со справкой Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 от 04.02.2020 № 1001 Катков А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по муниципальному образованию г. Усолье-Сибирское. Порядковый номер в едином списке детей-сирот, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области – 000 (л.д.). Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая, что право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма у Каткова А.В., состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло, тем самым истец, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма, предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не зависит от очередности постановки такого лица на учет и должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств. Исходя из смысла ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия специализированного жилищного фонда, а также от времени включения указанных граждан в список и соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Предоставление специализированных жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 названной статьи обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а при наличии заявления - после завершения обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончания военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях). Содержащееся в п. 3 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п. По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Из пояснений истца следует, что в собственности жилого помещения он не имеет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, что ответчиком не оспорено. Учитывая, что содержащееся в пункте 3 статьи 8 ФЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью, принимая во внимание, что в данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, с учетом того, что право истца на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет и формирования списка, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. При указанных обстоятельствах исковые требования Каткова А.В. о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда подлежат удовлетворению. Учитывая, что администрация города Усолье-Сибирское не выполняет функции по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исковые требования к администрации города Усолье-Сибирское удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования удовлетворить частично. Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить Каткову Александру Владимировичу по договору найма жилое помещение специализированного жилого фонда благоустроенное применительно к условиям г. Усолье-Сибирское, находящееся в черте г. Усолье-Сибирское, общей площадью не менее нормы представления. В удовлетворении исковых требований Каткова Александра Владимировича к администрации города Усолье-Сибирское, отказать. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 28.05.2020 г. Судья П.В. Медведев

2-944/2020 ~ М-672/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Катков Александр Владимирович
Ответчики
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Администрация МО г. Усолье-Сибирское
Другие
Межрайонное Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4
Суд
Усольский городской суд Иркутской области
Судья
Медведев П.В.
Дело на странице суда
usolsky--irk.sudrf.ru
12.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2020Передача материалов судье
13.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020Судебное заседание
26.05.2020Судебное заседание
28.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2020Дело оформлено
08.12.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее