Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 03 сентября 2020 года
дело № 2а-1689/2020
УИД72RS0021-01-2020-001598-22
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Губской Н.В.
при секретареПугиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы России № 6 по Тюменской области к ФИО1 взыскании налога и пени,
У С Т А Н О В И Л :
МИФНС России № 6 по Тюменской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере <данные изъяты> рублей, пени постраховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере <данные изъяты> копейки, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере <данные изъяты> рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере <данные изъяты> копеек. Требования мотивированы тем, что ФИО1 состоит на налоговом учете в МИФНС России № 6 по Тюменской области, административный ответчикс 26.07.2013зарегистрирован в качестве адвоката. Указывает, что за налогоплательщиком числится недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 12 месяцев 2018 года, которая составляет <данные изъяты> <данные изъяты> рублей, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 12 месяцев 2018 года, которая составляет <данные изъяты> рублей. В связи с тем, что должником недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в полном объеме не уплачена в установленные законом сроки, начислены пени в размере <данные изъяты> копеек, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в полном объеме также не уплачена в установленные законом сроки, начислены пени в размере <данные изъяты> копеек. В соответствии со ст. 69 НК РФ налоговым органом выставлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ, где налогоплательщику было предложено добровольно уплатить сумму налога и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязанность по уплате задолженности не исполнена по сегодняшний день. Ссылается на то, что административный истец в установленный законом срок обратился к мировому судье судебного участка № 5 Тюменского судебного района Тюменской области с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании суммы страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию и страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию. Обращает внимание, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 5 Тюменского судебного района Тюменской области был вынесен судебный приказ №м о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии и пени к ним, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС и пени к ним. Определением от ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 5 Тюменского судебного района Тюменской области судебный приказ №м от ДД.ММ.ГГГГ был отменен. В связи с чем, административный истец просит взыскать с ФИО1 в свою пользу страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере <данные изъяты> рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере <данные изъяты>, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере <данные изъяты> рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере <данные изъяты>.
Представитель административного истца ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56), в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и отзыве на возражения административного ответчика (л.д. 33-35). Пояснила суду, что административный истец своевременнообратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соответственно, имеет право на взыскание указанной задолженности. Полагала, что поскольку ошибка при регистрации заявления произошла у мирового судьи, вины налогового органа в этом нет, просила требования удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в возражениям (л.д. 30-31). Суду пояснил, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с административным иском о принудительном взыскании обязательных платежей. Считал, что шестимесячный срок подачи заявления на вынесение судебного приказа, предусмотренный ст. 48 НК РФ, нарушен, поскольку по зарегистрированному заявлению видно, что налоговый орган обратился к мировому судье только ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 присвоен статус адвоката, регистрационный №, о чем внесены сведения о присвоении статуса адвоката в Реестр адвокатов <адрес> на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области от 22.07.2013№-р, что подтверждается сообщением ННО «Адвокатская палата Тюменской области» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 27).
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании ч. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Федеральнымзаконом от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» внесены изменения в пп. 1,3 ч. 2 ст. 425 Налогового кодекса Российской Федерации, которым тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой:на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов;на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
Положением п.п. 1,2 ч. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает <данные изъяты> рублей, - в фиксированном размере <данные изъяты> рублей за расчетный период 2018 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере <данные изъяты> рублей за расчетный период 2018 года.
Как следует из материалов дела, административному ответчику исчислен страховой взнос на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсииза 2018 год в размере <данные изъяты> рублей, страховой взнос на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере <данные изъяты> рублей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как усматривается из материалов дела, в связи с отсутствием оплаты налога в установленный срок, административным истцом было выставлено требование №, со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
На основании п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что мировым судьей судебного участка № 5 Тюменского судебного района Тюменской области по заявлению Межрайонной ИФНС России № 6 по Тюменской области был выдан судебный приказ по гражданскому делу №м о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 по Тюменской области задолженности по страховым взносам за 2018 г. на ОМС в размере <данные изъяты> пени в размере <данные изъяты>., по страховым взносам на ОПС за 2018 г. в размере <данные изъяты>., пени в размере <данные изъяты> коп., по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>., пени в размере <данные изъяты> <данные изъяты>. и расходов по уплате государственной пошлины в доход бюджета Тюменского муниципального района в размере <данные изъяты> коп., который ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 5 Тюменского судебного района Тюменской области был отменен (л.д. 9).
На основании вышеизложенного,поскольку административным ответчиком ФИО1 задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере <данные изъяты> рублей, пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере <данные изъяты> копеек, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере <данные изъяты> рублей, пеням по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере <данные изъяты> копеек, в установленный срок не уплачена,то она подлежит взысканию с административного ответчика по решению суда.
Довод административного ответчика о том, что административным истцом пропущен установленный законом срок для взыскания заявленной задолженности, является несостоятельнымпо следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст. 286 КАС РФадминистративное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно положениям ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом, по смыслу статьи48Налогового кодекса Российской Федерациипропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием дляотказа вудовлетворенииисковыхтребований о взыскании с гражданина задолженности по налогам и сборам.
Анализ пункта 1 статьи 48, пунктов 2, 3 статьи 48 Налоговогокодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которогоналоговыйорган вправе обратиться в суд завзысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснением Верховного Суда РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1Налоговогокодекса РФ", согласно которой при рассмотрении дел о взысканиисанкций за налоговое правонарушение либоо взыскании налога(сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица илиналоговогоагента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращенияналоговыхоргановвсуд.
Таким образом, заявлениеналогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требованияобуплатеналога.
При этом, не может осуществляться принудительноевзысканиеналогаза пределами сроков, установленных Налоговымкодексом Российской Федерации.
Учитывая, что срок исполнения требования был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа истекает ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 6 месяцев).
Как усматривается из материалов дела, административный истецобратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается экземпляром заявления административного истца с отметкой о его принятии на судебном участке № 5 Тюменского судебного района Тюменской области, то есть в течение шести месяцев, установленных ч. 3 ст. 48 НК РФ (л.д. 36-38).
Между тем, согласно материалам гражданского дела №м по заявлению МИФНС России № 6 по Тюменской области о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО1 (л.д. 51, 52), а также журналу регистрации исковых заявлений №, судебным участком № 5 Тюменского судебного района Тюменской области заявление зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за входящим номером 806 (л.д. 53-55).
В связи с расхождением в датах поступления на судебный участок заявления МИФНС России № 6по Тюменской области о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО1, судом был направлен запрос в адрес мирового судьи судебного участка № 5 Тюменского судебного района Тюменской области, на который мировым судьёй ДД.ММ.ГГГГ было сообщено о том, что судебный приказ по вышеуказанному заявлению был вынесен ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления №, поданного на судебный участок № 5 Тюменского судебного района ДД.ММ.ГГГГ и фактически зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, в связи с ошибочным нахождением данного не зарегистрированного заявления в материалах другого гражданского дела и его обнаружением – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что МИФНС России № 6 по Тюменской области обратилось с заявлением о вынесении судебного приказа в установленный законом срок - ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что ошибочная регистрация заявления более поздней датой, выходящей за пределы установленного срока, допущенная сотрудниками аппарата мировых судей, не может являться основанием для вывода о пропуске налоговым органом такого срока, исходя из того, что на экземпляре заявления административного истца имеется штамп входящей корреспонденции с указанием на дату фактического поступления заявления на судебный участок.
Таким образом, исходя из вышеуказанных нормативных положений действующего налогового законодательства и законодательства, регулирующего административное судопроизводство Российской Федерации, учитывая, что судом установлено, что налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, установленный законом, срок подачи заявления административным истцом не пропущен, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию с административного ответчика. Размер подлежащей взысканию государственной пошлины суд определяет в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ.
Следовательно, с административного ответчика в доход бюджета Тюменского муниципального района подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> копейки.
руководствуясь Налоговым кодексом Российской Федерации, ст.ст. 175-176, 178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы России № 6 по Тюменской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы России № 6 по Тюменской области страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере <данные изъяты> рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере <данные изъяты> копейки; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере <данные изъяты> рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере <данные изъяты> копеек.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета Тюменского муниципального района государственную пошлину в сумме <данные изъяты> копейка.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2020 года
Судья (подпись) Н.В. Губская
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна:
Судья Н.В. Губская