Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-41/2019 от 11.06.2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

25 июля 2019 года      гор. Краснотурьинск

Судья Краснотурьинского городского суда Свердловской области Аничкина Е.А. (Свердловская область, гор. Краснотурьинск, ул. Фрунзе, д.51а),

с участием должностного лица юридического лица Филиала Акционерного общества «РУСАЛ Урал» в Краснотурьинске «Объединенная компания РУСАЛ Богословский алюминиевый завод» - начальника цеха складского хозяйства Волошина В.Ф.,

защитников Волошина В.Ф. - Барышниковой М.Н. и Межберга Т.В., действующих на основании устного ходатайства,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица Акционерного общества «Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий» - начальника цеха складского хозяйства Филиала «Богословский алюминиевый завод Сибирско-Уральской Алюминиевой компании» «БАЗ-СУАЛ» Волошина В.Ф. на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу № 03-03-17/54-2018 от 28 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу № 03-03-17/54-2018 от 28 мая 2019 года Хачатуряна А.В. должностное лицо – начальник цеха складского хозяйства Волошин В.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо – начальник цеха складского хозяйства Волошин В.Ф. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с содержащимися в данном постановлении выводами должностного лица Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильным применением должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы указано, что в собственности АО «РУСАЛ Урал» имеется земельный участок площадью 109 707 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес обезличен>А, с разрешенным использованием – накопитель производственных отходов, занятый полигоном промышленных отходов. Полигон промышленных отходов зарегистрирован в Свердловском областном кадастре отходов производства и потребления. Рекультивация полигона предусмотрена проектной документацией после окончания его эксплуатации в качестве объекта размещения отходов, однако срок окончания его эксплуатации еще не закончен. «РУСАЛ Краснотурьинск» не оканчивал деятельность по производству глинозема и необходимость в эксплуатации Полигона промышленным отходов не отпала, при этом в настоящее время данный Полигон расширяется, поэтому обязанность по рекультивации земель под полигоном промышленных отходов не наступила.

В настоящее время размещение отходов производства на данном Полигоне временно прекращено с октября 2018 года, поскольку Росприроднадзором было выдано предписание, обязывающее Общество произвести рекультивацию земель, нарушенных в результате размещения отходов на промышленном полигоне. Однако, данное предписание 21 мая 2019 года было признано Арбитражным судом Свердловской области недействительным и отменено.

Учитывая изложенное, постановление Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу от 28 мая 2019 года о привлечении его к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и назначении административного наказания является незаконным, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.

В судебном заседании должное лицо – начальник цеха складского хозяйства Филиала «Богословский алюминиевый завод Сибирско-Уральской Алюминиевой компании» «БАЗ-СУАЛ» Волошин В.Ф. поддержал доводы, изложенные в жалобе в полном объеме, дополнив, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в его должностные обязанности не входит выполнение или обеспечение выполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В судебном заседании защитники Волошина В.Ф. - Барышникова М.Н. и Межберг Т.В. также поддержали доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, изложенные в жалобе.

Представитель должностного лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств в суд не поступало.

При указанном, руководствуясь положениями ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья находит возможным рассмотреть жалобу при указанной явке.

Выслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении проверяется судом в полном объеме на основании имеющихся в деле материалов.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В соответствии с абз. 2 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

На основании п. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений.

Согласно ч. 1 ст. 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с пп. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон № 174-ФЗ) объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.

Из представленных документов усматривается, что земельный участок площадью 109 707 кв.м. с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес обезличен> с разрешенным использованием – накопитель производственных отходов, занятый полигоном промышленных отходов, находится в собственности АО «РУСАЛ Урал», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности. Полигон промышленных отходов зарегистрирован в Свердловском областном кадастре отходов производства и потребления. Рекультивация полигона предусмотрена проектной документацией после окончания его эксплуатации в качестве объекта размещения отходов, с учетом увеличения мощности вследствие его расширения.

Согласно п. 22 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, исключение объектов размещения отходов из государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется, в том числе, в случае получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов.

Между тем, АО «РУСАЛ Урал» в лице «РУСАЛ Краснотурьинск» подобных уведомлений в адрес Росприроднадзора не направляло.

Согласно п. 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 (далее - Правила проведения рекультивации) рекультивация земель - это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 5 Правил проведения рекультивации).

Согласно п. 8 Правил проведения рекультивации рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Рекультивация земель предусматривает проведение ряда определенных работ, и рекультивация как процесс восстановления нарушенного состояния окружающей среды не тождественна процедуре ликвидации последствия загрязнения окружающей среды (земель); такое восстановление осуществляется после процедуры ликвидации последствий загрязнения окружающей среды (земель).

Пунктом 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации

При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды (п. 4 ст. 39 Закона № 7-ФЗ).

Из изложенного следует, что при выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов соответствующие лица обязаны восстановить нарушенные и отработанные земельные участки, в том числе, путем рекультивации земель.

Пунктом 3 Правил проведения рекультивации установлено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе, правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с пунктом 2 Правил проведения рекультивации нарушенными признаются земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

Исходя из указанных положений законодательства, регулирующего порядок восстановления нарушенных земель и их рекультивацию, нарушенными являются земельные участки в случае вывода из эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, когда их жизненный цикл завершен, они прекращают существование как объекты гражданских прав, что предполагает утрату их связи с соответствующими земельными участками, подлежащими вследствие этого восстановлению.

Вместе с тем, Департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу в ходе проведенной проверки фактов вывода промышленных объектов АО «РУСАЛ Урал» по месту нахождения «РУСАЛ Краснотурьинск» из эксплуатации и их ликвидации, влекущей обязанность землепользователя восстановить земли под этими объектами путем рекультивации, не установлено.

Основное правило, касающееся возможности размещения отходов на земельном участке, заключается в соответствии данной деятельности целевому назначению земельного участка. Категория земельного участка является основной характеристикой земельного участка, определяет его правовой режим, в том числе, виды разрешенного использования и ограничения определенных видов деятельности. Из представленных документов усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 66:50:0502001:8 относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием «накопитель производственных отходов».

Учитывая, что все характеристики земельного участка с кадастровым номером 66:50:0502001:8 удовлетворяют возможности его использования в качестве Полигона промышленных отходов, на данном земельном участке расположен Полигон для размещения на нем промышленных отходов, использование этих земель управомоченным лицом соответствует их назначению, требования Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу о рекультивации данных земель являются необоснованными и не выполнимыми, что свидетельствует о неправомерности этих требований.

К указанным выводам также пришел Арбитражный суд Свердловской области 21 мая 2019 года, признав незаконным Предписание Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 02 октября 2018 года № 425-25, которым предписывалось АО «РУСАЛ Урал» провести комплекс работ по восстановлению земель (рекультивацию), нарушенных в результате размещения отходов производства сроком до 06.11.2019 года (дело № А60-1448/2019).

При указанных обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что ни на юридическое лицо (АО «РУСАЛ Урал»), ни на должностное лицо, возглавляющее одно из структурных подразделений данного юридического лица (начальника цеха складского хозяйства Волошина В.Ф.) не возлагались обязанности по восстановлению земель (рекультивацию), нарушенных в результате размещения отходов производства.

28 мая 2019 года постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Хачатуряна А.В. № 03-03-17/54-2018, должное лицо – начальник цеха складского хозяйства Волошин В.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в том, что в результате ненадлежащего выполнения своих должностных обязанностей, не обеспечил выполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

За совершенное правонарушение начальник цеха складского хозяйства Волошин В.Ф. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вместе с тем, при исследовании вопроса о наличии вины начальника цеха складского хозяйства Филиала Акционерного общества «РУСАЛ Урал» в Краснотурьинске «Объединенная компания РУСАЛ Богословский алюминиевый завод» Волошина В.Ф. в совершении инкриминируемого административного правонарушения, судья приходит к выводу, что доказательств, свидетельствующих о том, что должностное лицо в силу занимаемой должности и должностных полномочий должно было выполнить и соблюсти указанные требования законодательства в области использования и охраны земель, в области охраны окружающей среды в части обеспечения выполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, не представлено.

Ни должностной инструкцией, ни другими локальными актами юридического лица, а также действующими нормативно-правовыми актами законодательства РФ на начальника цеха складского хозяйства Волошина В.Ф. не возложено обязанности по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В обоснование вины Волошина В.Ф. в постановлении приводится ссылка на п. 3.34 должностной инструкции начальника цеха складского хозяйства, в обязанности которого входит «участие в проведении административных проверок АО «РУСАЛ» филиал «РУСАЛ Краснотурьинск» в части касающейся возглавляемого им ЦСХ, любыми контрольными и (или) надзорными органами от лица АО «РУСАЛ» филиал «РУСАЛ Краснотурьинск». Однако данная обязанность не имеет отношения к инкриминируемому Волошину В.Ф. составу административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, связанному с невыполнением обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.

Сам по себе факт выявления в деятельности юридического лица – АО «РУСАЛ» филиал «РУСАЛ Краснотурьинск» нарушений законодательства, связанных с размещением отходов производства, а также по проведению обязательных мероприятий относительно рекультивации земель на данном Полигоне, не является безусловным доказательством вины должностного лица – руководителя структурного подразделения юридического лица, в чьем непосредственном подчинении находятся работники (грузчики), осуществлявшие до 01 октября 2018 г. складирование отходов производства на спорном Полигоне.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п. 2 части 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, судья приходит к выводу о том, что в действиях начальника цеха складского хозяйства Филиала Акционерного общества «РУСАЛ Урал» в Краснотурьинске «Объединенная компания РУСАЛ Богословский алюминиевый завод» Волошина В.Ф. отсутствует состав вмененного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем жалоба Волошина В.Ф. подлежит удовлетворению, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению в виду отсутствия состава правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу начальника цеха складского хозяйства Филиала Акционерного общества «РУСАЛ Урал» в Краснотурьинске «Объединенная компания РУСАЛ Богословский алюминиевый завод» Волошина В.Ф. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Хачатуряна А.В. № 03-03-17/54-2018 от 28 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должного лица – начальника цеха складского хозяйства Волошина В.Ф. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должного лица – начальника цеха складского хозяйства Волошина В.Ф. прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

Данное решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения путем принесения жалобы через Краснотурьинский городской суд Свердловской области.

Судья      (подпись) Е.А. Аничкина

12-41/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Волошин Виталий Федорович
Суд
Краснотурьинский городской суд Свердловской области
Судья
Аничкина Елена Алексеевна
Статьи

КоАП: ст. 8.7 ч.2

Дело на странице суда
krasnoturinsky--svd.sudrf.ru
12.06.2019Материалы переданы в производство судье
10.07.2019Судебное заседание
25.07.2019Судебное заседание
25.07.2019Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.08.2019Вступило в законную силу
22.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2019Дело оформлено
15.10.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее