Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5162/2020 ~ М-2287/2020 от 21.05.2020

24RS0041-01-2020-002777-20

Дело № 2-5162/2020

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 ноября 2020 года г. Красноярск

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе

председательствующего судьи Басинской Е.В.

при секретаре Тарских Я.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к Окладникову Вячеславу Александровичу о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, действующее в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к Окладникову В.А. о возложении обязанности со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных и строительных отходов, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером У, по следующим координатам У Требования мотивирует тем, что в настоящее время, в нарушение требований закона, ответчиком несанкционированная свалка твердых коммунальных и строительных отходов по данному адресу не ликвидирована, что в свою очередь представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, неопределенного круга лиц.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Герасимова А.Н. в судебное заседание не явилась, извещена, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие.

Ответчик Окладников В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.

Суд, исследовав представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В силу ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы потребления подлежат сбору, транспортировке, хранению условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

Согласно пп..1,2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно части 1 статьи 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, обязанность по осуществлению мероприятий, связанных с охраной земельных участков, возлагается на граждан, имеющих право собственности на такие земельные участки и (или) осуществляющих право пользования такими участками.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность). Положение о министерстве утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 28.11.2017 № 715-п (далее - Положение).

Согласно пункту 2.1 Положения министерство осуществляет обеспечение создания условий, направленных на охрану, оздоровление и улучшение состояния окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное и рекреационное значение, удовлетворение потребности края в природных ресурсах.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения министерство осуществляет обеспечение рационального природопользования, в том числе восстановление возобновляемых природных ресурсов, полного и многократного использования отходов производства и потребления.

Пункт 2.5 Положения предусматривает, что министерство осуществляет обеспечение соблюдения законодательства в областях охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обеспечения радиационной безопасности, водного законодательства, законодательства об экологической экспертизе, законодательства об особо охраняемых природных территориях, законодательства о недрах, в областях охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами.

Таким образом, министерство вправе обращаться в судебные органы с исковыми требованиями относительно возложения, в том числе на граждан обязанности исполнения обязательных требований природоохранного законодательства.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов на территории городских и других поселений запрещается.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормами.

Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что 07 апреля 2020 года Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края, в ходе проведения планового (рейдового) осмотра территории г. Красноярска, пер. Каратузский, 6 и 6/1 установлено несанкционированное накопление и размещение твердых коммунальных отходов (товары, утратившие потребительские свойства) и строительных отходов на почве земельного участка с кадастровым номером У, расположенном по адресу: г. Красноярск, пер. Х. а также на прилегающей к указанному земельному участку территории. Общая площадь несанкционированного складирования и размещения твердых коммунальных отходов составляет около 193,65 кв. м. Объем отходов составляет около 150 куб. м (определено визуально). В ходе обработки данных рейдового обследования установлено, что твердые коммунальные отходы складированы на земельном участке с кадастровым номером У. расположенном по адресу, г. Красноярск, пер. Каратузский. 6/1, а также на прилегающей к указанному земельному участку территории (категория земель: земли населённых пунктов: форма собственности: не установлена, разрешенное использование: для объектов жилой застройки), что подтверждается актом проведения планового (рейдового) осмотра, обследования от 07.04.2020 г.

Как следует из выписки из ЕГРПН от 11.04.2020 г. собственником земельного участка с кадастровым номером У, расположенного по адресу: г. Красноярск, пер. Х является Окладников В.А.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Факт наличия свалки на момент проверки, а также в период рассмотрения дела судом ответчиком не оспаривался.

Кроме этого, в судебном заседании не установлены лица, деятельность которых была бы связана с причинами возникновения указанной свалки бытовых отходов.

Сведений о лицах, фактически осуществляющих какую-либо деятельность на указанном участке, и являющихся собственниками образующихся при этом отходов, ответчик не представил.

Учитывая вышеизложенное, суд находит обоснованными заявленные требования истца об обязании ответчика ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных и строительных отходов на территории земельного участка с кадастровым номером У, по следующим координатам У подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При рассмотрении вопроса о предоставлении ответчику срока для устранения недостатков по очистке лесосеки, судом принимаются во внимание обстоятельства и в время года, влияющие на устранение указанных в иске недостатков, в связи с чем суд считает необходимым предоставить ответчику реальный срок для устранения заявленных истцом недостатков.

Согласно ст. 103 ГПК РФ устанавливающей, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, суд находит необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину, в размере, установленном ст. 333.19 НК РФ в размере 300 руб.

Двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, суд находит разумным, обоснованным и достаточным для исполнения судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края удовлетворить.

Обязать Окладникова Вячеслава Александровича ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных и строительных отходов на земельного участка с кадастровым номером У, по следующим координатам

У

У

У

в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Окладникова Вячеслава Александровича в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Е.В.Басинская

Мотивированное решение изготовлено 05.11.2020г..

2-5162/2020 ~ М-2287/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство экологии и радиационного природопользования Красноярского края
Ответчики
Окладников Вячеслав Александрович
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярска
Судья
Басинская Е.В.
Дело на сайте суда
oktyabr--krk.sudrf.ru
21.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2020Передача материалов судье
21.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.09.2020Предварительное судебное заседание
03.11.2020Судебное заседание
05.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2020Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
22.11.2020Копия заочного решения возвратилась невручённой
02.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее