Дело №2-2816/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июня 2015г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
При секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривенкова С.В. к ТУ Росимущества в Смоленской области об оспаривании решения и возложении обязанности по согласованию межевого плана земельного участка,
у с т а н о в и л:
Кривенков С.В. обратился в суд с иском к ТУ Росимущества в Смоленской области об оспаривании решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> об отказе в согласовании межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ по образованию двух земельных участков путем раздела участка с кадастровым номером №<данные изъяты> с сохранением последнего в измененных границах и возложении на ТУ Росимущества в Смоленской области обязанности по осуществлению такого согласования, сославшись на то, что оспариваемое бездействие ответчика обусловлено ссылками последнего на отсутствие соответствующих полномочий, которые принадлежат Министерству обороны РФ, тогда как, по мнению истца, правом на распоряжение названным земельным участком, находящимся в федеральной собственности, ТУ Росимущества в Смоленской области наделено.
Представитель истца Колихов В.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, отметив, что решением ответчика об отказе в согласовании межевого плана нарушены права Кривенкова С.В. на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого принадлежащим истцу объектом незавершенного строительства.
Представитель ТУ Росимущества в Смоленской области Гончарова Е.Б. в судебном заседании, возражая против удовлетворения иска, указала на обоснованность оспариваемого Кривенковым С.В. решения, отметив, что земельный участок с кадастровым номером №<данные изъяты> предоставлен в пользование учреждений, подведомственных Министерству обороны РФ, осуществляющего функции по управлению и распоряжению таким земельным участком, в связи с чем, раздел этого участка в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» должен быть согласован с ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с п.п.1, 4 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Согласно ч.2 ст.9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.125 ГК РФ)
Исходя из положений п.10 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
По правилам п.4 ст.87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
В силу п.2 ст.2 ЗК РФ Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» определено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
Подпунктом 71 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004г. №1082, закреплено, что Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
На основании п.п.1, 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года №432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), включая осуществление полномочий собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Кривенков С.В. является собственником незавершенного строительством здания с кадастровым номером <данные изъяты> площадью застройки <данные изъяты> кв.м., расположенного рядом с жилым домом <адрес>.
Упомянутое здание находится на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. (категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства и оборудования объектов спецназначения).
Имея намерение приобрести в собственность земельный участок, находящийся непосредственно под незавершенным строительство объектом и необходимый для его эксплуатации, по инициативе и за счет Кривенкова С.В. ООО «<данные изъяты>» подготовлен межевой план по разделу участка с кадастровым номером <данные изъяты> на два участка с сохранением исходного в измененных границах, в согласовании которого письмом ТУ Росимущества в Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> отказано по причине того, что земельный участок с кадастровым номером №<данные изъяты> находится в ведении Министерства обороны РФ, в связи с чем, управление не наделено полномочиями принимать решение по поставленному истцом вопросу; для согласования межевого плана Кривенкову С.В. рекомендовано обратиться в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (л.д.6-22, 27).
Как усматривается из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>, собственником земельного участка с кадастровым номером №<данные изъяты> площадью 619 349 кв.м., расположенного в районе ул.Николаева города Смоленска, на основании п.4 ст.87 ЗК РФ и п.10 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» является Российская Федерация (л.д.20, 24-25).
Таким образом, поскольку указанный земельный участок относится к землям, предоставленным для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации (земли, занятые объектами обороны и безопасности), исходя из положений приведенных выше нормативных актов, регулирующих особенности полномочий Росимущества и Минобороны России по управлению федеральным имуществом, уполномоченным органом, осуществляющим от имени Российской Федерации распоряжение указанным земельным участком, является Министерство обороны РФ, в связи с чем, ТУ Росимущество в Смоленской области правомерно приняло решение об отказе в согласовании названного межевого плана.
При таком положении, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Кривенкова С.В. к ТУ Росимущества в Смоленской области об оспаривании решения и возложении обязанности по согласованию межевого плана земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий А.В.Кудряшов