Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-6008/2021 ~ М-5703/2021 от 10.08.2021

Дело № 10RS0011-01-2021-014899-45 (2а-6008/2021)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2021 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Картавых М.Н., при секретаре Журковой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Титовского Сергея Валерьевича об оспаривании решений государственных органов об отказе в возврате, зачете переплаты,

установил:

Административный иск мотивирован тем, что административный истец до 12.09.2019 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. 01.04.2021 из акта сверки расчетов с бюджетом ему стало известно о наличии у него переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 37898,12 рублей. Истец обратился к административным ответчикам с заявлением о возврате суммы переплаты. Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) (на момент подачи настоящего иска – ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия, сокращенное наименование – ОПФР по Республике Карелия) от 01.06.2021 административному истцу отказано в возврате переплаты. Аналогичный отказ изложен в решении ИФНС России по г. Петрозаводску от 29.06.2021. Решением УФНС по Республике Карелия решение налогового органа от 29.06.2021 оставлено без изменения. Административный истец просит признать вышеуказанные решения государственных органов незаконными.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФНС России по Республике Карелия.

Административный истец в судебном заседании не присутствовал, его представитель – адвокат Романьков М.А., действующий на основании удостоверения и ордера, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ИФНС России по г. Петрозаводску Шахова П.А. заявленные требования не признала, полагала налоговые органы ненадлежащими ответчиками в связи с возникновением переплаты до 01.01.2017, считает процессуальный срок на подачу настоящего иска не пропущенным.

Представитель ОПФР по Республике Карелия – Пошарина Д.Н., действующая на основании доверенности, в ходе рассмотрения дела возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях, полагала оспариваемый отказ обоснованным в связи с истечением трехлетнего срока с момента возникновения переплаты.

Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Суд, с учетом характера заявленных требований, не усматривает оснований для выхода за пределы предмета административного искового заявления, в связи с чем, разрешая настоящее дело, проверяет исключительно законность оспариваемого решения. При этом исходит из недопустимости признания законными оспариваемых решений со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения при его принятии, изменяя таким образом основания принятого решения (п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

Проверяя соблюдения сроков обращения в суд, имея ввиду характер спорных правоотношений, приходит к выводу, что установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок не пропущен.

Судом установлено, что в период с 30.08.2012 по 12.09.2019 административный истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 20 Закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017, осуществляется органами ПФР в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также отношения, возникавшие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов за периоды до 01.01.2017 регулировались Законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

В силу частей 1 и 4 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Указанное решение должно приниматься при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и на следующий день после его принятия, орган Пенсионного фонда Российской Федерации должен направить это решение в соответствующий налоговый орган для фактического осуществления возврата плательщику соответствующих сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.

Таким образом, налоговый орган в данном случае является органом осуществляющим возврат денежных средств по решению пенсионного органа.

Применительно к части 6 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишней уплаты страховых взносов.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что на основании заявления административного истца налоговым органом 16.04.2021 представлен Акт сверки расчетов с бюджетом по обязательным платежам №2021-189 по состоянию на 01.04.2021, из которого следует, что у истца имеется переплата по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 37898,12 рублей.

20.05.2021 административный истец обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о возврате переплаты.

Оспариваемым ответом пенсионного органа от 01.06.2021 №07-09/8478 административному истцу отказано в возврате переплаты со ссылкой на пропуск трехлетнего срока с момента уплаты испрашиваемой суммы (дата уплаты 30.03.2017).

28.06.2021 административный истец обратился с аналогичным заявлением в ИФНС России по г. Петрозаводску.

Решением налогового органа от 29.06.2021 №13408 истцу отказано в возврате переплаты.

13.07.2021 решение налогового органа от 29.06.2021 обжаловано административным истцом в УФНС России по Республики Карелия.

Решением УФНС России по Республике Карелия от 21.07.2021 №09-26/003653ЗГ решение налогового органа от 29.06.2021 №13408 без изменения.

Действительно согласно ч. 13 ст. 26 Закона № 212-ФЗ заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано плательщиком в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В данном случае срок обращения за возвратом излишне уплаченных сумм, по мнению суда, не истек, поскольку об имеющейся переплате административный истец узнал из акта сверки расчетов от 16.04.2021, доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, в соответствии с п.3 ст.26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 статьи 78 НК РФ, согласно которому налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В данном случае ни налоговым органом, ни пенсионным органом не представлены в дело доказательства того, что административный истец ранее 16.04.2021 был уведомлен о наличии у него переплаты по страховым взносам.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что право на возврат излишне уплаченных страховых взносов в размере 37898,12 рублей административным истцом не утрачено.

Административный ответчик ОПФР по Республике Карелия, получив заявление истца о возврате излишне уплаченных страховых взносов, оплаченных 30.03.2017 было обязано в силу чч. 1 и 4 ст. 21 Закона № 250-ФЗ принять решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов в размере имеющейся переплаты, направив указанное решение в налоговый орган, имея в виду и то обстоятельство, что иной задолженности по уплате страховых взносов у заявителя установлено не было.

При таких обстоятельствах решение налогового органа от 29.06.2021 принято в полном соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает прав административного истца, следовательно, в иске к налоговым органам административному истцу надлежит отказать.

В свою очередь оспариваемое решение от 01.06.2021 №07-09/8478 об отказе Титовскому С.В. в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, по мнению суда, является незаконным, нарушают права и законные интересы заявителя на их возврат, в связи с чем подлежит отмене на основании взаимосвязанных положений пп. «в» п. 3 ч. 9, ч. 11 ст. 226, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ.

Решая вопрос о способе восстановления нарушенного права, суд приходит к выводу о том, что на пенсионный орган следует возложить обязанность принятия решения о возврате административному истцу излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за отчетный (расчетный) период, истекший до 01.01.2017, в сумме 37898,12 рублей и направлении указанного решения в налоговый орган.

Руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия от 01.06.2021 об отказе Титовскому Сергею Валерьевичу в возврате, зачете излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия в течение 45 дней после вступления решения в законную силу принять решение о возврате Титовскому Сергею Валерьевичу излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за отчетный (расчетный) период, истекший до 01.01.2017 в сумме 37898,12 рублей.

В удовлетворении административного иска к налоговым органам - ИФНС России по г. Петрозаводску, УФНС России по Республики Карелия отказать.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 15.09.2021.

2а-6008/2021 ~ М-5703/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Титовский Сергей Валерьевич
Ответчики
УФНС России по Республике Карелия
Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску
ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия
Другие
Романьков Максим Алексеевич
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
10.08.2021Регистрация административного искового заявления
10.08.2021Передача материалов судье
11.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2021Рассмотрение дела начато с начала
11.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2021Судебное заседание
08.09.2021Судебное заседание
15.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее