Дело № 2-181-2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Олёкминск 12 апреля 2017 года
Олёкминский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Максимовой В.Н.
при секретаре судебного заседания Борисовой Г.Н.
с участием прокурора Олёкминского района Шульженко М.А.
представителя ответчика Ивановой А.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Олёкминского района РС (Я) к Администрации МР «Олёкминский район» РС (Я) и МКОУ «Солянская средняя общеобразовательная школа» об обеспечении антитеррористической защищенности и комплексной безопасности путем установки металлоискателя,
у с т а н о в и л:
Прокурор Олекминского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, указывая на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов мест массового пребывания людей установлено, что вопреки требованиям ст. 2 Ф3 «О противодействии терроризму» - МКОУ «Солянская средняя общеобразовательная школа» не оснащено металлоискателем. Отсутствие металлоискателя в образовательном учреждении способствует беспрепятственному проносу в данное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов. Выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности. Кроме того, образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения. Поскольку учредителем данного общеобразовательного учреждения согласно Уставу учреждения является Администрация МР «Олекминский район», то финансирование на обеспечение антитеррористической защищенности и комплексной безопасности в данном учреждении образования входит в компетенцию учредителя. Потому просит обязать ответчиков обеспечить антитеррористическую защищенность и комплексную безопасность МКОУ «Солянская СОШ» путем установки металлоискателя в течение одного года.
В судебном заседании прокурор, указывая на то, что выявленное нарушение свидетельствует о недостаточной антитеррористической защищенности образовательного учреждения, и нарушает права учащихся и персонала на безопасные условия жизнедеятельности, поддержал данное требование в полном объеме, и просит обязать ответчиков – Администрацию МР «Олекминский район» и МКОУ «СОШ» установить в образовательном учреждении металлоискатель в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика - Администрации МР «Олёкминский район» РС (Я) Иванова А.Э. в суде требование прокурора полностью не признала. Пояснила, что администрация района является учредителем образовательного учреждения МКОУ «Солянская СОШ». Действующее законодательство не содержит прямых указаний на необходимость наличия в образовательном учреждении металлоискателя. В настоящее время учреждение оборудовано системой наружного видеонаблюдения, территория его ограждена, имеется также кнопка тревожного сигнала. Кроме того, в данном учреждении ведется дежурство работниками, которые контролируют лиц, входящих в учреждение. Они же, совместно с другими работниками учреждения обеспечивают при наступлении чрезвычайных обстоятельств организованный вывод учащихся из здания. Также пояснила, что в соответствии с положениями Концепции противодействия терроризму в РФ - выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяется каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов. Согласно ст.34 Бюджетного кодекса РФ бюджетные средства должны расходоваться в соответствии с принципом эффективности использования бюджетных средств, при составлении и исполнении бюджета участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Финансовые средства на приобретение металлоискателей в бюджете на 2017 году не предусмотрены. Меры, принятые в МКОУ «Солянская СОШ» для противодействия терроризму, считает соразмерными и достаточными с учетом уровня террористических угроз на территории Олекминского района. Потому просит в удовлетворении искового заявления отказать.
Ответчик МКОУ «Солянская СОШ» в судебное заседание своего представителя в суд не направил, об отложении дела не просил. О времени и месте рассмотрения дела ответчик был извещен надлежаще.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ с учетом мнения участников дела суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие данного ответчика.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле и изучив материалы дела, приходит к следующему выводу:
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. «д» ст.11 «Концепции противодействия терроризму в РФ», утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Частью 13 статьи 30 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384 от 30 декабря 2009 года установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п.1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (п.2).
В соответствии со ст.28 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Олекминского района РС (Я) проведена проверка исполнения законодательства по соблюдению законодательства об антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях, в том числе в МКОУ «Солянская СОШ», расположенном в с. Солянка, ул. Советская, 21.
В ходе проверки установлено, что в МКОУ «Солянская СОШ» отсутствует система технического контроля – металлоискатель, что также видно из сообщения начальника МКУ «УООР» от 4 октября 2016 года и от 20 февраля 2017 года. Данное обстоятельство стороной ответчика в суде также не оспаривается.
Согласно Уставу - МКОУ «Солянская СОШ» осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ начального общего и основного общего образований.
Тем самым МКОУ «Солянская СОШ» является образовательным учреждением с массовым пребыванием граждан.
Следовательно, в указанном учреждении должны быть приняты меры по обеспечению безопасности образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе террористических актов.
Вместе с тем, как установлено, в данном образовательном учреждении вопреки вышеуказанным нормам закона не проведены достаточные мероприятия, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья воспитанников, поскольку учреждение не оснащено металлоискателем (металлодетектором).
Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие металлоискателя (металлодетектора) не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, поскольку способствует беспрепятственному проносу в общеобразовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов, что выявить либо обнаружить с помощью установленного учреждением видеонаблюдения либо принятыми им другими мерами невозможно.
Потому установка металлоискателя (металлодетектора) при входе в образовательное учреждение является обязательным в целях пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья неопределенного круга воспитанников и работников учреждения.
Отсутствие в МКОУ «Солянская СОШ» металлоискателя (металлодетектора) существенно ущемляют права неопределенного круга воспитанников образовательного учреждения на безопасные условия обучения, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников, работников образовательного учреждения.
В силу ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.1.9 и п. 1.10 Устава МКОУ «Солянская СОШ» - учредителем образовательного учреждения является Администрация МР «Олекминский район».
Из положений п.4 ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму», п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пункта 42 Концепции противодействия терроризму в РФ, следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, в том числе установку металлоискателя.
Следовательно, ответчики обязаны принять меры по обеспечению безопасности образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе террористических актов.
При таких обстоятельствах исковое требование прокурора Олёкминского района подлежит удовлетворению.
Доводы стороны ответчика о невозможности установления металлоискателя из-за отсутствия финансирования суд не принимает во внимание, поскольку законом не предусмотрены положения, согласно которым обеспечение безопасности жизни и здоровья неопределенного круга воспитанников и работников образовательного учреждения ставилась в зависимость от уровня террористической угрозы и от бюджета муниципального района. Потому отсутствие финансирования не является уважительной причиной нарушения требований федерального законодательства.
Доводы стороны ответчика о том, что в образовательном учреждении приняты достаточные меры защиты, а именно установлены видеокамера и кнопка тревожного сигнала, ограждена территория, а также организовано дежурство работников учреждения, потому необходимости в установлении металлоискателя нет, суд считает несостоятельными, поскольку указанные меры не обеспечивают в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью воспитанников и работников учреждения, других посетителей учреждения, а также ущерб имуществу.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. Размер государственной пошлины при удовлетворении данного искового требования составляет 6 000 рублей.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ - Администрация МР «Олёкминский район» РС(Я) освобождается от уплаты государственной пошлины.
Следовательно, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика МКОУ «Солянская СОШ».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░ (░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, 21, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ (░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░./░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░): ░.░. ░░░░░░░░░