Судья Лигус О.В. Дело № 33-1515
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 мая 2016 г. г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Жидковой Е.В., Наместниковой Л.А.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борзенковой И.С. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 11 марта 2016 г., которым удовлетворены исковые требования Борзенковой И.С.
Заслушав доклад судьи Наместниковой Л.А., возражения представителя истца Борзенковой И.С. по доверенности Мелиховой Т.И., судебная коллегия
установила:
Борзенкова И.С. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения.
В обоснование своих требований указывала на то, что в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения вследствие того, что ее мать умерла, а отец был записан в свидетельстве о рождении со слов матери. Опекуном был назначен ее дядя.
Постановлением администрации г. Орла от <дата> № она была принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
По изложенным основаниям просила суд обязать администрацию г. Орла предоставить ей на территории муниципального образования «Город Орёл» благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <...> по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Орла ставит вопрос об изменении решения суда ввиду нарушения норм материального права.
Указывает, что действующее жилищное законодательство не предусматривает обязанность по внеочередному предоставлению Борзенковой И.С. жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Ссылается на то, что Борзенкова И.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, под № и внеочередное обеспечение ее жильем будет противоречить законодательству, и нарушит право граждан, которые включены в этот Список ранее.
Полагает, что судом не дана правовая оценка доводам администрации г.Орла об отсутствии финансирования на 2015-2016 гг. на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья.
Считает, что суду при разрешении спора необходимо было указать в резолютивной части решения о предоставлении Борзенковой И.С. жилого помещения согласно существующему Списку.
В возражениях на апелляционную жалобу Борзенкова И.С. указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба неподлежащей удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, возражениях (ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ)), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (ч. 3).
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также – Закон).
Согласно данному Закону жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1).
Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен ст. 3 Закона, в соответствии с которой по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.
В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 7 квадратных метров (ч.3).
Материалами дела установлено и не оспаривалось ответчиком, что Борзенкова И.С., <дата> рождения, относится к числу детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, а отец был записан в свидетельстве о рождении со слов матери.
Постановлением первого заместителя Главы администрации г. Орла от <дата> № она принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (<...>).
Судом также установлено, что Борзенкова И.С. жилым помещением до настоящего времени не обеспечена, в Списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, она значится под №.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и установив, что Борзенкова И.С. имеет право на обеспечение жилым помещением посредством его представления по договору специализированного найма, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на администрацию г. Орла обязанности по обеспечению Борзенковой И.С. жилым помещением.
Учитывая, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
Не может являться основанием к изменению решения суда довод жалобы о том, что действующее жилищное законодательство не предусматривает обязанность по внеочередному предоставлению Борзенковой И.С. жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, поскольку Борзенкова И.С. подлежит обеспечению жилым помещением с момента возникновения у неё такого права.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что Борзенкова И.С. включена в список под № и внеочередное обеспечение её жильем нарушит право граждан, которые включены в список ранее, также не может повлечь изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит возможность предоставления жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, включения в список.
Указание в апелляционной жалобе на то, что судом не дана правовая оценка доводам администрации г. Орла об отсутствии финансирования на 2015-2016 гг. на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья, является несостоятельным, поскольку указанные обстоятельства не умаляют право истца на предоставления жилого помещения по договору специализированного найма.
При таких обстоятельствах, оснований для изменения решения, изложения его в предложенной стороной ответчика формулировке, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 11 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орла – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Лигус О.В. Дело № 33-1515
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 мая 2016 г. г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Жидковой Е.В., Наместниковой Л.А.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борзенковой И.С. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 11 марта 2016 г., которым удовлетворены исковые требования Борзенковой И.С.
Заслушав доклад судьи Наместниковой Л.А., возражения представителя истца Борзенковой И.С. по доверенности Мелиховой Т.И., судебная коллегия
установила:
Борзенкова И.С. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения.
В обоснование своих требований указывала на то, что в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения вследствие того, что ее мать умерла, а отец был записан в свидетельстве о рождении со слов матери. Опекуном был назначен ее дядя.
Постановлением администрации г. Орла от <дата> № она была принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
По изложенным основаниям просила суд обязать администрацию г. Орла предоставить ей на территории муниципального образования «Город Орёл» благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <...> по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Орла ставит вопрос об изменении решения суда ввиду нарушения норм материального права.
Указывает, что действующее жилищное законодательство не предусматривает обязанность по внеочередному предоставлению Борзенковой И.С. жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Ссылается на то, что Борзенкова И.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, под № и внеочередное обеспечение ее жильем будет противоречить законодательству, и нарушит право граждан, которые включены в этот Список ранее.
Полагает, что судом не дана правовая оценка доводам администрации г.Орла об отсутствии финансирования на 2015-2016 гг. на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья.
Считает, что суду при разрешении спора необходимо было указать в резолютивной части решения о предоставлении Борзенковой И.С. жилого помещения согласно существующему Списку.
В возражениях на апелляционную жалобу Борзенкова И.С. указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба неподлежащей удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, возражениях (ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ)), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (ч. 3).
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также – Закон).
Согласно данному Закону жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1).
Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен ст. 3 Закона, в соответствии с которой по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.
В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 7 квадратных метров (ч.3).
Материалами дела установлено и не оспаривалось ответчиком, что Борзенкова И.С., <дата> рождения, относится к числу детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, а отец был записан в свидетельстве о рождении со слов матери.
Постановлением первого заместителя Главы администрации г. Орла от <дата> № она принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (<...>).
Судом также установлено, что Борзенкова И.С. жилым помещением до настоящего времени не обеспечена, в Списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, она значится под №.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и установив, что Борзенкова И.С. имеет право на обеспечение жилым помещением посредством его представления по договору специализированного найма, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на администрацию г. Орла обязанности по обеспечению Борзенковой И.С. жилым помещением.
Учитывая, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
Не может являться основанием к изменению решения суда довод жалобы о том, что действующее жилищное законодательство не предусматривает обязанность по внеочередному предоставлению Борзенковой И.С. жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, поскольку Борзенкова И.С. подлежит обеспечению жилым помещением с момента возникновения у неё такого права.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что Борзенкова И.С. включена в список под № и внеочередное обеспечение её жильем нарушит право граждан, которые включены в список ранее, также не может повлечь изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит возможность предоставления жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, включения в список.
Указание в апелляционной жалобе на то, что судом не дана правовая оценка доводам администрации г. Орла об отсутствии финансирования на 2015-2016 гг. на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья, является несостоятельным, поскольку указанные обстоятельства не умаляют право истца на предоставления жилого помещения по договору специализированного найма.
При таких обстоятельствах, оснований для изменения решения, изложения его в предложенной стороной ответчика формулировке, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 11 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орла – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи