Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17.11.2017г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Мангуловой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3895/17 по административному исковому заявлению Петрушиной М. В. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления и обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
Петрушина М.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления и обязании произвести действия, указав, что истица является ветераном Великой отечественной войны, что подтверждается удостоверением сери № выданным ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обратилась в Администрацию городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в г.о. Самара, без проведения торгов № №
ДД.ММ.ГГГГ. Департамент градостроительства городского округа Самара распоряжением № № отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на основании подпункта 1 и 2 пункта 8 ст. 39.15 ЗК РФ, указав, что предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается, а также то, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования.
Ссылаясь на то, что нахождение части испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования не мотивирована и не подтверждена, что нарушает права и законные интересы истицы, Петрушина М.В. просила суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать Департамент градостроительства городского округа Самара в течение <данные изъяты> дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Петрушиной М.В., возобновив работу по её заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, Барбошина поляна, <адрес> линия, площадью <данные изъяты> кв.м.
В судебном заседании представитель истицы А.В., действующая на основании доверенности, требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Департамента градостроительства городского округа Самара М.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истицы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Петрушина М.В. является ветераном Великой отечественной войны, что подтверждается удостоверением сери ВВ № выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Петрушина М.В. обратилась в Администрацию городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в г.о. Самара, без проведения торгов № №
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № № истице было оказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, так как земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основанию, указанному в подпункте 19 ст. 39.16 ЗК РФ, и в связи с тем, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 39.15 Земельного кодекса РФ регламентирована процедура предварительного согласования предоставления земельного участка.
Предварительное согласование предоставления земельного участка оформляется решением властного органа. Для получения такого решения заинтересованным лицам надлежит обращаться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать хотя бы одно из оснований отказа, исчерпывающий перечень которых содержится в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, в том числе:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу подп. 19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно выписке из ИСОГД г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ Департамента градостроительства г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне садово - дачных участков и коллективных садов (Р-5) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. №. На часть земельного участка действие градостроительного регламента не распространяется. Часть земельного участка расположена на территории, занятой зелеными насаждениями (дуб, клен).
Из выписки ИСОГД г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ Департамента градостроительства г.о. Самара, следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне садово - дачных участков и коллективных садов (Р-5) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской городско Думы от ДД.ММ.ГГГГ. №. Земельный участок расположен на территории, занятой зелеными насаждениями (дуб). Весь участок принадлежит к территории общего пользования, так как расположен на территории занятой земельными насаждениями (дуб) и часть земельного участка находится в береговой полосе ручья.
Пункт 12 ст. 85 ЗК РФ дает определение понятию земельные участки общего пользования - зеленые участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами и могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Действующими правилами благоустройства территории г.о. Самара, утвержденными Постановлением Главы г.о. Самара от 10.06.2008 N 404, установлен запрет на уничтожение и повреждение деревьев, кустарников и газонов на земельных участках, на которых расположены зеленые насаждения, и обязанность землепользователей, землевладельцев и арендаторов указанных земельных участков при их использовании обеспечивать сохранность зеленых насаждений.
Вместе с тем, из схемы расположения земельного участка не следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в местах общего пользования и относится к территории зеленого фонда.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на испрашиваемом земельном участке имеются зеленые насаждения, в материалы дела не представлено.
Согласно ответу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, испрашиваемый земельный участок находится вне береговой полосы, вне водоохраной зоны водных объектов. В соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода представленных координат в программу ГИС ИнГЕО, данный земельный участок к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий не относится.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на испрашиваемом земельном участке имеются зеленые насаждения, в материалы дела не представлено.
Судом была предоставлена возможность ответчику предоставить доказательства нахождения на испрашиваемом земельном участке наличие зеленых насаждений, однако таких доказательств суду предоставлено не было.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N № об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, нельзя признать законным, в связи с чем, требования истицы подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № №
Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Петрушиной М. В., возобновив работу по её заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, Барбошина поляна, <адрес> линия, площадью <данные изъяты> кв.м.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательном виде 22.11.2016г.
Судья Е.А. Борисова
Копия верна
Судья