№
УИД:61RS0№-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«09» июня 2020 года с. Дубовское
Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Зотовой А.Ю.,
при секретаре Мирной Я.В.,
с участием помощника прокурора Дубовского района Ростовской области Тарасовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Дубовского района Ростовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Дубовского района Ростовской области, третье лицо Администрация Андреевского сельского поселения Дубовского района Ростовской области о возложении обязанности устранить выявленные нарушения, суд
установил:
Прокурор Дубовского района Ростовской области обратился в Зимовниковский районный суд Ростовской области с исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Дубовского района Ростовской области, третье лицо Администрация Андреевского сельского поселения Дубовского района Ростовской области о возложении обязанности устранить выявленные нарушения.
Прокурор Дубовского района Ростовской области просит суд - Возложить на Администрацию Дубовского района Ростовской области обязанность: 1. Установить на пешеходном переходе по <адрес> дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность»; 2. Привести в соответствие с п. 5.3.2 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожный знак 2.1 «Главная дорога», расположенный по <адрес>; 3. Привести в соответствие с п. 5.3.6 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» применение дорожного знака 2.4 «Уступите дорогу», расположенного по <адрес>; 4. Привести в соответствие с п. 5.3.2 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» применение дорожного знака 2.1 «Уступите дорогу», расположенного по <адрес>; 5. Провести ремонт проезжей части дороги по <адрес> в виде выбоины, геометрические параметры: ширина - 260 см, длина - 300 см, глубина - 8 см.; 6. Привести в соответствие с п. 6.2 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» применение дорожного знака 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», расположенного по <адрес>; 7. Провести ремонт проезжей части дороги на по <адрес> в виде выбоины, геометрические параметры: ширина - 260 см, длина 200 см, глубина - 9 см..
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что, Прокуратурой Дубовского района в марте 2020 года совместно с сотрудниками ОГИБДД МУ МВД России <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории Дубовского района. В ходе обследования автомобильных дорог в <адрес> выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети, а именно: - на пешеходном переходе по <адрес> отсутствует дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность», что является нарушением требований п. 5.6.25 ГОСТ Р 52289-2004; - по <адрес> дорожный знак 2.1 «Главная дорога» не соответствует эксплуатационному состоянию<адрес> на против <адрес>, Дубовского <адрес>, что является нарушением требований п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2004; - не правильное применение дорожного знака 2.1 «Уступите дорогу» по <адрес>, что является нарушением требований п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2004; - по <адрес> повреждения проезжей части дороги в виде выбоины, геометрические параметры: ширина - 260 см, длина 300 см, глубина - 8 см, что является нарушением п. 5.2, 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017; - по <адрес> на автобусной остановке эксплуатационное состояние дорожного знака 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» не соответствует, что является нарушением требований п. 6.2 ГОСТ Р 50597-2017; - по <адрес> повреждения проезжей части дороги в виде выбоины, геометрические параметры: ширина - 600 см, длина 200 см, глубина - 9 см, что является нарушением п. 5.2, 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. Данные обстоятельства подтверждаются актами проверки улично-дорожной сети от 18.03.2020. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения и показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливается ГОСТ Р 50597 - 2017, ГОСТ Р - 52289-2004. Все требования государственного стандарта являются национальным стандартом.Способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом, могут заключатся как в запрещении деятельности, создающей такую опасность, так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность (ст.12 ГК РФ). Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортных происшествий может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно. Данное обстоятельство обуславливает обращение прокурора в суд в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ с требованием о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить, возложенные законом обязанности (л.д.2-6).
Определением Зимовниковского районного суда Ростовской области от 19 мая 2020 года удовлетворено ходатайство представителя ответчика Администрации Дубовского района Ростовской области, к участию в деле привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Администрация Андреевского сельского поселения Дубовского района Ростовской области, поскольку полномочия по замене и установке дорожных знаков переданы в сельские поселения Решением Дубовского районного собрания депутатов от 27.12.2018 года №225 «О внесении изменений в решение Дубовского районного собрания депутатов от 15.12.2017 №170 «О передаче из бюджета муниципального образования «Дубовский район» полномочий по дорожной деятельности в бюджеты сельских поселений, входящих в состав Дубовского района» (л.д.42-44).
В судебном заседании помощник прокурора Тарасова Н.В. заявленные исковые требования уточнила в следующей редакции: «Прошу суд обязать Администрацию Дубовского района Ростовской области в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:
- Провести ремонт проезжей части дороги по <адрес> в виде выбоины, геометрические параметры: ширина - 260 см, длина - 300 см, глубина - 8 см.;
- Провести ремонт проезжей части дороги на по <адрес> в виде выбоины, геометрические параметры: ширина - 260 см, длина 200 см, глубина - 9 см..(л.д.58).
Уточненные исковые требований поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Дубовского района Ростовской области в судебное заседание не явился, обратились к суду с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, исковые требования признают, в полном объеме (л.д. 54).
Представитель третьего лица Администрации Андреевского сельского поселения Дубовского района Ростовской области в судебное заседание не явился, обратились к суду с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д. 53).
Согласно требованиям ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Таким образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Суд, выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, считает, иск с учетом его уточнения в судебном заседании, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой Дубовского района в марте 2020 года совместно с сотрудниками ОГИБДД МУ МВД России <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории Дубовского района. В ходе обследования автомобильных дорог в <адрес> выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети, а именно: - по <адрес> повреждения проезжей части дороги в виде выбоины, геометрические параметры: ширина - 260 см, длина 300 см, глубина - 8 см, что является нарушением п. 5.2, 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017; - по <адрес> повреждения проезжей части дороги в виде выбоины, геометрические параметры: ширина - 600 см, длина 200 см, глубина - 9 см, что является нарушением п. 5.2, 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017.
Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Данные обстоятельства подтверждаются актами проверки улично-дорожной сети от 18.03.2020 (л.д.7-18).
В соответствии с п. 6, п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Кроме того, на основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, в том числе, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Областного закона от 16.08.2000 № 97-ЗС «О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения и показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливается ГОСТ Р 50597 - 2017, ГОСТ Р - 52289-2004. Все требования государственного стандарта являются национальным стандартом.
Отсутствие качественного асфальтного покрытия может привести к дорожно-транспортным происшествия и авариям, которые могут повлечь причинение значительного материального ущерба, нанести вред здоровью людей, повлечь человеческие жертвы.
В силу ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем является основанием для устранения данной опасности.
Способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом, могут заключатся как в запрещении деятельности, создающей такую опасность, так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность (ст.12 ГК РФ).
Так, ст. 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты права, как присуждение к исполнению в натуре.
Присуждение к исполнению обязанности натуре, как способ защиты гражданских прав, заключается в понуждении субъекта выполнить действия, которые он должен совершить в силу обязательства (постановление Президиума ВАС РФ №6534/98 от 09.03.1999).
Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортных происшествий может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно. Данное обстоятельство обуславливает обращение прокурора в суд в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ с требованием о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор в праве обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить, возложенные законом обязанности.
Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортных происшествий может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно. Данное обстоятельство обуславливает обращение прокурора в суд в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ с требованием о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор в праве обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Судом достоверно установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривалось ответчиком, что, полномочия по замене и установке дорожных знаков переданы в сельские поселения Решением Дубовского районного собрания депутатов от 27.12.2018 года №225 «О внесении изменений в решение Дубовского районного собрания депутатов от 15.12.2017 №170 «О передаче из бюджета муниципального образования «Дубовский район» полномочий по дорожной деятельности в бюджеты сельских поселений, входящих в состав Дубовского района».
09 декабря 2019 года заключено Соглашение №1 между администрацией Дубовского района Ростовской области и администрацией Андреевского сельского поселения о предоставлении в 2020 году иных межбюджетных трансфертов бюджету Андреевского сельского поселения на осуществление расходов, связанных с обеспечением дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктом поселений (л.д.59-62).
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценил представленные сторонами доказательства и пришел к выводу, о том что, отсутствие качественного асфальтного покрытия может привести к дорожно-транспортным происшествия и авариям, которые могут повлечь причинение значительного материального ущерба, нанести вред здоровью людей, повлечь человеческие жертвы.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.
На основании ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст.ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Дубовского района Ростовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Дубовского района Ростовской области, третье лицо Администрация Андреевского сельского поселения Дубовского района Ростовской области о возложении обязанности устранить выявленные нарушения, удовлетворить.
Обязать Администрацию Дубовского района Ростовской области в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:
- Провести ремонт проезжей части дороги по <адрес> в виде выбоины, геометрические параметры: ширина - 260 см, длина - 300 см, глубина - 8 см.;
- Провести ремонт проезжей части дороги на по <адрес> в виде выбоины, геометрические параметры: ширина - 260 см, длина 200 см, глубина - 9 см..
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 11 июня 2020 года.
Председательствующий судья Зотова А.Ю.