АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2022 года Похвистневский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Федосеевой С.Л.,
с участием прокурора Мамазярова Р.И.
при секретаре Шамшура Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Похвистнево административное дело №2а-1081/2022 по административному исковому заявлению Администрации городского округа Похвистнево Самарской области к Приволжскому межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о признании недействительным ненормативного правового акта в части
у с т а н о в и л:
Администрация городского округа Похвистнево Самарской области обратилась в суд с иском к Приволжскому межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о признании недействительным ненормативного правового акта в части указав, что в адрес Администрации г.о. Похвистнево в ДД.ММ.ГГГГ был направлен Приказ Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Бугуруслан-Северный» (далее Приказ). В соответствии с Приказом на территории городского округа Похвистнево Самарской области была установлена седьмая подзона аэродромной территории аэродрома Бугуруслан-Северный, в пределах которой не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений, детских площадок, организаций отдыха детей и их оздоровления.
Муниципальное образование городской округ Похвистнево Самарской области, который около 90% своей территории попадает в седьмую подзону приаэродромной территории, не представило свое Заключение на установление такой подзоны. Администрация не была осведомлена о подготовке проектной документации по установлению такой подзоны на территории города.
В судебном заседании представитель истца указал, что оспариваемый Приказ Приволжского МТУ № от ДД.ММ.ГГГГ был принят ненадлежащим органом, поскольку подобного рода Приказы могут быть приняты только Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией), а не его территориальным органом. Кроме того, данный Приказ был принят с нарушением порядка его принятия, поскольку согласование приказа не содержит Заключения с перечнем земельных участков и(или) расположенных на них объектов недвижимости в отношении которых устанавливаются ограничения использования и осуществления экономической деятельности и их кадастровую стоимость.
В настоящее время ввиду установления указанной подзоны приаэродромной территории на территории городского округа Похвистнево под угрозой срыва находятся национальные проекты «жилье и городская среда», Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», Федеральная программа «Безопасные автомобильные дороги», государственная программа Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ.» до ДД.ММ.ГГГГ губернаторский проект «Содействие» и многие другие проекты, программы, направленные на формирование комфортного, безопасного, качественного проживания граждан на территории города, в данный момент парализовано строительство блокированных жилых домов для переселения граждан из аварийного жилого фонда. Таким образом, данный ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы как заявителя, так и неопределенного круга лиц.
Административный истец просил признать недействительным и недействующим со дня принятия приказ Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Бугуруслан-Северный» и Приложения к решению об установлении приаэродромной территории аэродрома Бугуруслан - Северный, являющегося неотъемлемой частью приказа Приволжского Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении приародромной террритори аэродрома Бугуруслан-Северный» в части включения в него следующих разделов и пунктов, а именно:
- пункт 2.8 раздела 2 - схема седьмой подзоны приаэродромной территории аэродрома Бугуруслан-Северный, отображающей ее графическое изображение на территории городского округа Похвистнево Самарской области;
- пункт 3.7 раздела 3 - текстовое описание приаэродромной территории и выделенных на ней подзон аэродрома Бугуруслан-Северный - седьмой по располагающейся на территории городского округа Похвистнево Самарской области
- пункта 4.7 раздела 4 - перечень ограничений использования об недвижимости и осуществления экономической деятельности, наложенных седьмой подзоной приаэродромной территории аэродрома Бугуруслан-Северный, распространенных на территорию городского округа Похвистнево Самарской области
Представитель административного ответчика Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (МТУ) в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать в полном объеме, указав, что Аэродром «Бугуруслан-Северный» согласно Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации относится к аэродромам категории «Г». Приволжское МТУ Росавиации наделено правом принятия решения об установлении приаэродномной территории (ПАТ) аэропортов класса «г», «д», «е» в рамках полномочий, делегированных приказом Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка принятия решений об установлении приаэродромных территорий гражданской авиации РФ» и п.4 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение №). Таким образом Приволжское МТУ Росавиации обладало полномочиями на принятие решения об установлении ПАТ Аэродрома класса «Г» Бугуруслан-Северный, расположенного в Приволжском Федеральном округе.
Приказ Приволжского МТУ Росавиации № и порядок его принятия соответствуют действующему законодательству Российской Федерации на момент принятия приказа. Пат аэродрома Бугуруслан-Северный установлена. Доводы Истца об исключении расположения седьмой подзоны на территории городского округа Похвистнево не обоснованы, поскольку изменение границ ПАТ происходит в ином порядке. Согласно п. 4 Правил установления ПАТ проект решения об установлении ПАТ был разработан ООО «Ижевский инженерно-консультационный центр аналитики» по заданию оператора аэродрома Бугуруслан-Северный -ФГБОУ ВО СПбГУ ГА - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации». На Проект решения об установлении ПАТ получено положительное санитарно-эпидмиологическое заключение Роспотребнадзора Оренбургской области. ДД.ММ.ГГГГ Приволжское МТУ Росавиации в соответствии с п. 9 Правил установления ПАТ направило проект решения об установлении ПАТ с пояснительной запиской и положительным санитарно-эпидмиологическим заключением Роспотребнадзора на согласование Губернаторам Самарской и Оренбургской областей, в границах территории которых расположена ПАТ. Согласно п. 11 Правил установления ПАТ, утв. Постановлением Правительства РФ №, отказ в согласовании проекта решения об установлении ПАТ м.б. направлен в 30-дневный срок со дня поступления проекта решения об установлении ПАТ в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом, в случае непредставления согласования проекта решения об установлении приаэродромной территории или непредставления отказа в его согласовании в установленный срок проект решения об установлении приаэродромной территории считается согласованным.
Данный проект был согласован Правительством Самарской области. Правила не предусматривают обязанность Уполномоченного федерального органа (Приволжского МТУ Росавиации) запрашивать у органов местного самоуправления Заключения. При этом у высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Правительство Самарской области) имеется обязанность согласования проекта с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований. Отзыв Правительством Самарской области своего согласования проекта решения об установлении ПАТ поступил более чем через 6 месяцев после согласования проекта и подобные действия не предусмотрены Правилами установления ПАТ.
Таким образом, проект решения признается согласованным. Истцом не представлено доказательств нарушения правовых норм Приволжским МТУ Росавиации при принятии решения об установлении ПАТ.
Представители заинтересованных лиц - Правительства Самарской области и Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области в судебном заседании заявленные административным истцом требования поддержали, представили согласованную между собой позицию, указав, что в соответствии с п. 4 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации положение о ПАТ утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 Правил установления ПАТ, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ решение об установлении ПАТ принимается в отношении аэродромов гражданской авиации - Федеральным агентством воздушного транспорта.
Внесёнными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № изменениями в Постановление № определено, что ПАТ устанавливается актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, при этом в отношении аэродромов гражданской авиации - Федеральным агентством воздушного транспорта.
Таким образом, Правительством Российской Федерации было установлено, что акты (решения) об установлении ПАТ устанавливаются исключительно федеральными органами исполнительной власти независимо от класса аэродромов.
Между тем, по мнению министерства, приказом Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка принятия решений об установлении ПАТ аэродромов гражданской авиации Российской Федерации» (далее - приказ №, Порядок) были нарушены гарантированные конституционные права о равенстве прав граждан Российской Федерации.
Пунктом 1 Порядка Росавиация определила, что общий порядок действий Росавиации и её территориальных органов при принятии решений об установлении ПАТ аэродромов гражданской авиации осуществляется в соответствии с Правилами.
Пунктом 2 Порядка Росавиация определила, что в отношении одних классов аэродромов граждане Российской Федерации вправе быть официально уведомлены об ограничивающих их правах и свободах, установленных решением об установлении ПАТ, а в отношении других классов аэродромов уведомление граждан Российской Федерации необязательно, несмотря на то, что решение об установлении ПАТ в таком же объёме затрагивает их права и свободы, поскольку согласно пункту 1 Порядка порядок действий при принятии таких решений единый.
Принимая во внимание то, что в отношении седьмой подзоны ПАТ накладываются ограничения в использовании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, затрагиваются права, свободы и обязанности граждан, установление седьмой подзоны ПАТ приводит к невозможности осуществления строительства социальных объектов образовательного, медицинского и иного назначения, в том числе в рамках национальных проектов, исполнения поручений Президента Российской Федерации, Губернатора Самарской области, что влечёт невозможность исполнения мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, ведёт к отказу в выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов капитального строительства.
Министерство полагает, что приказ № и Порядок не подлежат применению, поскольку не соответствуют требованиям Постановления №, а приказ № утверждён МТУ Росавиации с превышением полномочий и в связи с этим является незаконным.
Кроме того, в границы 7 подзоны ПАТ аэродрома Бугуруслан-Северный попали городской округ Похвистнево и Похвистневский район (сельские поселения Алькино, Красные Ключи, Малое Ибряйкино, Рысайкино, Среднее Аверкино, Староганькино, Старопохвистнево).
Письмо Администрации городского округа Похвистнево Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № в нарушение п.9 Правил представляет собой лишь информационное сообщение о согласовании проекта решения об установлении ПАТ аэродрома Бугуруслан-Северный без предусмотренных перечня земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, в отношении которых устанавливаются ограничения использования и осуществления экономической и иной деятельности, и их кадастровой стоимости, а также без обоснования принятого указанной администрацией решения о согласовании.
Перечень земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, в отношении которых устанавливаются ограничения использования и осуществления экономической и иной деятельности, и их кадастровая стоимость необходимы впоследствии в целях реализации подпункта 7 пункта 3 статьи 47 ВК РФ, определяющего правовой статус седьмой подзоны ПАТ, и положений земельного законодательства Российской Федерации.
Министерство полагает, что утверждение уполномоченным органом приказа об установлении ПАТ должно осуществляться только после проверки соблюдения всех требований Правил, в частности, о наличии всех необходимых обосновывающих материалов и заключений, чего не было сделано при утверждении приказа №?
Представляется, что при утверждении приказа № не были учтены требования пункта 9 Правил, что свидетельствует о нарушении порядка установления ПАТ.
Учитывая, что приказ № принят ПТУ Росавиации за пределами компетенции и с нарушением определённой Правилами процедуры установления ПАТ, нарушает права, свободы и законные интересы населения городского округа Похвистнево и значительной части муниципального района Похвистневский, Правительства Самарской области и Министерство считают, что административные исковые требования Администрации городского округа Похвистнево Самарской области подлежат удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица - Администрация муниципального района Похвистневский Самарской области в судебном заседании требования поддержала, указав, что в части установления 7 подзоны в отношении городского округа Похвистнево, сельских поселений Алькино, Красные Ключи, Малое Ибряйкино, Рысайкино, Среднее Аверкино, Староганькино, Старопохвистнево муниципального района Похвистневский усматривают нарушение процедуры ее установления, т.е. Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № принят в нарушение положений предусмотренных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об утверждении Положения о приаэродромной территории…», а именно в нарушение данного постановления принятие решения об установлении приаэродромной территории было произведено без учета Заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория. При этом указанные заключения должны содержать перечень земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, в отношении которых устанавливаются ограничения использования и осуществления экономической и иной деятельности, и их кадастровую стоимость (пункт 9 Постановления).
Запрос в администрации сельских поселений Алькино, Красные Ключи, Малое Ибряйкино, Рысайкино, Среднее Аверкино, Староганькино, Старопохвистнево на выдачу заключения ДД.ММ.ГГГГ был направлен непосредственно ООО ИЖИЦА, однако ДД.ММ.ГГГГ в адрес сельских поселений поступило письмо от Оренбургской транспортной прокуратуры об оказании содействия в выдаче заключения в максимально возможный короткий срок. В связи с чем, Главами поселений ДД.ММ.ГГГГ были направлены ответы о согласовании по образцу, представленному ООО ИЖИЦА. Надлежаще оформленное заключение с содержанием перечня земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, в отношении которых устанавливаются ограничения использования и осуществления экономической и иной деятельности, и их кадастровая стоимость ввиду кратчайшего срока исполнения запроса, не направлялось.
Кроме того Представитель Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области полагает, что принятие подобного рода приказов относится к ведению Федерального агентства воздушного транспорта, а не его территориального органа, поскольку оспариваемым приказом устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.
Представители заинтересованного лица Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" и его Бугурусланого филиала в судебном заседание требования не признали в связи с тем, приаэродромная территория аэродрома «Бугуруслан-Северный» (аэродром класса «Г») установлена ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями статьи 47 ВК РФ и Правилами установления приаэродромной территории, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.№, т.е. в установленном порядке. Разработка проекта Решения об установлении приаэродромной территории осуществлялась ООО «Ижевский инженерно-консультационный центр аналитики» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе разработки Проекта ПАТ было получено его согласование Администрацией городского округа Похвистнево от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем доводы Истца о неосведомленности в отношении работ по установлению границ зоны приаэродромной территории нельзя признать состоятельными. Законодательно закреплен порядок согласования размещения объектов в границах зон приаэродромных территорий, что делает несостоятельными доводы Администрации в отношении невозможности реализации национальных проектов по строительству жилья. Кроме того, следует учитывать, что «формирование комфортного, безопасного, качественного проживания граждан на территории города Похвистнево», о котором совершенно справедливо заботится Администрация, будет обеспечено не в случае исключения ограничений существующей приаэродромной территории в полном объеме, а исключительно при соблюдении режима установленной зоны приаэродромной территории с точки зрения влияния установленных ограничений на здоровье человека и окружающую среду с целью соблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, что должно обеспечиваться посредством процедуры согласования с уполномоченными органами исполнительной государственной власти предполагаемых к строительству объектов. Так же законодательством предусмотрен порядок изменения границ ПАТ и выделенных на ней подзон, а также изменение перечня ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности. Информации о соответствующем обращении истца об изменении границ ПАТ или установленных ограничений в ФГБОУ во «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации Бугурусланский (колледж) филиал не имеется.
Представитель заинтересованного лица ООО Ижевский инженерно-консультационный центр аналитики ИЖИЦА в судебное заседания не явился, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме, предоставил письменные пояснения в которых указал, что 7 подзона ПАТ аэродрома «Бугуруслан-Северный» определялась в соответствии с действующим на момент разработки проекта законодательством и санитарными нормами. Были проведены расчеты (моделирование) с использованием предоставленных Заказчиком исходных данных и техническим заданием. Моделирование учитывает тип воздушного судна, а также иные параметры, в т.ч. количество взлетно-посадочных операций за ед. времени. Конфигурация седьмой подзоны преимущественно обусловлена большим количеством. Конфигурация и площадь подзон не выбираются, а определяются расчетным способом с помощью специализированного программного обеспечения.
На проект ПАТ аэродрома Бугуруслан-Северный получено положительное экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ. ФБУН "Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья", т.е. аккредитованного органа инспекции, рекомендованного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на проведение экспертиз приаэродромных территорий. По результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы Проекта ПАТ аккредитованным органом инспекции в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области получено положительное санитарно- эпидемиологическое заключение на проект приаэродромной территории № от ДД.ММ.ГГГГ.
Замеры для построения границ седьмой подзоны не осуществлялись, поскольку проведение инструментальных измерений, как и порядок верификации границ 7-й подзоны, не был законодательно предусмотрен в рамках процедуры установления приаэродромной территории до опубликования Методики Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ
В составе проекта отображены обоснования предполагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов и обоснования предлагаемых границ ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности в части 7-й подзоны. Указанные обоснования являются частью и содержатся в утверждаемой части и пояснительной записке.
Пункт 9 Правил, утв. Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривает обязанность Уполномоченного федерального органа (Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта) запрашивать у органов местного самоуправления Заключения. При этом у высшего исполнительного органа негосударственной власти субъекта Российской Федерации (Правительство Самарской области) имеется обязанность согласования проекта с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований. Данные Заключения муниципальных образования учитывались высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в границах которого располагается ПАТ.
В связи с тем, что заключения органов местного самоуправления запрашиваются в процессе согласования уполномоченным федеральным органом (то есть уже после составления проекта в полном объеме), в состав проекта указанные заключения не включались, а обозревались и учитывались высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при согласовании в соответствии с п.9 указанного Постановления.
Правительство Самарской области, как следует из материалов дела, не направляло в установленный 30-дневный срок в уполномоченный федеральный орган отказ в согласовании проекта решения с приложением перечня замечаний, послуживших основаниями для такого отказа, с обоснованием позиции по существу каждого из замечаний.
Отзыв Правительством Самарской области своего согласования проекта решения об установлении ПАТ осуществлен более чем через 6 месяцев после поступления проекта на согласование, а также, учитывая, что что отказ в согласовании проекта в 30-дневный срок в Приволсжкое МТУ Росавиации Правительством не направлен, Проект решения считается согласованным.
Представитель заинтересованного лица Министерство строительства Самарской области в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв в котором заявленные административным истцом требования поддержал, указав, что согласно ч.2 ст. 47 ВК РФ приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. В границы 7 подзоны аэродрома Бугуруслан-Северный попал городской округ Похвистнево. При этом в материалы настоящего дела заинтересованным лицом представлена копия письма Администрации г.о. Похвистнево Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, представляющая собой сообщение о согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Бугуруслан-Северный, без предусмотренных перечня земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, в отношении у которых устанавливаются ограничения использования и осуществления экономической и иной деятельности, и их кадастровой стоимости. Заключение органа местного самоуправления, не содержащее перечень земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, в отношении которых устанавливаются ограничения использования и осуществления экономической и иной деятельности, и их кадастровую стоимость, не может являться основанием для принятия Приволжским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Бугуруслан-Северный».
Представитель заинтересованного лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области в судебное заседание не явился, ранее предоставил отзыв, в котором заявленные административным истцом требования поддержал, указав, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № административный ответчик направил им документы, подготовленные на основании обжалуемого Приказа. ДД.ММ.ГГГГ. филиалом сформированы Уведомления о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке взаимодействия в связи с тем, что поступившие документы не соответствует формату таких документов в электронной форме. Впоследствии ответчику неоднократно возвращались представленные им для внесения сведений в ЕГРН документы в связи с наличием не исправленных замечаний. В настоящее время правительством Самарской области было отозвано свое согласование проекта решения к оспариваемому Приказу.
Представитель заинтересованного лица - Правительство Оренбургской области в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв, в котором просил вынести решение на усмотрение суда, указав, что Приволжским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного сообщения (Приволжское МТУ Росавиации) ДД.ММ.ГГГГ в адрес губернатора был направлен проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Бугуруслан-Северный. Правительством Оренбургской области на основании полученных положительных заключений всех муниципальных образований Оренбургской области, на территории которых установлена приаэродромная территория, подготовлено сводное заключение о согласовании вышеуказанного проекта (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №). Приказом начальника Приволжского МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ № установлена приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Бугуруслан-Северный. В границах седьмой подзоны приаэродромной территории расположены следующие муниципальные образования Оренбургской области: городской округ «Город Бугуруслан»; Бугурусланский район (в том числе сельское поселение Благодаровский сельсовет; сельское поселение Завьяловский сельсовет; сельское поселение Кирюшкинский сельсовет; сельское поселение Михайловский сельсовет; сельское поселение Пилюгинский сельсовет). В границах указанной подзоны входит территория перспективного жилищного строительства, утвержденная генеральным планом муниципального образования город Бугуруслан (проект планировки утвержден постановлением администрации муниципального образования г. Бугуруслан от ДД.ММ.ГГГГ №). Перспектива ввода жилья на данной площадке составляет 90 тыс. кв.м. В соответствии с приказом об утверждении приаэродромной территории в границах седьмой подзоны не допускается размещение жилых домов, объектов образовательного и медицинского назначения. В связи с принятием ФЗ от 11.06.2021 №191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрет на строительство объектов в седьмой подзоне снят и установлена необходимость определения перечня ограничений использования земельный участков. Министерством строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области было направлено обращение в Приволжское МТУ Росавиации о рассмотрении возможности внесения изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ № в части установления ограничений в седьмой подзоне, на которое получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что подготовка проекта изменений границ должна осуществляться оператором аэродрома – филиалом Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» «Бугурусланское летное училище гражданской авиации. Сведения о границах приаэродромной территории внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Министерством направлено обращение от ДД.ММ.ГГГГ № в ФГБОУ ВО СПбГУ «Бугурусланское летное училище гражданской авиации» с просьбой рассмотреть возможность подготовки проекта решения внесения указанных изменений в Приказ об установлении приаэродромной территории и проинформировать министерство о принятом решении. Ответ на данное обращение до настоящего времени не представлен.
Представитель заинтересованного лица Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв, в котором полагал что Приказ Приводжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ № об установлении приаэродромной территории аэродрома Бугуруслан-Северный принят в полном соответствии с действующим законодательством и Приволжским МТУ Росавиации не было допущено никаких нарушений при его принятии, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела был извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени слушания дела.
Из заключения Оренбургской транспортной прокуратуры следует, что аэродром Бугуруслан-Северный является аэродромом класса Г. Принятие решений об установлении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации Российской Федерации осуществляется: для аэродромов классов А, Б, В - приказом руководителя Росавиации; для аэродромов классов Г, Д, Е - приказом руководителя соответствующего территориального органа Росавиации.
Проект решения об установлении ПАТ подготавливается оператором аэродрома, в данном случае ФГБОУ ВО СПбГУ ГА - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», что подтверждается свидетельством о регистрации аэродрома Бугуруслан-Северный от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ФГБОУ ВО СПбГУ ГА (оператор аэродрома Бугуруслан-Северный) и ООО «Ижевский инженерно-консультационный центр аналитики» (далее - ООО «Ижица») заключен договор № на разработку проекта решения об установлении ПАТ Бугуруслан-Северный.
Подготовленный в рамках данного договора проект направлялся в Администрацию городского округа Похвистнево на согласование, которая в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ сообщила разработчику ООО «Ижица» о согласовании Проекта решения об установлении ПАТ аэродрома Бугуруслан-Северный.
Таким образом Истец был осведомлен о подготовке проектной документации по установлению 7-й подзоны на территории городского округа Похвистнево, замечаний к проекту у Администрации городского округа Похвистнево по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имелось.?
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ИжИЦА» получено экспертное заключение ФБУН «СЗНЦ гигиены и общественного здоровья» от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта решения об установлении ПАТ аэродрома Бугуруслан- Северный. ДД.ММ.ГГГГ на Проект решения об установлении ПАТ получено положительное санитарно-эпидмиологическое заключение Роспотребнадзора Оренбургской области (от ДД.ММ.ГГГГ №).ДД.ММ.ГГГГ Приволжское МТУ Росавиации направило проект решения об установлении ПАТ с пояснительной запиской и положительным санитарно- эпидмиологическим заключением Роспотребнадзора Оренбургской области на согласование Губернаторам Самарской и Оренбургской областей, в границах территории которых расположена ПАТ. Данный проект был согласован правительствами Оренбургской и Самарской областей. В компетенцию Приволжского МТУ Росавиации не входит оценка наличия или отсутствия заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых расположена ПАТ.
На основании изложенного, прокурор полагает что каких-либо нарушений при установлении ПАТ аэродрома Бугуруслан-Северный не допущено, приказ Приволжского МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении приаэродромной территории аэродрома «Бугуруслан-Северный» является законным и обоснованным. Просил в иске отказать.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 47 Воздушного кодекса РФ (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. действовавшей на момент принятия оспариваемого Приказа) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
На приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:
1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;
3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;
4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;
5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;
7) седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
В случае выявления в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности оператор аэродрома гражданской авиации либо организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации или уполномоченная федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, обязаны подготовить заключение о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности и направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня поступления заключения о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности обязан направить в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание об устранении нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории, в том числе о сносе самовольной постройки. Такое предписание может быть обжаловано органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в суд.
Положение о приаэродромной территории утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. действовавшей на момент принятия оспариваемого Приказа) были утверждены «Правила установления приаэродромной территории», «Правила выделения на приаэродромной территории подзон» и «Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории»
«Правила установления приаэродромной территории» (далее Правила) определяют порядок установления приаэродромной территории (далее ПАТ).
Решение об установлении приаэродромной территории (далее - решение) принимается:
а) в отношении аэродромов государственной авиации - Министерством обороны Российской Федерации;
б) в отношении аэродромов экспериментальной авиации - Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
в) в отношении аэродромов гражданской авиации - Федеральным агентством воздушного транспорта (пункт2).
Решение включает:
а) текстовое и графическое описания местоположения границ приаэродромной территории и выделенных на ней подзон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (границы приаэродромной территории устанавливаются по внешним границам выделяемых на такой территории подзон, при этом границы приаэродромной территории и выделенных на ней подзон могут пересекаться с границами территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, и границами земельных участков);
б) перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности) (пункт3).
Проект решения подготавливается оператором аэродрома - в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны". Под оператором аэродрома в настоящих Правилах понимается оператор аэродрома гражданской авиации (для аэродромов гражданской авиации), организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации (для аэродромов экспериментальной авиации), федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, или организация, уполномоченная указанным федеральным органом исполнительной власти (для аэродромов государственной авиации) (пункт4).
К проекту решения прилагается пояснительная записка, содержащая следующую информацию:
а) сведения об аэродроме, внесенные в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации (для аэродромов гражданской авиации), или Государственный реестр аэродромов и вертодромов государственной авиации Российской Федерации (для аэродромов государственной авиации), или Государственный реестр аэродромов и вертодромов экспериментальной авиации Российской Федерации (для аэродромов экспериментальной авиации), в том числе о ранее установленных границах аэродрома, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;
б) общая характеристика приаэродромной территории, включая графические материалы (при наличии) из состава документов территориального планирования или градостроительного зонирования;
в) обоснования предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов;
г) обоснования предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон, включая соответствующие расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценку риска для здоровья человека;
д) обоснования предлагаемых ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности (пункт5).
В случае несоответствия проекта решения и прилагаемой пояснительной записки требованиям пунктов 3 и 5 настоящих Правил указанные документы возвращаются уполномоченным федеральным органом разработчику, который в течение 15 рабочих дней со дня их поступления дорабатывает эти документы и повторно представляет в уполномоченный федеральный орган (пункт 10).
Согласование проекта решения или отказ в его согласовании подлежат представлению в уполномоченный федеральный орган в 30-дневный срок со дня поступления проекта решения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае непредставления согласования проекта решения или непредставления отказа в его согласовании в установленный срок проект решения считается согласованным. (пункт 11).
Уполномоченный федеральный орган, принявший решение, направляет его копию в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня вступления в силу решения, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория. (пункт 15).
В судебном заседании было установлено, что Аэродром Бугуруслан-Северный является аэродромом класса Г, что подтверждается данными из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, размещенного на официальном сайте Росавиации. (т.7)
Оператором аэродрома Бугуруслан-Северный является ФГБОУ ВО СПбГУ ГА - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», что подтверждается свидетельством о регистрации аэродрома Бугуруслан-Северный от ДД.ММ.ГГГГ (т.5 стр.143-144).
Между ФГБОУ ВО СПбГУ ГА (оператор аэродрома Бугуруслан-Северный) и ООО «Ижевский инженерно-консультационный центр аналитики» (далее ООО «Ижица») ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор №, согласно которого исполнитель обязуется выполнить работы по разработке проекта решения об установлении ПАТ аэродрома «Бугуруслан-Северный» в составе 1-7 подзон в соответствии с Техническим заданием. (т.2 стр 72-82).
ООО «ИжИЦА» в ДД.ММ.ГГГГ. разработало Проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Бугуруслан-Северный (Оренбургская область, 8 км северо-западнее г. Бугуруслан, 2 км юго-западнее н.п. Карповка) целью которого являлся выделение семи подзон для Аэродрома Бугуруслан-Северный и Пояснительные записки к проекту решения об установлении ПАТ. (т.4 стр. 117-239, т.5 стр.1-115)
Из санитарно-эпидемиологического заключения от ДД.ММ.ГГГГ. №, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области следует, что требования, установленные в проектной документации соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. (т.5 стр 181).
Проект решения об установлении ПАТ аэродрома Буруслан-Северный содержит:
- графическое описание границ ПАТ и выделенных в ней подзон, в т.ч. схемы с первой по седьмую подзону,
- текстовое описание границ ПАТ и выделенных в ней подзон, в т.ч. с первой по седьмую подзону,
- перечень ограничений использования объектов недвижимости и осуществления экономической деятельности, в т.ч. с первой по седьмую подзону.
Пояснительная записка к проекту решения об установлении ПАТ, книга 2 т.1 содержит:
- сведения об аэродроме,
- общая характеристика ПАТ,
- обоснования предлагаемых границ ПАТ, выделяемых в ней подзон и обоснования предлагаемых ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в т.ч. с первой по шестую подзону.
Пояснительная записка к проекту решения об установлении ПАТ, книга 2 т.2 содержит:
- сведения об аэродроме, в т.ч. краткая физико-географическая и климатическая характеристика района размещения аэродрома, климатические и метеорологические условия, уровень загрязнения воздуха.
- оценка воздействия объекта на атмосферный воздух,
- оценка шумового воздействия объекта,
- оценка воздействия электромагнитного излучения передающих радиотехнических объектов аэродрома
- обоснования границ седьмой подзоны ПАТ по совокупности факторов (по фактору загрязнения атмосферы, акустического воздействия, фактору шумового воздействия, воздействия от электромагнитного излучения).
- ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности в границах седьмой подзоны ПАТ (полностью дублирующая раздел «Ограничения использования объектов недвижимости и осуществления экономической деятельности по седьмой подзоне, изложенные в Проекте решения, книга 1 стр 95-96).
Таким образом, в нарушение п. 5 «Правил установления приаэродромной территории», утвержденных Постановлением правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции на ДД.ММ.ГГГГ) представленный в Приволжский МТУ Росавиации «Проект решения об установлении ПАТ аэродрома Бугуруслан – Северный» с Пояснительными записками не содержит следующую информацию:
- обоснования предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов;
- обоснования предлагаемых ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности в отношении седьмой подзоны. (содержит только перечень ограничений без обоснования их использования).
Приволжский МТУ Росавиации в нарушении п. 10 «Правил установления приаэродромной территории», утвержденных Постановлением правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. (в редакции на ДД.ММ.ГГГГ) не возвратил представленный «Проект решения об установлении ПАТ аэродрома Бугуруслан – Северный» разработчику для их доработки, как не соответствующих п.5 Правил,
Приказом Приволжского МТУ № от ДД.ММ.ГГГГ была установлена ПАТ аэродрома Бугуруслан – Северный согласно Приложению к данному приказу, содержащего вышеуказанное Решение об установлении приаэродромной территории аэродрома Бугуруслан-Северный (Оренбургская область, 8 км северо-западнее г. Бугуруслан, 2 км юго-западнее н.п. Карповка).
При указанных обстоятельствах, оспариваемый истцом приказ № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении ПАТ аэродрома Бугуруслан-Северный был принят с нарушением установленного порядка его принятия, а, следовательно данный Приказ не может быть признан соответствующий нормам действующего законодательства.
Суд не принимает во внимание довод представителя ООО «Ижица» (изложенный в письменных пояснениях-2), утверждающего, что в составе проекта отображены обоснования границ предполагаемых границ ПАТ и выделяемых в ней подзон в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов и обоснования предполагаемых границ ограничений использования объектов недвижимости осуществления деятельности в части 7 подзоны и данные сведения содержатся в утверждаемой части и пояснительной записке, поскольку данные доводы противоречат как материалам дела, так и установленным по делу обстоятельствам.
Федеральный законодатель в ч.1 ст. 178 КАС РФ допустил возможность для суда выйти за пределы заявленных административным истцом требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов).
В силу ч.8 ст. 226 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения государственного органа, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.9 и ч.10 ст. 226 КАС РФ в полном объеме. В частности, суду предписывается в полном объеме выяснить, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа по принятию оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, если они предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Нарушение данных требований является самостоятельным основанием для признания оспариваемого решения незаконным, и потому безусловная проверка судом их соблюдения отвечает интересам административного истца, оспаривающего указанные решения, и согласуется с задачей правильного и своевременного рассмотрения и разрешения административных дел (п.3 ст. 3 КАС РФ).
С учетом изложенного, учитывая, что выявленное не соответствие оспариваемого приказа установленному порядку принятия, является самостоятельным основанием для признания оспариваемого решения незаконным, без доработки оспариваемого Решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Бугуруслан-Северный в целом, устранение выявленных нарушений не возможно, суд считает необходимым выйти за пределы заявленных исковых требований и признать Приказ Приволжского МТУ Росавиации № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в целом, а не только в части установления 7 подзоны на территории городского округа Похвистнево Самарской области.
Кроме того, в соответствии с п.9 «Правил установления приаэродромной территории», утвержденных Постановлением правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. (в редакции на ДД.ММ.ГГГГ) уполномоченный федеральный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления проекта решения с прилагаемой пояснительной запиской рассматривает эти документы и в случае их соответствия требованиям пунктов 3 и 5 настоящих Правил направляет проект решения на согласование в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах территории которого полностью или частично расположена приаэродромная территория, в отношении которой подготовлен проект решения (в части соответствия проекта решения, выделения на приаэродромной территории подзон, а также установления в таких подзонах ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории и порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности), с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория.
Указанные заключения должны содержать перечень земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, в отношении которых устанавливаются ограничения использования и осуществления экономической и иной деятельности, и их кадастровую стоимость.
Из буквального толкования содержания данного пункта следует, что Приволжский МТУ Росавиации направляет Проект решения на согласование в Правительство Самарской области с учетом имеющихся заключений органов местного самоуправления муниципальных образований.
Во исполнение данной нормы разработчик «Проекта решения об установлении ПАТ» - ООО «Ижица» ДД.ММ.ГГГГ направило во все соответствующие органы местного самоуправления, в т.ч. городской округ Похвистнево, запрос с просьбой выдать Заключение с перечнем земельных участков и(или) расположенных на них объектов недвижимости, в отношении которых устанавливаются ограничения использования.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Оренбургской транспортной прокуратуры Уральской транспортной прокуратуры направил в соответствующие администрации сельских поселений муниципального района Похвистневский ходатайства об оказании содействия в выдаче указанного Заключения в максимально возможный короткий срок.
Ответами от ДД.ММ.ГГГГ администрации сельских поселений Среднее Аверкино, Алькино, Староганькино, Старопохвистнево, Рысайкино, Красные Ключи Похвистневского района согласовали Проект установления ПАТ. (т.7)
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация го Похвистнево не согласовала вышеуказанный проект (т.4 стр. 16).
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация го Похвистнево согласовала вышеуказанный проект (т.1 стр.44)
При этом ни одно из согласований не содержит соответствующего Заключения с перечнем земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, в отношении которых устанавливаются ограничения использования и осуществления экономической и иной деятельности, и их кадастровую стоимость.
Так же во исполнение требований п. 9 «Правил установления приаэродромной территории» все указанные согласования разработчиком Проекта были переданы оператору аэродрома, которым впоследствии указанные согласования в Проектом решения об установлении ПАТ были представлены уполномоченному федеральному органу - Приволжский МТУ Росавиации.
Таким образом, именно федеральный орган, уполномоченный на принятие решения об установлении ПАТ, наделен полномочиями по проверке соблюдения всех требований правил, в частности наличия всех необходимых материалов и Заключений.
Поскольку решение об установлении ПАТ аэродрома Буругуслан–Северный было принято без учета Заключений соответствующих органов местного самоуправления муниципальных образований, содержащих перечень земельных участков и их кадастровую стоимость, то оспариваемый приказ Приволжского МТУ Росавиации принят с нарушением установленного порядка, а следовательно не является законным.
Суд не принимает во внимание доводы представителей ответчика Приволжского МТУ Росавиации и заинтересованного лица ООО «Ижица», утверждающих, что в соответствии с п.9 «Правил установления приаэродромной территории» обязанность по истребованию указанных Заключений органов местного самоуправления возложена на соответствующее Правительство субъекта Федерации, поскольку данные Заключения необходимы исключительно Правительству субъекта Федерации для подготовки согласования Проекта решения об установлении ПАТ. А уполномоченному органу (в данном случае Приволжскому МТУ Росавиации) для принятия решения об утверждении ПАТ необходимо только согласование проекта Правительством субъекта Федерации.
Суд данное толкование ответчиком Приволжское МТУ Росавиации и заинтересованным лицом ООО «Ижица» п.9 «Правил установления приаэродромной территории» расценивает как способ защиты, поскольку совокупность действий:
- разработчика проекта ПАТ – ООО «Ижица», запросившего у органов местного самоуправления соответствующие Заключения и направившего их вместе с Проектом решения об установлении ПАТ оператору аэродрома,
- оператора аэродрома ФГБОУ ВО СПбГУ ГА, направившего Проект решения об установлении ПАТ и согласования органов местного самоуправления уполномоченному федеральному органу,
- Приволжского МТУ Росавиации, принявшего к рассмотрению Проект решения и согласования проекта ПАТ от органов местного самоуправления,
свидетельствует о проведении комплексной проверки Уполномоченным федеральным органом - Приволжское МТУ Росавиации всех требований Правил, в частности наличия всех необходимых материалов и Заключений.
Факт принятия к рассмотрению Приволжским МТУ Росавиации всех согласований соответствующих органов местного самоуправления подтверждается отзывом ответчика, в рамках которого именно ответчиком суду было представлено письмо-согласование Администрацией го.Похвистнево проекта ПАТ. (т.1 л.д.36-41, 44).
Из п. 4.7 Перечня ограничений использования объектов недвижимости и осуществления экономической деятельности «Проекта Решения об установлении ПАТ аэродрома Бугуруслан-Северный» следует, что в седьмой подзоне не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений, детские площадки, организаций отдыха детей и их оздоровления.
Таким образом, факт возникновения у жителей муниципальных образований, попадающих в 7 подзону ПАТ, в т.ч. у жителей городского округа Похвистнево Самарской области, ограничений в осуществлении прав и свобод судом признается установленным и в дополнительном доказывании не нуждается.
В п.5 и п.8 Постановления Пленума ВС РФ "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней" указано, что из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда следует, что под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.
При этом в силуч.3 ст. 55 Конституции РФ, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели). Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
Согласно ст.6 ВК РФ в целях настоящего Кодекса под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) утверждены «Правила установления приаэродромной территории» согласно которых решение об установлении ПАТ в отношении аэродромов гражданской принимается Федеральным агентством воздушного транспорта.
В соответствии с п.2 «Порядка принятия решений об установлении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации РФ», утвержденных Приказом Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № принятие решений об установлении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации Российской Федерации осуществляется:
для аэродромов классов А, Б, В - приказом руководителя Росавиации;
для аэродромов классов Г, Д, Е - приказом руководителя соответствующего территориального органа Росавиации, в отношении аэродромов, расположенных на территории, определенной положением о соответствующем территориальном органе Росавиации.
Таким образом, принятие решения об установлении ПАТ аэродромов категории «Г», а, следовательно, и принятие решения об ограничении прав и свобод граждан Российской Федерации, проживающих на территории ПАТ, осуществляется не установленным Постановлением Правительства РФ уполномоченным органом - Федеральное агентство воздушного транспорта, а установленным Приказом Федерального агентства воздушного транспорта его территориальным органом, что не допустимо.
Из анализа норм действующего законодательства усматривается неравенство прав граждан, проживающих на территориях, попадающих в ПАТ аэродромов категории «А, Б, В» и прав граждан, проживающих на территориях, попадающих в ПАТ аэродромов категории «Г, Д, Е» в части процедуры установления ПАТ. Так в первом случае решение об установлении ПАТ проходит процедуры официального опубликования, регистрации в Минюсте РФ и т.д. что дополнительно гарантирует соблюдение прав и свобод граждан. Во втором случае принятие решения об установлении ПАТ не требует прохождения указанных процедур, в то время как решение об установлении ПАТ затрагивает права и законные интересы граждан в таком же объеме как и в первом случае. Таким образом, Приказ Приказом Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № в данной части противоречит нормам действующего законодательства, гарантирующего равенство прав и свобод человека, что не допустимо.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение об установлении ПАТ аэродрома категории «Г» было принято Приволжским МТУ Росавиации, не уполномоченным на принятие таких решений соответствующим федеральным законом, Указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, а следовательно оспариваемой решение было принято с нарушением полномочий принявшего его органа.
Довод представителя ответчика Приволжского МТУ Росавиации, что оспариваемый Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ был принят им в соответствии с переданными ему Федеральным агентством воздушного транспорта полномочиями и в связи с чем является законным, не может быть принят судом во внимание, поскольку подзаконные акты, не соответствующие нормам действующего законодательства не имеют юридической силы, а следовательно применению не подлежат.
В соответствии с пп.1 п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Поскольку судом было установлено, что при принятии оспариваемого Приказа не были соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: порядок принятия оспариваемого решения и полномочия органа, наделенного государственными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, выявленные нарушения являются существенными и, без его отмены в целом невозможно восстановление и защита нарушенных прав истца и неопределенного круга лиц, суд считает необходимым выйти за пределы заявленных исковых требований и признать незаконным приказ Приволжского МТУ воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Приволжское МТУ Росавиации) от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Бугуруслан-Северный».
Доводы ответчика Приволжское МТУ Росавиации, утверждающего, что существует иной порядок для изменения границ ПАТ, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку истцом оспаривается не отказ в изменении границ ПАТ, а его законность его принятия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным приказ Приволжского МТУ воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Приволжское МТУ Росавиации) от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Бугуруслан-Северный».
Административное решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Похвистневский районный суд в месячный срок.
Мотивированное административное решение изготовлено 28.12.22 г.
Судья С.Л.Федосеева