Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-90/2020 ~ М-57/2020 от 11.02.2020

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лахденпохья Республика Карелия      04 марта 2020 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконными решений об отказе в предоставлении в аренду земельного участка,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным административным иском.

Административный иск обоснован тем, что ФИО2 обратилась к административному ответчику с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером (далее - КН) без проведения торгов сроком на три года для завершения строительства. В своем решении административный ответчик отказал ей в удовлетворении поданного заявления по тем основаниям, что не были представлены документы, подтверждающие предоставление указанного земельного участка и отсутствием в ЕГРН сведений о зарегистрированном праве аренды. Вместе с тем, данные обстоятельства, по мнению административного истца, не свидетельствуют действительности. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вновь обратилась к административному ответчику с аналогичным заявлением, однако ей также было отказано по тем основаниям, что заявление о заключении договора аренды в соответствии с пп.10 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) может быть подано после шести месяцев со дня истечения срока действия договора аренды. В оспариваемом отказе административный ответчик также ссылается, что земельный участок был предоставлен ей после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем положения п.21 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №137-ФЗ) не могут быть применены. Вместе с тем вышеуказанный земельный участок был предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствуют приложенные к административному иску документы (постановление органа местного самоуправления о предоставлении административному истцу земельного участка датировано ДД.ММ.ГГГГ). По мнению административного истца, ей выполнены все условия договора аренды, своевременно и полностью оплачивается арендная плата, изготовлен градостроительный план, земельный участок используется в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, проведены мероприятия по улучшению земельного участка, отсыпана дорога, подведено электричество, проведены мероприятия по исследованию почвы и строительству фундамента.

На основании вышеизложенного, ФИО2 просила признать незаконными решения Министерства имущественных и земельных отношений, выраженные в письмах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец ФИО2 поддержала административный иск в полном объеме по основаниям, изложенным в нем.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям аналогичным тем, которые изложены в оспариваемых решениях.

Представители заинтересованных лиц - администрации Лахденпохского муниципального района и администрации Мийнальского сельского поселения, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Возражений относительно заявленных требований и ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили.

Заслушав позицию административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления администрации Лахденпохского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен в аренду земельный участок с КН , площадью кв.м., для индивидуальной жилой застройки в <адрес>, из земель государственной собственности, находящихся в ведении администрации Лахденпохского муниципального района, категория земель – земли населенных пунктов, сроком на 5 лет.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Лахденпохского муниципального района и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка с КН . Договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ.

На основании технического плана объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства с КН , расположенного на земельном участке с КН , степенью готовности 10%.

Разрешение, выданное ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома, действует до ДД.ММ.ГГГГ, законность его выдачи административным ответчиком не оспаривалась.

Поскольку право собственности на не оконченный строительством жилой дом зарегистрировано за административным истцом, то завершение строительства и последующая эксплуатация строящегося объекта недвижимости невозможны без предоставления ей земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с КН для завершения строительства жилого дома.

    Из оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало ФИО2 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с КН для завершения строительства жилого дома по тем основаниям, что административным истцом не были представлены документы, подтверждающие предоставление ей земельного участка с КН до ДД.ММ.ГГГГ, а также отсутствием в ЕГРН сведений о зарегистрированном праве аренды.

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 повторно обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с КН для завершения строительства жилого дома, приложив документы, подтверждающие предоставление ей спорного земельного участка в аренду, которые были приложены и к первому заявлению, что подтверждается расписками по делу в получении документов на предоставленные услуги, выданными ГБУ РК «Многофункциональный центр Республики Карелия».

Из оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало ФИО2 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с КН для завершения строительства жилого дома по тем основаниям, что положения п.21 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ не могут быть применены, поскольку договор аренды спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу с даты его государственной регистрации: с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем право на заключение договора аренды без проведения торгов для завершения строительства возникает на основании пп.10 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, то есть после шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков в аренду и собственность относится к компетенции административного ответчика.

Таким образом, к компетенции административного ответчика относится принятие решений по вопросам предоставления земельных участков в аренду за плату без проведения торгов.

Как установлено в судебном заседании, ФИО2 отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов для завершения строительства жилого дома в связи с отсутствием документов, подтверждающих предоставление земельного участка с КН до ДД.ММ.ГГГГ, с указанием на то, что право на заключение договора аренды без проведения торгов для завершения строительства возникает на основании пп.10 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, то есть после шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка.

Анализируя сложившуюся ситуацию и основания, по которым Министерство отказало ФИО2 в предоставлении в аренду земельного участка, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пп.5 п.1 ст.1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

На основании пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии со статьей 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленным таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу п.3 ст.39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса); земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.

Согласно пп. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

Согласно п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:

1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 данного пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

В силу пункта 4 статьи 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 данной статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

В рассматриваемом случае совокупность предусмотренных приведенными нормами условий для заключения договора аренды спорного земельного участка присутствует, поскольку ФИО2 на основании договора является арендатором земельного участка, на котором имеется объект незавершенного строительства с КН , принадлежащий ей на праве собственности, что не оспаривается ответчиком, договор аренды ранее не продлевался в соответствии с выше обозначенным пунктом закона, поэтому у административного ответчика не имелось законных оснований для отказа истцу в предоставлении земельного участка в аренду под объектом незавершенного строительства без проведения торгов.

Ссылка административного ответчика на то, что административный истец с заявлением о заключении нового договора аренды для завершения строительства имеет право обратиться только по истечении шести месяцев со дня истечения срока действия договора аренды, несостоятельна, поскольку основана на неверном толковании и применении норм материального права. Так, в силу п.4 ст.36.6 ЗК РФ одним из условий для заключения нового договора аренды земельного участка, в указанных в пункте 3 данной статьи, является подача соответствующего заявления до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка.

Доводы административного ответчика на факт государственной регистрации договора аренды спорного земельного участка после ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) со ссылкой на п.21 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ, судом во внимание не принимаются, поскольку в рассматриваемом случае административный истец имеет право на заключение нового договора аренды в силу положений ст.39.6 ЗК РФ, в соответствии с которой граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (п.3 названной статьи). В данном случае положения п.21 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ применению не подлежат.

Кроме того, в соответствии с п.21 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до ДД.ММ.ГГГГ или такой земельный участок предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.

Учитывая, что само решение о предоставлении ФИО2 в аренду земельного участка для строительства имело место до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела, а именно: постановлением администрации Лахденпохского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому земельный участок предоставлен ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного сторонами, указание административного ответчика на регистрацию договора аренды после ДД.ММ.ГГГГ, во внимание не принимается.

На основании вышеизложенного, суд полагает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Нарушенное право административного истца, по мнению суда, должно быть восстановлено путем возложения на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанности по заключению договора аренды земельного участка с КН по заявлению ФИО2, при условии отсутствия иных оснований для отказа истцу в удовлетворении ее заявления.

К указанному выводу суд приходит в связи с тем, что земельное законодательство содержит значительный перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что иные основания для отказа проверялись административным ответчиком.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск удовлетворить.

Признать решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженные в письмах № от и № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе ФИО2 в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером , незаконными.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ вх. о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером .

По результатам рассмотрения заявления, при отсутствии иных оснований для отказа ФИО2 в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх., обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                     Е.А. Сущевская

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-90/2020 ~ М-57/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Афоничева О.А.
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
Администрация Мийнальского сельского поселения
Администрация Лахденпохского муниципального района
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Сущевская Е. А.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
11.02.2020Регистрация административного искового заявления
11.02.2020Передача материалов судье
13.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2020Дело оформлено
09.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее