Дело № 2-2589-2012
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
28 февраля 2013 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Дубровка Е.В., с участием истца ФИО1, представителя ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к <адрес> об оспаривании действий администрации <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации <адрес>, в котором просит признать незаконными действия администрации <адрес>, выразившиеся в непредоставлении ответа на заявление в установленный срок; действия администрации <адрес>, выразившиеся в неправомерном отказе ФИО1 в выделении на праве собственности под ЛПХ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 6 квартал, микрорайон Северный, <адрес>; обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать ФИО1 схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, микрорайон Северный, <адрес>, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка; обязать администрацию <адрес> в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о выделении ФИО1 земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, под личное подсобное хозяйство в собственность бесплатно.
В обоснование иска указано, что семья истца является многодетной; в рамках исполнения закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>» истец написала заявление в администрацию <адрес> о возможности формирования и предоставления в собственность бесплатно земельного участка примерной площадью 10 соток под ЛПХ, расположенного по адресу: <адрес>, микрорайон Северный, <адрес>; администрация, рассмотрев заявление, никакого ответа истцу не предоставила; по мнению истца, действия администрации <адрес> являются незаконными, так как противоречат требованиям подп. 7 пункта 1 статьи 1, ст. 34, пунктов 2, 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, п. 2 ст. 15.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>».
В судебном заседании истец ФИО1, представитель ФИО3 исковые требования поддержали, в обоснование привели доводы, изложенные в исковом заявлении; представитель ФИО3 дополнительно пояснила, что администрация <адрес> даже при наличии второго заявления о предоставлении этого же участка, поданного гражданином Глушковым, не имела права отказывать ФИО1 и предоставлять данный участок Глушкову, так как у ФИО1 имеется льгота как у многодетной матери, а у Глушкова такой льготы нет; помимо этого, администрация обязана была объявить торги, чего также не было сделано.
Ответчик в судебное заседание не явился, просил дело рассматривать в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что требования истца являются необоснованными в связи с тем, что заявление ФИО1 о предоставлении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, микрорайон Северный, <адрес>, поступило в администрацию ДД.ММ.ГГГГ; однако ранее ДД.ММ.ГГГГ аналогичное заявление поступило от ФИО4; на основании статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>» многодетные граждане имеют право на бесплатное получение в собственность земельных участков в общем порядке в рамках статьи 34 Земельного кодекса РФ, но не на первоочередное; поэтому испрашиваемый участок был предоставлен ФИО4, как ранее обратившемуся лицу, а ФИО1 администрацией был направлен соответствующий ответ, где сообщалось, что семья ФИО1 включена в реестр многодетных семей, обладающих правом на бесплатное получение земельных участков в порядке очередности (очередь №) на основании ранее поданного заявления (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) в связи с отсутствием свободных участков (л.д. 22-23).
Выслушав объяснения истца и ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, семья ФИО1 является многодетной (л.д. 10); ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 19); ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обращалась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ей бесплатно земельного участка; на основании данного заявления семья ФИО1 включена была в реестр многодетных семей, обладающих правом на бесплатное предоставление земельных участков в порядке очередности и присвоен номер 13 (л.д. 24); ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 вновь поступило заявление, зарегистрированное в администрации <адрес> за номером 4108, в котором она просила утвердить и выдать ей схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, микрорайон Северный, <адрес>, и заключение о возможности формирования указанного земельного участка под ЛПХ для последующего проведения межевых работ, постановки на кадастровый учет и предоставления ФИО1 как многодетной семье в собственность бесплатно (л.д. 25); ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> дала ФИО1 ответ, в котором сообщалось, что испрашиваемый земельный участок уже находится в оформлении у другого лица, и что семья ФИО1 включена в реестр многодетных семей, обладающих правом на бесплатное получение земельных участков (л.л. 24); из публичной кадастровой карты следует, что испрашиваемый участок с ДД.ММ.ГГГГ стоит на кадастровом учете как временно учтенный и имеет кадастровый номер 24:11:0290105:2985; его уточненная площадь составляет 1080 кв.м., кадастровая стоимость 332 726 рублей 40 копеек (л.д. 40).
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, (п. п. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>» многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории <адрес>, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин зарегистрирован по месту жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
Согласно ст. 29.1. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>» многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка.
Статья 29.2. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>» предусматривает, что при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.
Заявителю в течение 15 дней со дня поступления заявления направляется уведомление о дате постановки на очередь, соответствующей дате поступления заявления, с указанием номера очереди, или отказ в постановке на очередь, либо уведомление о направлении заявления в иной орган в случае, установленном в пункте 1 статьи 29.7 настоящего Закона.
Согласно статье 29.4. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>» при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема).
В случае если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня утверждения схема направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка схема направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.
В течение 3 дней со дня направления заявителю схемы иным заявителям направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.
В случае если количество заявлений превышает количество земельных участков, которые могут быть образованы в указанном месте, схемы направляются заявителям в порядке постановки их на очередь на предоставление земельного участка. В течение 3 дней со дня направления заявителям схем заявителям, которым не была направлена схема, направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.
Заявитель, получивший схему, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка на основании схемы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в месячный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю.
Копия решения направляется заявителю в течение 7 дней со дня его принятия с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Возможность и общие условия процедуры приобретения земельных участков без торгов установлены также ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Исходя из пунктов 2, 3, 4 ст. 34 ЗК РФ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка (в том числе для ведения личного подсобного хозяйства), должно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка. В этом заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право. На основании данного заявления орган местного самоуправления выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Из этого следует, что право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления, а потому претендовать на конкретный земельный участок заявитель не вправе.
Таким образом, возможность предоставления гражданину земельного участка (в том числе для ведения личного подсобного хозяйства) по его выбору действующим законодательством не предусмотрена.
Кроме того, согласно п. п. 3, 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях (п. 3). Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (п. 4).
В судебном заседании установлено, что истец, постоянно проживающая в <адрес>, обратилась в администрацию <адрес> с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для последующего предоставлений в собственность бесплатно как многодетной семье.
Данное заявление подлежало рассмотрению администрацией <адрес> в порядке, предусмотренном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>».
Как следует из представленных ответчиком писем, администрация отказала истцу в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что он уж находился в оформлении у другого лица, а истцу сообщила о том, что она включена в реестр многодетных семей, обладающих правом на бесплатное предоставление земельных участков, и ей сообщен номер очереди – 13.
Таким образом, администрация действовала в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 29.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>», поэтому ее отказ в предоставлении земельного участка истцу соответствует требованиям действующего законодательства.
Оснований для признания данных действий незаконными суд не усматривает, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований истца об обязании администрации выдать схему расположения земельного участка и об обязании принять решение о выделении данного участка ФИО1.
Кроме того, как следует из материалов дела, испрашиваемый участок уже поставлен на кадастровый учет и предоставлен ФИО4, что свидетельствует о споре о праве на истребуемый земельный участок, и это исключает возможность формирования земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ.
Законность владения ФИО4 спорным земельным участком истцом при рассмотрении данного искового заявления не оспорена, что не позволяет суду самостоятельно входить в обсуждение данного вопроса и делать какие-либо выводы по нему.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации <адрес> о признании незаконными действий администрации <адрес>, выразившихся в непредоставлении ответа на заявление в установленный срок; действий администрации <адрес>, выразившихся в неправомерном отказе ФИО1 в выделении на праве собственности под ЛПХ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 6 квартал, микрорайон Северный, <адрес>; об обязании МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать ФИО1 схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, микрорайон Северный, <адрес>, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка; об обязании администрации <адрес> в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о выделении ФИО1 земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, под личное подсобное хозяйство в собственность бесплатно отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Емельяновского РС Е.А. Ежелева