дело № 2а-2040/2019
73RS0002-01-2019-002206-37
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июня 2019 г. г.Ульяновск
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Анципович Т.В.,
при секретаре Анастасиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Засвияжскому району г. Ульяновска к Степанову Александру Юрьевичу о взыскании задолженности по уплате налога, пени,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Степанову А.Ю. о взыскании задолженности по уплате налога, пени. Административное исковое заявление мотивировано тем, что на налоговом учете в ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска (административный истец) состоит Степанов А.Ю. (административный ответчик). Согласно ст.23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В соответствии с п.8 ст.2 Закона 284-ФЗ налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости представленных в установленном порядке в налоговые органы. Согласно п.1 ст. 392 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Налоговая база по транспортному налогу определяется в соответствии со ст.395 НК РФ. Расчет суммы налога производится в соответствии со ст.2 Закона Ульяновской области №130-ЗО от 06.09.2007 «О транспортном налоге в Ульяновской области» и ст. 362 Налогового Кодекса РФ. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом доли в праве общей долевой собственности, количества месяцев владения и налоговых льгот. Налогоплательщик имеет (имел) в собственности следующие объекты налогообложения: автомобиль ГАЗ 3120, государственный регистрационный знак №; автомобиль ВАЗ 21101, государственный регистрационный знак №. В настоящее время сумма задолженности по транспортному налогу составляет 4 500,00 руб., пени по транспортному налогу- 6,52 руб. Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога должнику были направлены по почте, однако задолженность до настоящего времени и не уплачена. В соответствии с п.1 ст.45, ст.48, п.6 ст.75 НК РФ в случае неисполнения обязанности по уплате налога и пени взыскание с физических лиц осуществляется в судебном порядке. Просят суд взыскать со Степанова А.Ю. в пользу ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска задолженность по налогам и пени в общем размере 4 506 руб. 52 коп.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Турнов И.Б.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался.
Административный ответчик Степанов А.Ю. в судебном заседании административные исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Заинтересованное лицо Турнов И.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В силу ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 1 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
Согласно ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу ч.1 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из п. 1 ст. 362 НК РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии со ст.1 Закона Ульяновской области № 130-ЗО «О транспортном налоге Ульяновской области» в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливается и вводится в действие на территории Ульяновской области транспортный налог, налогоплательщиками транспортного налога на территории Ульяновской области признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст.2 указанного Закона налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом доли в праве общей долевой собственности, количества месяцев владения и налоговых льгот.
Согласно части 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов… в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (часть 1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (часть 3). Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 4).
Согласно ч.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с ч.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ч.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как установлено в судебном заседании Степанов А.Ю. в спорный период являлся собственником транспортных средств: ГАЗ 3120, государственный регистрационный знак №; автомобиль ВАЗ 21101, государственный регистрационный знак №.
Степанову А.Ю. направлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2016 год за автомобиль ГАЗ 3120, государственный регистрационный знак № в размере 4500 руб. Также из налоговых уведомлений следует, что по транспортному налогу за автомобиль ВАЗ 21101, государственный регистрационный знак № предоставлена льгота в размере 962 руб.
В связи с неуплатой в установленный законом срок налога налоговым органом выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 4 500 руб. и пени в сумме 6,52 руб. в срок до 11.07.2018 г.
Поскольку указанные в требовании налоги и пени по ним Степановым А.Ю. оплачены не были, 08.10.2018 г. ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска в срок, установленный ч.2 ст. 48 НК РФ, обратилась к мировому судье судебного участка №2 Засвияжского судебного района г.Ульяновска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании со Степанова А.Ю. задолженности по транспортному и пеней.
15.10.2018 г. мировым судьей вынесен соответствующий судебный приказ, который 25.10.2018 г. был отменен, в связи с поступившими от Степанова А.Ю. возражениями относительно его исполнения.
Административное исковое заявление к Степанову А.Ю. о взыскании обязательных платежей и санкций поступило в суд 22.04.2019 г., то есть в срок, предусмотренный ч.3 ст. 48 НК РФ.
Согласно данным ИФНС ответчик на момент рассмотрения административного дела имеет задолженность по уплате транспортного налога за 2016 г. в сумме 4 500 руб., пени по транспортному налогу в сумме 6,52 руб.
С учетом вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, о том, что административные исковые требования истца ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска подлежат удовлетворению, со Степанова А.Ю. подлежит взысканию в пользу ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска задолженность по транспортному налогу и пени в размере 4 506 руб. 52 коп., в том числе: задолженность по транспортному налогу – 4 500 руб., пени по транспортному налогу - 6 руб. 52 коп.
Административным ответчиком не представлено суду доказательств отсутствия оснований для уплаты налогов и пени в указанном размере.
Доводы административного ответчика о том, что автомобиль ГАЗ 3110 был им продан Турнову И.Б. на основании договора купли-продажи транспортного средства от 19.09.2015 г., но новый собственник не снял транспортное средство с учета в органах ГИБДД, основанием для освобождения от уплаты транспортного налога служить не могут последующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» в качестве основания для снятия транспортного средства с учета предусмотрено прекращение права собственности на транспортное средство (абз. 2 п. 3).
В силу пункта 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
Согласно представленным из сведениям УГИБДД УМВД России по Ульяновской области автомобиль ГАЗ 3110, идентификационный номер №, государственный регистрационный знак № в период с 18.09.2014 г. по 22.12.2017 г. был зарегистрирован за Степановым А.Ю.
Согласно справке, представленной административным ответчиком 22.12.2017 г., транспортное средство было снято с учета в связи с его продажей.
Изложенное свидетельствует о том, что при начислении Степанову А.Ю. транспортного налога за 2016 г., налоговая инспекция руководствовалась достоверными сведениями о собственнике транспортного средства, которые были получены из ГИБДД по Ульяновской области.
Связь и зависимость налоговых норм и регулируемых ими отношений носит обоюдный характер и поэтому п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается только при наличии оснований, установленных Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах.
В ситуации, когда собственник транспортного средства не предпринял мер к снятию автомобиля с регистрационного учета, основания для освобождения его от уплаты транспортного налога и перерасчета такого налога отсутствуют.
Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, в силу ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать госпошлину в сумме 400 руб.
Руководствуясь ст.ст.176-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Засвияжскому району г. Ульяновска к Степанову Александру Юрьевичу о взыскании задолженности по уплате налога, пени удовлетворить.
Взыскать со Степанова Александра Юрьевича, проживающего по адресу: <адрес> пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Засвияжскому району г. Ульяновска задолженность по транспортному налогу за 2016 г. в сумме 4 500 руб., пени по транспортному налогу за 2016 г. в сумме 6 руб. 62 коп.
Взыскать со Степанова Александра Юрьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.В. Анципович