Дело №10RS0011-01-2020-012032-94
(2а-6712/2020)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тарабриной Н.Н.,
при секретаре Паласеловой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бюджетного учреждения «Государственный Национальный театр Республики Карелия» к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании предписания,
установил:
Бюджетное учреждение «Государственный Национальный театр Республики Карелия» обратилось в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании предписания заместителя главы Администрации Петрозаводского городского округа – председателя комитета градостроительства и землепользования Перова Е.И. «О демонтаже незаконно установленной рекламной конструкции» №5.3.1-05-2125-УАГ-и от 25.06.2020, из которого следовало, что БУ «Государственный Национальный театр Республики Карелия» в соответствии с ч.21.1 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» обязано осуществить демонтаж рекламной конструкции, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> в течение месяца со дня выдачи предписания. Не согласившись с указанным предписанием, истец просит признать незаконным и отменить его.
Стороны в судебном заседании участия не принимали, о рассмотрении настоящего дела извещались судом надлежащим образом.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пунктом 11 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" установлено, что социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В силу пункта 9 указанной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в пунктах 5, 6, 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно пункту 10 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (пункт 21 статьи 19 Федерального закона "О рекламе").
В соответствии с пунктом 21.1 Федерального закона "О рекламе", если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в пункте 21 данной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Таким образом, в целях статьи 19 Федерального закона "О рекламе" под владельцем рекламной конструкции понимается ее фактический владелец. При этом не имеет значения, кому выдавалось разрешение на установку соответствующей рекламной конструкции. При неисполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции требование о ее принудительном демонтаже должно быть предъявлено к владельцу либо к собственнику соответствующей конструкции, а при невозможности установления этих лиц - к собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, на котором размещена рекламная конструкция.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Бюджетное учреждение «Государственный национальный театр Республики Карелия» (далее - административный истец, Национальный театр Карелии) зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021000517647.
В постоянном (бессрочном) пользовании Национального театра Карелии находится земельный участок площадью 7450 кв.м. (кадастровый номер №).
После получения регламентированных согласований и разрешений, в том числе Администрации Петрозаводского городского округа, в границах упомянутого земельного участка на основании утвержденного проекта был установлен информационный светодиодный экран. Лист согласований представлен в материалы дела.
По доводам иска на указанном светодиодном экране воспроизводится информация, носящая справочно-информационный характер, осуществляется информирование граждан о проводящихся культурных мероприятиях.
25.06.2020 заместителем Главы Администрации Петрозаводского городского округа – председателем комитета градостроительства и землепользования Перовым А.И. вынесено оспариваемое предписание №5.3.1-05-2125-УАГ-и «О демонтаже незаконно установленной рекламной конструкции». Предписание получено административным истцом 29.06.2020.
Из возражений административного ответчика следует, что предписание выдано на основании проведенных проверок по выявлению незаконно установленных рекламных конструкций на территории Петрозаводского городского округа. В результате таких проверок установлено, что в сентябре 2016 года на конструкции на фоне государственного флага Российской Федерации транслировалась информация с текстовой частью «Биатлонный комплекс в Костомукше», а в феврале 2020 года на конструкции транслировалась символика проекта «Республика» - информационно – аналитического портала Карелии и таким образом. Указанное позволило Администрации прийти к выводу о том, что по своему характеру такая информация является социальной рекламой.
Тем не менее, пояснений, в рамках каких административных процедур и когда осуществлялись проверки в отношении административного истца, выдавалось оспариваемое предписание, суду ответчиком не дано. Надлежащих доказательств трансляции рекламной видеопродукции в материалы дела ответчиком не представлено.
По информации, представленной административным истцом, в связи с ограничительными мероприятиями, реализуемыми на территории Республики Карелия в 2020 календарном году, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принятия мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции в период с марта по 22 августа 2020 года светодиодный экран функционировал лишь единожды в интервал времени с 09 по 22 мая 2020 года осуществлялась трансляция программы «Бессмертный полк».
Доводы истца, о том, что на указанном светодиодном экране воспроизводится информация, носящая справочно-информационный характер, осуществляется информирование граждан о проводящихся культурных мероприятиях, объективными доказательствами не опровергнута. Представленные фотоснимки достоверно установить содержание распространяемой информации, время ее распространения, не позволяют, акты выявления нарушений законодательства о рекламе в дело не представлены.
Из письма ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 "О разграничении понятий вывеска и реклама" следует, что не признается рекламой информация учреждений культуры по профилю их деятельности, распространяемая на зданиях, в случае, если данные организации осуществляют деятельность в указанных зданиях, а также на городских средствах информации, специально предназначенных для данных целей, в том числе информация о репертуарах театров и кинотеатров (театральные афиши и киноафиши), поскольку указанная информация носит справочно-информационный характер и имеет своей целью информирование граждан о проводящихся культурных мероприятиях. Требования Федерального закона "О рекламе" на такую информацию не распространяются. Конструкции, на которых размещается указанная информация, не являются рекламными конструкциями в соответствии с понятием, закрепленным статьей 19 Федерального закона "О рекламе", и на порядок размещения таких конструкций не распространяются требования статьи 19 Федерального закона "О рекламе". Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делу N А71-10779/2015.
Отношения в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций подлежат муниципальному контролю, в связи с чем в целях защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при реализации органом местного самоуправления полномочий по выдаче хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний применяются положения Закона N 294-ФЗ.
Отсутствие сведений о соблюдении процедуры принятия ненормативного правового акта, отсутствие доказательств выявленного правонарушения влекут признание оспариваемого требования незаконным.
Расходы истца по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с административного ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным предписание заместителя главы Администрации Петрозаводского городского округа – председателя комитета градостроительства и землепользования Перова Е.И. «О демонтаже незаконно установленной рекламной конструкции» №5.3.1-05-2125-УАГ-и от 25.06.2020.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Бюджетного учреждения «Государственный Национальный театр Республики Карелия» государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Н.Н. Тарабрина
Мотивированное решение изготовлено 20.11.2020