Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1167/2014 ~ М-1056/2014 от 08.08.2014

Дело № 2-1167/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Можга УР 09 октября 2014 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Дериглазовой Л.С.,

при секретаре Зубковой М.С.,

с участием: помощника Можгинского межрайонного прокурора Акборисова К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Можгинского межрайонного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Большеучинское» о понуждении обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия,

у с т а н о в и л:

Можгинский межрайонный прокурор действующий в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением Администрации муниципального образования «Большеучинское» о понуждении в течение 6 месяцев после вступления в силу судебного решения обратиться в регистрационный орган с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйных следующих объектов культурного наследия народов Российской Федерации: Братская могила 14 красноармейцев, расстрелянных колчаковцами в 1919 году, расположенная по адресу: <***>; Братская могила погибших за советскую власть в 1919 году, расположенная по адресу: <***>.

Заявление мотивировано тем, что Можгинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в области охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации. По результатам проверки установлено, указанные объекты культурного наследия, представляющий историческую, научную, художественную или иную ценность в собственника не имеют, в установленном законом порядке бесхозяйственным не признаны. В результате бездействия Администрации МО «Большеучинское» указанные объекты никем не обслуживается, в муниципальную собственность не принимаются, что может повлечь разрушение и впоследствии утрату исторического объекта культурного наследия регионального значения.

В судебном заседании помощник прокурора Акборисов К.В.изменил адрес расположения Братской могила 14 красноармейцев, расстрелянных колчаковцами в 1919 году,в связи с перезахоронением адрес значится <***>,уточнил адрес Братской могилы погибших за советскую власть в 1919 году, адрес значится <***>, исковое заявление поддержал, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель Администрации муниципального образования «Большеучинское», извещенный надлежащим образом о времени и месте в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в их отсутствие не просили.

Представитель третьего лица Министерства культуры, печати и информации УР в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела без его участия, требования прокурора поддержал.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика, третьего лица.

Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно списка объектов культурного наследия, расположенных на территории <***> №*** от дд.мм.гггг объекты: Братская могила 14 красноармейцев, расстрелянных колчаковцами в 1919 году, Братская могила погибших за советскую власть в 1919 году, взятые под охрану по Постановлению Совета Министров Удмуртской АССР от 29.12.1949 года №1993, являются объектами культурного наследия регионального значения.

Согласно архивной справки от дд.мм.гггг №*** :

В документах архивного фонда исполкома <***> совета депутатов трудящихся,в протоколках заседаний исполкома за 1969 год значится:Протокол №*** от дд.мм.гггг.

…3.Разрешить правлению колхоза «Россия» провести перезахоронение останков воинов погибших в период гражданской войны из низменности у дер.<***> на территории возвышенности центральной части дер.<***>,где установлен памятник погибшим воинам в период Великов отечественной войны.

Из письма Администрации МО «<***>» УР №*** от дд.мм.гггг следует, что обеспечением сохранности объектов: Братская могила 14 красноармейцев, расстрелянных колчаковцами в 1919 году, и Братская могила погибших за советскую власть в 1919 году должно проводиться МО «Большеучинское».

Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР Можгинский отдел от дд.мм.гггг в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указанные объекты не значится.

Из письма ГУП «Удмурттехинвентаризация» №*** от дд.мм.гггг видно, что объекты: Братская могила 14 красноармейцев, расстрелянных колчаковцами в 1919 году, и Братская могила погибших за советскую власть в 1919 году на учете в Можгинском филиале ГУП «Удмурттехинвентаризация» не состоят.

Из указанного следует, что право собственности на указанные объекты культурного наследия не зарегистрированы.

Представленные ответчиком архивная справка №*** от дд.мм.гггг по протоколу №*** от дд.мм.гггг о мерах улучшения ухода и содержания памятников истории и культуры, инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов на дд.мм.гггг №***, где в качестве активов поименованы памятники погибшим войнам и памятник - стелла деревня «<***>», не подтверждают, что администрация муниципального образования «Большеучинское» является собственником или балансодержателем спорных объектов культурного наследия.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Пунктом 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года N 580) закреплено, что документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Пунктом 13 ч. 1 ст. 14, п. 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. В собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 14 января 1993 года № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территории.

Исходя из материалов дела, следует, что памятник «Братская могила 14 красноармейцев, расстрелянных колчаковцами в 1919 году», расположена по адресу: <***>, памятник «Братская могила погибших за советскую власть в 1919 году», расположен по адресу: <***>.

Соответственно, Администрация муниципального образования «Большеучинское» является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ (ред. от 27.07.2013 ("Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В данном законе дано понятие памятников - это отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения, произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

Таким образом, памятники являются объектами недвижимого имущества. Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Пунктом 1 статьи 48 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что объекты культурного наследия могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В соответствии с п. 14 постановления Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865 (ред. от 29.12.1989, с изм. от 25.06.2002) "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры" недвижимые памятники истории и культуры подразделялись на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения в соответствии с их исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью. Отнесение недвижимых памятников истории и культуры к одной из указанных категорий должно было производиться при принятии памятников на государственный учет.

Согласно приложению 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности отнесены объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

Доказательств отнесения памятника «Братская могила 14 красноармейцев, расстрелянных колчаковцами в 1919 году», расположенного по адресу: УР, <***>, д. Большая Сюга, <***>, и памятника «Братская могила погибших за советскую власть в 1919 году», расположенного по адресу: УР, <***>, к категории памятников общероссийского значения не имеется.

Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от дд.мм.гггг № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации № 73-ФЗ предусмотрено, что оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27.12.1991, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Поскольку указанные памятники не находится в чьей-либо собственности, суд считает необходимым обязать Администрацию МО «Большеучинское» обратиться с заявлением о постановке вышеназванных памятников на учет как бесхозяйных объектов культурного наследия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Можгинского межрайонного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Большеучинское» о понуждении обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Большеучинское» в течение 6 месяцев после вступления в силу судебного решения обратиться в регистрационный орган с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйных следующих объектов культурного наследия народов Российской Федерации:

- «Братская могила 14 красноармейцев, расстрелянных колчаковцами в 1919 году», расположенная по адресу: <***>;

- «Братская могила погибших за советскую власть в 1919 году», расположенная по адресу<***>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий судья Дериглазова Л.С.

2-1167/2014 ~ М-1056/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Можгинский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МО "Большеучинское"
Другие
Министерство культуры, печати и информации УР
Суд
Можгинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Дериглазова Лариса Степановна
Дело на странице суда
mozhginskiygor--udm.sudrf.ru
08.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2014Передача материалов судье
12.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2014Подготовка дела (собеседование)
12.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2014Судебное заседание
09.10.2014Судебное заседание
09.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2014Дело оформлено
11.11.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее