2-394/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2014 г. г. Зеленогорск.
Зеленогорский городской суд в составе председательствующего судьи Жукова К.М., при секретаре Саньковой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Смолина И. Л. об оспаривании бездействия уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае,
УСТАНОВИЛ:
Смолин И.Л. обратился в суд с заявлением и просит признать уполномоченного по правам ребёнка в Красноярском крае Комович А.Д. виновной в нарушении порядка рассмотрения обращений граждан, установленного ФЗ-59 Закона, а также обязать Уполномоченного по правам ребёнка в Красноярском крае устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод, предусмотренных ФЗ-59.
Свои требования мотивирует тем, что 03.12.2013 г. на личном приёме с письменным заявлением он обратился к Уполномоченному по правам ребёнка в Красноярском крае Комович А.Д. По существу данного заявления он указывал о систематических нарушениях прав детей при создании Новогодних композиций на территории ЗАТО Зеленогорска и в подтверждение приложил критические публикации СМИ, ответы разных должностных лиц, фотографии и видео-обращение жителей города, в котором молодые родители выражали негативное отношение по качеству композиций из снега и льда. В частности в обращении он указал на несколько аспектов: безопасность композиций из снега и льда; морально-этические и эстетические качества создаваемых композиций; ошибочность уполномоченных органов в выборе способа размещения данных муниципальных заказов для нужд детей; безнаказанность должностных лиц, допустивших грубые систематические нарушения прав детей; наличие квалифицирующих признаков уголовного преступления. Кроме того, в адрес Уполномоченного по правам ребёнка в Красноярском крае по факсу им было направлено письменное обращение с изложением всех этих нарушений. Однако по существу его заявления до настоящего времени он не получил ни какого ответа. Кроме этого он факсимильно обратился с письменным заявлением к Уполномоченному по правам ребёнка и 16.12.2013г., но несколько по другим основаниям, это совсем другое обращение. На данное заявление ему так же не ответили в установленные Законом сроки.
В судебном заседании заявитель Смолин И.Л. свои требования поддержал в полном объеме.
Необходимо отметить, что по существу Смолин оспаривает бездействие Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае, который отвечает за работу своего аппарата, а следовательно и за надлежащее рассмотрение обращения граждан, Уполномоченный по правам ребенка является одним из его замов.
Представитель Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие. В представленных в суд возражениях уполномоченный по правам человека требования Смолина не признал. Указывал, что деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае регулируется Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае» (далее Закон края № 3-626), который является заместителем Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае. Компетенция Уполномоченного по правам ребенка в крае определена ст. 21 Закона края № 3-626. Согласно ст. 1 Закона края № 3-626 деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. В своих действиях по рассмотрению жалоб Уполномоченный руководствуется ст. 13 Закона края № 3-626. Согласно п. 1 ст. 13 Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. Также указал, что обращение Смолина И.Л., адресованное Уполномоченному по правам ребенка в крае Комович А.Д., поступило от него по факсимильной связи 16.12.2013 г. и зарегистрировано под входящим номером № 125-с от 17.12.2013. В соответствии со ст. 12 ФЗ № 59-ФЗ, устанавливающей срок рассмотрения обращений граждан в 30 дней со дня регистрации, ст. ст. 11-13 Закона края № 3-626, предусматривающих компетенцию и действия Уполномоченного по рассмотрению жалоб и заявлений граждан, исх. № 3590 от 26.12.2013 Уполномоченным направлено обращение с копией заявления Смолина И.Л. для проверки изложенных заявителем обстоятельств прокурору ЗАТО город Зеленогорск. Вторым адресатом в обращении Уполномоченного указан заявитель - Смолин И.Л., таким образом, копия обращения направлена ему 26.12.2013 по адресу, сообщенному им в заявлении. Согласно ст. 12 ФЗ № 59-ФЗ прокурору ЗАТО г. Зеленогорск также определен законом срок для рассмотрения обращений в 30 дней со дня регистрации. От заместителя прокурора г. Зеленогорска получено уведомление от 18.02.2014 о рассмотрении обращения Смолина И.Л. по существу. Усмотрев неполноту полученной информации исх. № 620 от 05.03.2014 г. Уполномоченным вновь было направлено обращение прокурору ЗАТО г. Зеленогорск, о чем в копии извещен заявитель. Статьей 15 Закона края № 3-626 определены действия Уполномоченного по результатам рассмотрения жалобы, в частности, извещение заявителя о результатах рассмотрения его заявления. Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание обращение Уполномоченного к прокурору ЗАТО г. Зеленогорск от 05.03.2014 г., работа по заявлению Смолина И.Л. не закончена, окончательное решение по заявлению Уполномоченным не принято. Таким образом, права заявителя не нарушены. В связи с этим считает доводы заявителя об оспаривании действий должностного лица при рассмотрении его обращения со ссылкой на ст. 254 ГПК РФ безосновательными, поскольку Уполномоченным проводилась и проводится работа по его жалобе в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Необходимо отметить, что в своем возражении Уполномоченный по правам человека не дает пояснений и мотивировок по предмету заявления Смолина И.Л., каковым является его обращение(заявление) к Уполномоченному по правам ребенка 03.12.2013г., а не 16.12.2013г.
Заслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд считает заявленные Смолиным И.Л. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 ст. 249 ГПК РФ предусмотрено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действия должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба-просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц; должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона "О порядке рассмотрения. обращений граждан РФ" от 02.05.2006 года, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу п. п. 4 п. 1 ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" от 02.05.2006 года, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
При этом согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 Закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Обращаясь в суд с заявлением, Смолин И.Л. обосновал незаконность бездействия Уполномоченного по правам ребёнка(человека) в Красноярском крае тем, что ответа на свое обращение в установленные законом срок не получил.
Так в судебном заседании было установлено, что 03.12.2013 г. Смолин И.Л. обратился в аппарат Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае с заявлением по безопасности Новогодних городков на территории ЗАТО г. Зеленогорска.
Данное заявление, согласно штемпеля, было принято и зарегистрировано в аппарате уполномоченного по правам человека в Красноярском крае 03.12.2013 г.
Также в материалах дела имеется письменное заявление Смолина И.Л. по безопасности Новогодних городков на территории ЗАТО г. Зеленогорска в 2013 г., поступившее в аппарат Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае по факсимильной связи 16 декабря 2013 года и зарегистрированное под входящим номером № 125-с от 17.12.2013. Данное заявление является самостоятельным обращением.
Следовательно, заявление Смолина И.Л. зарегистрированное в аппарате Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае в соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" 03.12.2013 г. должно было быть рассмотрено в срок до 09.01.2014 г. (первый рабочий день) включительно. Обращение зарегистрированное 17.12.2013. соответственно должно быть рассмотрено15.01.2014 г.
Согласно письменных возражений Уполномоченного по правам человека, факт того, что работа по заявлениям Смолина И.Л., в том числе и от 03.12.2013г., на данный момент не закончена, окончательное решение по заявлению не принято представителем Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае не отрицается.
Судом установлено, что Уполномоченным по правам человека в Красноярском крае, в письменных возражениях утверждалось, что прокурору ЗАТО город Зеленогорск было направлено обращение № 3590 от 26.12.2013 г. с копией заявления Смолина И.Л. для проверки изложенных заявителем обстоятельств, которому также определен законом срок для рассмотрения обращений в 30 дней со дня регистрации. Вторым адресатом в обращении Уполномоченного указан заявитель - Смолин И.Л., т.е. копия обращения направлена Смолину И.Л. 26.12.2013 г. по указанному в заявлении адресу: г. Зеленогорск, <адрес>. Кроме того указано, что 05.03.2014 Уполномоченным вновь было направлено обращение прокурору ЗАТО г. Зеленогорск, о чем Смолин И.Л. был также извещен.
Однако данный довод Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае не может быть принят судом во внимание, поскольку не основан на законе.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 Закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Доказательств того, что рассмотрение обращения заявителя Смолина И.Л. было продлено по конкретным причинам, на конкретный срок и данный заявитель был об этом письменно уведомлен, суду Уполномоченным по правам человека представлено не было.
В любом случае не зависимо от результатов проверки, даже при наличии надлежащего уведомления о продлении срока рассмотрения, ответ на обращение гражданина, в соответствии с требованиями Федерального Закона, должен быть дан в срок не позднее двух месяцев, с момента обращения. В данном случае этого Уполномоченным по правам человека сделано не было, что является бездействием нарушающим Федеральный Закон, а следовательно и права гражданина.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом в установленный Законом срок.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Поскольку в судебном заседании было установлено, что письменное обращение Смолина И.Л., поступившее Уполномоченному по правам человека в Красноярском крае 03.12.2013 г., не рассмотрено в течении предусмотренного ч. 1 и ч.2 ст. 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суд признает бездействие уполномоченного по правам человека в Красноярском крае незаконным и считает необходимым обязать Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае рассмотреть обращение заявителя Смолина И.Л. в установленный судом срок.
Судом установлено, что при подаче заявления Смолиным не была уплачена установленная НК РФ гос.пошлина. При этом в связи с удовлетворением его требований и в соответствии со ст.98 ГПК РФ, госпошлина в доход государства в размере 200 рублей подлежит взысканию с Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Заявление Смолина И. Л. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае по нарушению сроков рассмотрения обращения гражданина Смолина И.Л. от 03.12.2013г. «по безопасности Новогодних городков на территории ЗАТО г.Зеленогорска».
Обязать Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае устранить в полном объеме нарушение прав гражданина Смолина И.Л., допущенное при рассмотрении его обращения.
Возложить на Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае обязанность в месячный срок дать письменный ответ Смолину И.Л. и суду об устранении допущенных нарушений Закона.
Взыскать с Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае гос.пошлину в доход государства 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через горсуд г. Зеленогорска в месячный срок со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья /К.М. Жуков/