дело № 67RS0003-01-2020-003127-06
производство № 2-2092/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 октября 2020 года г. Смоленск
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Рожковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мещановой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Святохо Андрея Михайловича, Святохо Светланы Александровны, действующей также в интересах несовершеннолетней Святохо Виктории Андреевны к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Администрации г. Смоленска, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
установил:
Святохо А.М., Святохо С.А., действуя также в интересах Святохо В.А., обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - МТУ Росимущества), Администрации г. Смоленска с требованием о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
В обоснование иска указано, что 7 августа 2004 г., в период прохождения Святохо А.М. военной службы, ему на состав семьи из 3 человек решением жилищной комиссии войсковой части 46120 была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>. Приказом командира войсковой части 25967 от 20 августа 2009 г. Святохо А.М. уволен досрочно в запас с воинской службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Календарная выслуга лет на 27 октября 2009 г. составила 11 лет 4 мес. 1 день. На его обращение в Администрацию Промышленного района г. Смоленска о передаче квартиры в собственность в порядке приватизации получен отказ в связи с тем, что в реестре муниципального имущества г. Смоленска спорная квартира не значится. Просят признать право собственности на указанную квартиру по адресу: <адрес>, в равных долях, по 1/3 доли в праве общей долевой собственности каждому в порядке приватизации.
Определением Промышленного районного суда г. Смоленска от 26 июня 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация Промышленного района г. Смоленска, войсковая часть 46120 (л.д. 2).
Определением Промышленного районного суда г. Смоленска от 16 июля 2020 г. к участию в деле в качестве ответчиков привлечены ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Минобороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ (л.д. 60).
Определением Промышленного районного суда г. Смоленска от 4 августа 2020 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Смоленской, Брянской и Орловской областям» (л.д. 94).
Истец Святохо А.М. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, пояснил, что он и члены его семьи ранее в приватизации не участвовали.
Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Смоленской, Брянской и Орловской областям» Шаров Р.В., действующий на основании доверенности со специальными полномочиями, исковые требования к Управлению не признал, пояснил, что приказом Министра обороны РФ от 30.12.2010 № 1950 «О ликвидации федеральных бюджетных учреждений» федеральное бюджетное учреждение – войсковая часть 46120 ликвидировано без правопреемника. Войсковая часть не передавала Управлению недвижимое имущество и жилые фонды, находящиеся в её управлении, в связи с чем считает, что Управление не является надлежащим ответчиком по делу.
Аналогичные пояснения ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Смоленской, Брянской и Орловской областям» указаны в возражениях на иск (л.д. 120-136).
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, МТУ Росимущества, Администрации г. Смоленска, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Минобороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ, а также представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Промышленного района г. Смоленска, войсковой части 46120 в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Минобороны РФ в возражениях на иск указано, что исковые требования не признают, ссылались на отсутствие у Министерства обороны РФ полномочий по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности физическим лицам, в удовлетворении иска просят отказать, рассмотреть дело без участия представителя (л.д. 88-89).
Представители ответчиков Администрации г. Смоленска, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация Промышленного района г. Смоленска просили о рассмотрении дела без участия представителя, при разрешении требований полагались на усмотрение суда (л.д. 53).
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 99 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для временного проживания граждан в связи с прохождением службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подп. «м» п. 2 данного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 7 августа 2004 г. жилищной комиссией войсковой части 46120 прапорщику Святохо А.М. распределена трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 78,25 кв.м. Статус квартиры - служебная (л.д. 28).
Согласно справке СМУП «ВЦ ЖКХ» Святохо А.М. и члены его семьи - Святохо С.А., Святохо В.А. с 28.06.2005 зарегистрированы по указанному адресу (л.д. 22).
Приказом командира войсковой части 25967 от 20 августа 2009 г. Святохо А.М. уволен досрочно в запас с воинской службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Выслуга лет в Вооруженных Силах составляет 11 лет 2 мес. (л.д. 21).
Святохо А.М., Святохо С.А., Святохо В.А. ранее в приватизации не участвовали (л.д. 16. 17, 18, 25, 26).
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, статус квартиры - служебная, находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в реестре федерального имущества как служебная квартира состоит с 01.01.2004, в реестре муниципального имущества не числится (л.д. 30, 174).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Как следует из плана распределения жилых помещений между воинскими частями Смоленского гарнизона, утвержденного командующим железнодорожными войсками РФ 2 марта 2004 г. (л.д. 179), в войсковой части 46120 нуждается в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) 63 военнослужащих, которым в соответствии с данным планом подлежат выделению жилые помещения по адресу: <адрес>.
Из выписки из приказа командующего железнодорожными войсками (л.д. 21) также усматривается, что Святохо А.М., уволенный досрочно в запас с воинской службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2010 № 1950 «О ликвидации федеральных бюджетных учреждений» федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 46120 ликвидировано (л.д. 123, 125-126, 127).
Таким образом, по делу установлено, что в период прохождения военной службы истец обеспечен был служебным жильем, на дату увольнения с военной службы Святохо А.М. и члены его семьи жильем для постоянного проживания не обеспечивались, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением Святохо А.М. не обращался, по настоящее время истец и члены его семьи иного жилья в пользовании или собственности не имеют, вопрос обеспеченности жилым помещением для постоянного проживания разрешен при увольнении не был.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего в период предоставления вышеуказанной квартиры истцам, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного Совета народных депутатов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила), которые устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду.
Пунктом 3 названных Правил установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
По смыслу указанных норм, отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения.
Между тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма жилищное законодательство не содержит.
Напротив, оно предусматривает, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований жилищного законодательства решение органа местного самоуправления либо иного уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В данном случае по делу установлено, что спорная квартира была передана Святохо А.М. с указанием на статус служебного жилого помещения.
Святохо А.М. на учете нуждающихся в жилом помещении не состоял, решения о предоставлении ему жилого помещения, о котором возник спор, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.
Доказательств исключения жилого помещения из числа специализированного жилого фонда Министерства обороны РФ (как на дату вселения в служебную квартиру, так и на дату судебного разбирательства) стороной истца не представлено.
Таким образом, при рассмотрении дела судом установлено, что спорное имущество числится в реестре федеральной собственности, служебное жилое помещение было предоставлено Святохо А.М. и членам его семьи как военнослужащему на период службы, решение о предоставлении спорного жилого помещения истцам на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось, решения о передаче квартиры в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации также не принималось.
Поскольку ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям» с учетом установленных по делу фактических обстоятельств участником материально-правовых отношений не является, в иске к указанному лицу надлежит отказать.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования истцов удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований Святохо Андрея Михайловича, Святохо Светланы Александровны, действующей также в интересах несовершеннолетней Святохо Виктории Андреевны к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Администрации г. Смоленска, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Рожкова