Решение по делу № 2-132/2017 (2-3184/2016;) ~ М-3609/2016 от 21.11.2016

К делу года

Р Е Ш Е Н И Е

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ                                                               а. Тахтамукай

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего судьи                           Одинцова В.В.

при секретаре                                       ФИО2

с участием прокурора                                                               Тян Л.Д.

Рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации ФИО5» к ФИО1 о выселении, прекращении права собственности, изъятии квартиры для муниципальных нужд,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация МО ФИО6» обратилась в суд с иском к ФИО1 о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; прекращении права собственности у ФИО1 путем изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для муниципальных нужд на основании постановления главы администрации МО ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ. «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и жилых помещений в аварийных многоквартирных жилых домах <адрес> в целях переселения граждан и аварийного жилищного фонда»; изъятии у ФИО1 квартиры с кадастровым /условным/ номером общей площадью 36,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> муниципальную собственность.

В обоснование иска указав, что согласно муниципальной адресной программе «переселение граждан их аварийного жилищного фонда на территории МО ФИО8» и в соответствии с постановлением главы администрации МО «ФИО9» от ДД.ММ.ГГГГ. «О распределении жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на ДД.ММ.ГГГГ годы», утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ. , а также действующей в <адрес> Муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на ДД.ММ.ГГГГ годы».

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ. заседания Комиссии по распределению жилых помещений, гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда при администрации МО «<адрес>» ФИО1 переселяется <адрес>. 7/5, <адрес>.

В связи с изъятием для муниципальных нужд недвижимого имущества в соответствии с постановлением главы администрации МО «ФИО10» от 23.11.2015г. «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и жилых помещений в аварийных многоквартирных жилых домах <адрес> в целях переселения граждан и аварийного жилищного фонда» квартиры с кадастровым /условным/ номером общей площадью 36,9 кв.м., принадлежащей ФИО1, а также долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ответчика направлено письмо с описью вложения с уведомлением соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от ДД.ММ.ГГГГ. и отчет от ДД.ММ.ГГГГ. об оценке стоимости квартиры, согласно которому ФИО1 предоставляется квартира по адресу: <адрес>. 7/5, <адрес>. Площадью 42,2 кв.м., что превышает площадь имеющейся квартиры на 5,3 кв.м. Однако согласия от ответчика на заключение соглашения не поступило.

Предложенное ответчику жилое помещение, полностью отвечает требованиям ст. 89 ЖК РФ, находится в границах муниципального образования «Яблоновское городское поселение», является благоустроенным жилым помещением с 0% износа и не просто равнозначным по общей площади, но и превышает на 5,3 кв.м. общую площадь аварийного жилого помещения в <адрес>.

Однако ответчик не согласен с решением об изъятии жилого помещения, не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа и отказался заключить соглашение об изъятии жилого помещения.

Представитель истца ФИО3 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, возражал против удовлетворения иска.

Третье лицо ФИО11 извещенный надлежащим образом о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, суд о причинах не явки не извещен.

Выслушав пояснения представителя истца, ответчика, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти, местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Основополагающим положением, закрепляющим общий характер гарантий, предоставляемых собственникам, является ст.34 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), предусматривающая, что отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения и в судебном порядке.

ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В судебном заседании установлено, что согласно муниципальной адресной программы «переселение граждан их аварийного жилищного фонда на территории МО ФИО13» и в соответствии с постановлением главы администрации МО «ФИО12» от 30.12.2015г. «О распределении жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на ДД.ММ.ГГГГ», утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ , а также действующей в <адрес> Муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на ДД.ММ.ГГГГ годы».

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ. заседания Комиссии по распределению жилых помещений, гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда при администрации МО «ФИО14 ФИО1 переселяется <адрес>

В связи с изъятием для муниципальных нужд недвижимого имущества в соответствии с постановлением главы администрации МО «ФИО15» от 23.11.2015г. «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и жилых помещений в аварийных многоквартирных жилых домах <адрес> в целях переселения граждан и аварийного жилищного фонда» квартиры с кадастровым /условным/ номером общей площадью 36,9 кв.м., принадлежащей ФИО1, а также долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлено письмо с описью вложения с уведомлением соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от ДД.ММ.ГГГГ и отчет от ДД.ММ.ГГГГ. об оценке стоимости квартиры, согласно которому ФИО1 предоставляется квартира по адресу: <адрес> Площадью 42,2 кв.м., что превышает площадь имеющейся квартиры на 5,3 кв.м.

Администрация МО ФИО16» в своих доводах сослалась, что от ответчика согласия на заключение соглашения не поступило.

Ст.32 ЖК РФ предусмотрена возможность изъятия уполномоченным органом жилых помещений у собственников в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд.

Согласно ч.6 и 7 указанной статьи возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном жилом доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество, в том числе и земельный участок, на котором расположен дом.

Сам порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентирован главой 7.1 ЗК РФ, ст.279, 281 ГК РФ.

Положениями главы 7.1 ЗК РФ предусмотрены конкретные действия уполномоченного органа (в данном случае администрации <адрес>), которые обязательны к исполнению при процедуре изъятия земельного участка.

Так, в соответствии со ст. 56.5ЗК РФ обязательно выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд.

Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, принимается в соответствии с положениями ст. 56.6 ЗК РФ, предусматривающей размещение такого решения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, направление решения правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении, направление решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия. Решение об изъятии может быть обжаловано в суд.

Ст. 56.7 и 56.8 ЗК РФ предусмотрен порядок подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд и определение размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для муниципальных нужд. Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Таким образом, вышеприведенными нормами закона детально регламентирована процедура изъятия земельного участка.

Органом местного самоуправления - администрацией МО «ФИО17» данная процедура не соблюдена.

Так, осуществлена оценка и определена рыночная стоимость жилого помещения ответчика. Оценка земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом не проведена, в выкупную цену, предложенную администрацией ответчикам, стоимость земельного участка не вошла. Между тем, участок, на котором расположен многоквартирный дом, находится на кадастровом учете, имеет определенную площадь и кадастровую стоимость.

Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что администрация МО «ФИО18», обратившись с иском в суд о принудительном изъятии жилого помещения у ФИО1, не осуществила ряд мероприятий, прямо предусмотренных законом: не выявлены и оповещены правообладатели земельного участка; в предлагаемый размер выкупной цены не включена рыночная стоимость изымаемого земельного участка; соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд не соответствует предъявляемым требованиям.

По смыслу действующего законодательства, позиции высших судебных инстанций, отраженной в постановлении Пленума Верховного суда РФ от дата. № «О некоторых вопросах, возникающих в судебном практике при применении Жилищного кодекса РФ», не соблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, влечет отказ в иске органу местного самоуправления о выкупе жилого помещения.

Согласно подпункту «и» пункта 20 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Из содержания указанных норм следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

По смыслу действующего законодательства, позиции высших судебных инстанций, отраженной в постановлении Пленума Верховного суда РФ от дата. № «О некоторых вопросах, возникающих в судебном практике при применении Жилищного кодекса РФ», не соблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, влечет отказ в иске органу местного самоуправления об изъятии жилого помещения.

Ввиду изложенного, суд усматривает все основания для отказа в иске администрации.

В связи с отказом в удовлетворении требований истца о принудительном изъятии квартиры, принадлежащей ответчику на праве собственности, не подлежат удовлетворению требования о выселении, прекращении права собственности ответчика на квартиру, а также на его долю общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 56, 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований администрации МО «ФИО19» к ФИО1 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Тахтамукайского

районного суда РА                               В.В. Одинцов

2-132/2017 (2-3184/2016;) ~ М-3609/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация МО "Тахтамукайский район"
Ответчики
Ткаченко Виталий Леонидович
Другие
Тахтамукайский отдел Управления Федеральной службы государтсвенной регистрации кадастра и картографии по РА
Суд
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
Судья
Одинцов В.В.
Дело на странице суда
tahtamukaysky--adg.sudrf.ru
21.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2016Передача материалов судье
23.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2016Подготовка дела (собеседование)
05.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2016Судебное заседание
12.01.2017Подготовка дела (собеседование)
12.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2017Судебное заседание
16.02.2017Судебное заседание
16.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2017Дело оформлено
18.05.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее