Дело № 2-427/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Собинка 14.05.2012 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Ульяновой А.А.,
при секретаре Нестеровой О.В.,
с участием: истца Волковой О.В.,
третьего лица Волкова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Волковой О.В. к администрации Собинского района Владимирской области о признании права собственности на земельные участки,
у с т а н о в и л :
Волкова О.В. обратилась в суд с иском к администрации Собинского района Владимирской области о признании права собственности на земельные участки. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец В., после смерти которого открылось наследство в виде земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером NN и площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером NN, расположенных по адресу: <...> В установленный законом шестимесячный срок после смерти отца она обратилась к нотариусу Собинского нотариального округа Е. по вопросу оформления наследственных прав на земельные участки, однако, выдать свидетельство о праве на наследство нотариус отказала, поскольку при жизни В. не зарегистрировал право собственности на указанные земельные участки, и свидетельство о праве собственности на данные земельные участки с указанием вида права - собственность отсутствует. В представленной нотариусу выписки из похозяйственной книги указан вид права – постоянное бессрочное пользование. Согласно данным кадастрового учета Собинского района указанные земельные участки принадлежат В. на праве постоянного бессрочного пользования. После смерти отца она фактически приняла после него указанное наследство: обрабатывает земельные участки, выращивает на них картофель и другие овощные культуры; с отцом на день его смерти была зарегистрирована по месту жительства и проживала по одному адресу: <...>. Она является единственным наследником В., ее мать - А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, брат - Волков С.В. не претендует на указанное наследство и не возражает против оформления права собственности на данные земельные участки за ней. В настоящее время она провела межевание данных земельных участков с целью уточнения их площади и границ. По результатам межевания площадь земельного участка с кадастровым номером NN была уточнена и стала ровна <данные изъяты> кв.м. Площадь земельного участка с кадастровым номером NN по результатам межевания не изменилась и также составила <данные изъяты> кв.м. Данные земельные участки по результатам межевания были поставлены на кадастровый учет. Вид права в кадастровых паспортах на данные земельные участки указан - государственная собственность. По вопросу передачи ей в собственность этих земельных участков она обратилась с устным заявлением в земельный комитет администрации Собинского района, однако, в этом ей было отказано. Полагает, что в силу п. 9.1 ст. 3 Федерального Закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» она имеет право на бесплатное получение в собственность данных земельных участков. Просит суд признать за ней право собственности в порядке наследования на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером NN, расположенный по адресу: <...>, на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером NN, расположенный по адресу: <...> после смерти отца – В., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании А. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их, дала объяснения аналогичные содержанию искового заявления. Дополнительно пояснила, что спорные земельные участки предоставлены ее отцу в <данные изъяты> в постоянное бессрочное пользование на основании постановления NN администрации Фетининского сельского совета Собинского района Владимирской области. Ее мать А. умерла спустя год после смерти отца, наследственное дело после смерти родителей нотариусом не оформлялись и не заводились. Другого имущества, кроме указанных земельных участков, ее родители не имели. Она и ее родители на день смерти каждого из них проживали совместно в квартире NN двухквартирного <...>. Квартиры фактически представляют собой 2 части жилого дома. Собственнику квартиры NN принадлежит по праву собственности земельный участок при доме, на части которого расположена квартира NN, фактически являющаяся <данные изъяты> частью указанного дома. Принадлежащая ей по праву собственности на основании договора приватизации квартира NN, фактически являющаяся другой <данные изъяты> частью этого дома, расположена на части земельного участка с кадастровым номером NN. Спорные земельные участки расположены при принадлежащей ей квартире, фактически являющейся частью дома, находятся рядом, приходятся смежными друг другу, используются как единый и неделимый приусадебный участок, забор между ними отсутствует. Спорные земельные участки отгорожены от земельного участка собственника квартиры NN. Она, за счет собственных средств, провела межевание спорных земельных участков с целью определения их точной площади и границ на местности. Спор по границам земельных участков отсутствует, границы участков согласованы с собственниками смежных земельных участков. Указала, что возражений относительно оставления за ней расходов по госпошлине она не имеет.
Ответчик администрация Собинского района Владимирской области, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направила, представила заявление о рассмотрении дело в отсутствие ее представителя, разрешение спора оставляет на усмотрение суда (л.д.28).
Третье лицо Волков С.В. в судебном заседании относительно исковых требований не возражал, пояснил, что Волкова О.В. как при жизни родителей, так и после их смерти, пользовалась и пользуется указанными земельными участками, на их получение в собственность в порядке наследования он не претендует. Он и его сестра являются единственными наследниками после смерти отца В., их мать А. умерла, других детей, кроме них, наследодатель не имел.
Суд, огласив исковое заявление, заслушав истца, третье лицо, свидетеля, исследовав письменные доказательства, находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.
В. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о смерти NN (л.д. 9).
На основании постановления NN администрации Фетининского сельского совета Собинского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34) В. во временное пользование до окончания проживания в данной квартире (доме) в <данные изъяты> году были предоставлены земельные участки площадью <данные изъяты> кв.м. – под картофель возле дома и площадью <данные изъяты> кв. м – под огород. Согласно кадастровым паспортам этих земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ NN (л.д. 12) и NN (л.д. 13), выписок из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ NN (л.д. 19) и NN (л.д. 20) В. с <данные изъяты> года по праву постоянного бессрочного пользования принадлежали земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером NN и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером NN, расположенные по адресу: <...>. Судом установлено, что спорные земельные участки, являясь смежными, использовались и используются как единый земельный участок, граница между ними не выделялась.
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального Закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного, подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
Таким образом, В., владея до введения в действие Земельного кодекса РФ спорными земельными участками на праве постоянного бессрочного пользования, вправе был оформить бесплатно эти участки в собственность, но при жизни этого не сделал. После его смерти таким правом обладают его наследники.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено, что наследниками первой очереди по закону В. являются его дети: истец Волкова О.В. (л.д. 10) и третье лицо Волков С.В. А., приходящаяся наследодателю супругой, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22).
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
На основании ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство; признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
Согласно справке NN, выданной ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Собинского нотариального округа Е., наследственного дела к имуществу В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного на день смерти в <...> в ее производстве нет (л.д. 20).
Волкова О.В. фактически приняла наследство после своего отца В., совершив в течение 6 месяцев со дня его смерти следующие действия по управлению, распоряжению и пользованию имуществом, принадлежащим последнему при жизни. Обрабатывала спорные земельные участки. На день смерти наследодателя Волкова О.В. была зарегистрирована по месту жительства и проживала с ним по одному адресу: <...>, о чем представлены справки NN от ДД.ММ.ГГГГ, NN от ДД.ММ.ГГГГ, выданные администрацией МО Рождественское сельское поселение Собинского района Владимирской области (л.д. 11, 35). Согласно свидетельству о государственной регистрации права NN от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 36) Волкова О.В. является собственником квартиры NN дома NN по <...> на основании договора передачи недвижимого имущества в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, данное обстоятельство также отражено в техническом паспорте квартиры (л.д. 37-38).
Из материалов дела следует, что Волковой О.В. проведено межевание спорных земельных участков с целью уточнения их площади и границ. В результате межевания была уточнена площадь земельного участка с кадастровым номером NN, она составила <данные изъяты> кв.м. вместо <данные изъяты> кв.м., площадь земельного участка с кадастровым номером NN осталась прежней - <данные изъяты> кв.м. По результатам межевания земельные участки были поставлены на кадастровый учет, вид права указан - государственная собственность, что подтверждают кадастровые паспорта от ДД.ММ.ГГГГ NN (л.д. 14-16), от ДД.ММ.ГГГГ NN (л.д. 17-18). При проведении межевания границы спорных участков были согласованы с собственниками смежных земельных участков, о чем составлены и приобщены к межевому плану акты, из которых усматривается отсутствие споров по границам земельных участков (л.д. 41, 45).
Допрошенная судом в качестве свидетеля К. пояснила, что спорные земельные участки ранее принадлежали родителям истца, последняя пользовалась ими, как единым и неделимым участком при жизни родителей и после их смерти, участки огорожены одним забором, граница между ними не выделена.
На основании анализа комплекса правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, с учетом изложенных обстоятельств дела, суд находит необходимым исковые требования Волковой О.В. удовлетворить, оставив за ней расходы по госпошлине.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Волковой О.В. удовлетворить.
Признать за Волковой О.В., в порядке наследования, право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров, с кадастровым номером NN, и на земельный участок <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером NN, расположенные по адресу: <...>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: подпись (А.А. Ульянова)