РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Слюдянка
1 декабря 2014 года Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Жулидовой Н.Г., при секретаре Гвасалии М.Г.,
с участием истца Министерства труда и занятости Иркутской области в лице представителя по доверенности от 08.10.2014г. № 74-37-6351/14 Заикиной Д.М.,
ответчика Девяткиной Е.А.,
заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в Слюдянском районе Иркутской области Викуловой О.П., действующей на основании доверенности от 15.01.2014г. № ОГ-09/350,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1161/2014 по иску Министерства труда и занятости Иркутской области к Девяткиной Е. А. о взыскании денежных средств (незаконно полученной пенсии), прекращении выплаты пенсии,
установил:
13 марта 2013 г. в ОГКУ ЦЗН Слюдянского района обратилась Девяткина Е. А., "ДАТА" года рождения.
В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» гражданину была дана информация по Закону о занятости; Девяткину Е.А. поставили на учет как ищущую работу.
Согласно трудовой книжке последнее место работы ответчика - "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", причина увольнения - сокращение численности или штата работников; иных документов, подтверждающих ее трудоустройство, представлено не было.
22 марта 2014 г. Девяткина Е.А. была признана безработной с назначением пособия по безработице в течение 6 месяцев. В процессе работы с инспектором она письменно дала ОБЯЗАТЕЛЬСТВО перед Центром занятости о том, что с ее стороны представлены достоверные сведения, для регистрации в целях поиска подходящей работы, имеется её подпись в личном деле получателя государственных услуг. Она дала расписку в том, что предупреждена об Уголовной ответственности по ч. 1 ст. 159 УК РФ, с которой ознакомлена и согласна.
08 апреля 2013г. Девяткина Е.А. подала письменное заявление о направлении ее на досрочную пенсию, поскольку последняя запись в ее трудовой книжке - сокращение численности или штата работников организации. С 8 апреля 2013 года пенсионный фонд назначил ответчику пенсию. 23 апреля 2013 года Центр занятости прекратил выплату пособия по безработице, снял ее с учета в связи с назначением досрочной пенсии.
В ходе проведения плановой выездной проверки специалистами Роструда в сентябре 2014 года был выявлен факт рудовой деятельности ответчика на ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" по договору подряда № *** от 22 октября 2012 года. Тем самым Девяткина незаконно получила пенсию за период с 8 апреля 2013 года по 31 марта 2014 года. Размер досрочной пенсии составил 177529,44 рубля. На основании ст.32 п.4 закона «О занятости населения в РФ» расходы по назначению досрочной пенсии были возмещены федеральным бюджетом в УПФ РФ в Слюдянском районе.
На основании изложенного истец просил взыскать с Девяткиной Е.А. денежные средства в размере 177529,44 рубля; прекратить выплату досрочной пенсии.
В судебном заседании представитель истца Заикина Д.М. иск поддержала в полном объеме и указала, что в ходе проверки было выявлено, что после увольнения с "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" ответчик в течение 3 месяцев получала пособие от работодателя; от ЦЗН. получала выплаты с 13.02.2010г. по 16.06.2011г. В 2012 году она работала в ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ". Если бы ответчик при обращении в Центр занятости предоставила договор подряда, ей бы досрочная пенсия не была назначена. Однако сведений о работе ответчика в трудовой книжке не было.
Ответчик Девяткина Е.А. иск не признала и указала, что после обращения в Центр занятости она не нигде не работала, в том числе на ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ". До увольнения в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" работала сторожем; затем устроилась на работу на ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" уборщицей по договору подряда. С работодателем были не трудовые отношения, а гражданско-правовые, был заключен договор подряда. С 10 марта 2013 года перестала выполнять работу по договору подряда, в связи с чем полагала, что данный договор расторгнут в одностороннем порядке по инициативе ответчика. 13 марта 2013 года она встала на учет в ЦЗН, при этом не знала, что договор подряда нужно было расторгнуть на момент обращения в Центр занятости. Карточку персонального учета от 13 марта 2013 года она подписывала, но документ не читала, поскольку в Центре было много народа, она торопилась; расписалась там, где показал специалист.
Представитель УПФ РФ Иркутской области в Слюдянском районе Викулова О.П. иск просила удовлетворить и пояснила, что для прекращения выплаты пенсии Девяткиной Е.А. в соответствии с пунктом 3 статьи 32 закона «О занятости населения в РФ» может служить факт того, что при получении в Центре занятости населения Слюдянского района предложения о направлении безработного гражданина на пенсию по старости досрочно Девяткина Е.А. предоставила недостоверные сведения. Так, она указала, что после увольнения 12 ноября 2009 года с "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" по сокращению численности штата работников до даты выдачи предложения о направлении безработного гражданина на пенсию по старости досрочно она не работала, что не соответствовало действительности. Согласно Трудовой книжке последняя запись об увольнении от 12 ноября 2009 года; однако по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета Девяткина Е.А. имела трудовую деятельность с МБОУ СОШ № *** в 2010 году, в ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" в 2010, 2011, 2012 годах.
Заслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению частично на основании следующего.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, так и право на защиту от безработицы и право на социальное обеспечение (статья 34, часть 1; статья 37, части 1 и 3; статья 39, часть 1).
В силу указанных конституционных положений в их взаимосвязи с положениями статей 7 (часть 2), 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции РФ установление государственных гарантий социальной защиты от безработицы, включая правовые основания обеспечения такой защиты и механизм ее осуществления, круг лиц, на который она распространяется, условия и порядок предоставления, относится к компетенции законодателя.
В связи с чем законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия по регулированию данной сферы общественных отношений, определил в Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.
Судом установлено, что гражданка Девяткина Е. А., "ДАТА" года рождения, 13 марта 2013 года обратилась ОГКУ ЦЗН Слюдянского района с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы (л.д.9). Заявитель была поставлена на учет в ОГКУ ЦЗН Слюдянского района в качестве нуждающегося в государственной услуге содействия в поиске подходящей работы, вследствие чего 13 марта 2013 года заведено Личное дело № *** (л.д. 7).
Приказом № *** 13 от 22 марта 2013 года ОГКУ ЦЗН Слюдянского района Девяткина Е.А. признана безработной с 13 марта 2013 года (л.д.16).
Из Личного дела Девяткиной Е.А. видно, что до 08 апреля 2013 года данный гражданин трудоустроен не был (л.д.8 оборот).
В силу ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет; трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Из Пенсионного дела Девяткиной Е.А. видно, что на 8 апреля 2013 года ее страховой стаж составил 33 года 5 месяцев 15 дней (л.д.71).
Согласно статье 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" гражданам, не достигшим возраста 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 20 лет, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Согласно Карточке персонального учета гражданина, ищущего работу № 072004/1301, по данным Трудовой книжки серии АТ № *** Девяткина Е.А. имела последнее место работы - ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", уволена 12 ноября 2009 года по ст. 81 ч.2 Трудового кодекса РФ - сокращение численности или штата работников организации (л.д.12).
08 апреля 2013 гола Девяткиной Е.А. в Центр занятости подано Заявление о направлении на пенсию по старости (по возрасту), досрочно, в соответствии с п.2 ст. 32 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (л.д.18).
Согласно Уведомлению Управления пенсионного фонда РФ Иркутской области в Слюдянском районе от 17 апреля 2013 года Девяткиной Е.А. назначена пенсия по старости с 8 апреля 2013 года в размере 8949,06 рублей (л.д.19).
23 апреля 2013 года ОГКУ Центр занятости населения Слюдянского района издал приказ № ***, согласно которому Девяткиной Е.А. в соответствии с п.2 ст. 32 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» с 7 апреля 2013 года была прекращена выплата пособия по безработице (л.д.22). Приказом № *** 13 от этой же даты данное лицо снято с учета в качестве безработного (л.д.22).
Согласно ст. 32 ч.4 Закона ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» расходы, связанные с назначением пенсии, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением затрат из федерального бюджета.
В связи с чем 23 ноября 2009 года Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ГУ) и Службой занятости населения Иркутской области (службой) в лице своих руководителей, заключили Соглашение № ***. Соглашение принято в целях обеспечения прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Иркутской области, в установленном порядке признанных безработными, на выплату досрочно назначаемых трудовых пенсий по старости и пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти (п.1.1) Предметом Соглашения является взаимодействие сторон, связанное с возмещением затрат Отделения на выплату пенсий и пособий, указанных в п. 1.1 Соглашения. Действие Соглашения распространяется на неработающих пенсионеров, определенных в п. 1.1 Соглашения (п.1.3). Согласно п.2.1 соглашения Служба, осуществляя через ОГУ ЦЗН городов и районов Иркутской области выдачу предложений по направлению на досрочно назначаемую трудовую пенсию гражданам, признанным в установленном порядке безработными, производит ежемесячное возмещение кассовых расходов Отделения на выплаты пенсий и пособий Получателям, на основании счета, предъявленного Отделением, путем перечисления денежных средств в течение пяти банковских дней, на консолидированный счет Отделения, открытый в ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области. Срок действия Соглашения – на неопределенный срок (п.3.1).
15 апреля 2013 года УПФ РФ по Иркутской области и Министерство труда и занятости Иркутской области заключили Дополнительно соглашение № *** к Соглашению от 23 ноября 2009 года № *** в связи с переименованием Службы занятости населения Иркутской области в Министерство труда и занятости Иркутской области (л.д.34).
Согласно «Положению о Министерстве труда и занятости Иркутской области», утвержденного постановлением Правительства Иркутской области 3 декабря 2012 года № 688-пп, Министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим в соответствии с законодательством отдельные переданные полномочия РФ в сфере содействия занятости населения на территории Иркутской области (п.1). Министерство в соответствии с возложенными на нее задачами организует осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пенсии, в том числе досрочно назначенной по старости по предложению государственных учреждений (абз 6 п.43 ст.7).
Из «Списка получателей досрочных пенсий» (л.д.38-43) видно, что гражданка Девяткина Е.А. являлась получателем досрочной пенсии с 8 апреля 2013 года по 27 января 2015 года.
Согласно п.3 ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" при поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая предусмотрена статьей 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", выплата пенсии, установленной безработным гражданам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, прекращается в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 указанного Федерального закона. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 и пунктом 5 статьи 22 указанного Федерального закона.
В силу статьи 22 пункта 1 подпункта 3 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы.
При этом пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты (п.4 ст. 23 ФЗ №173).
Из представленных доказательств видно, что Девяткина Е.А. при обращении в Центр занятости как ищущая работу была уведомлена о необходимости сообщить о себе достоверные сведения, о наличии ответственности по ст. 159 ч.1 УК РФ за сокрытие сведений по предоставлению недостоверных (подложных) сведений и документов при регитсрации ее в качестве безработного в Центре занятости. Данный факт подтвержден ее подписью 13 марта 2013 года на Карточке персонального учета (л.д.12), Расписке от 22 марта 2013 года (л.д. 13).
Из Трудовой книжки ответчика (Карточка персонального учета на л.д.12), Справки о средней заработной плате для начисления пособия по безработице, предъявленных ответчиком 13 марта 2013 года в Центр занятости (л.д.12) следует, что последнее место работы Девяткиной Е.А. – ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"; увольнение имело место 12 ноября 2009 года.
Вместе с тем из Выписки из лицевого счета застрахованного лица Девяткиной Е.А. (л.д.23-32), предоставленной пенсионным фондом видно, что страхователем (работодателем) ОАО БЦБК производились отчисления страховых взносов за периоды с 25 августа 2010 года по 25 октября 2010 года; с 1 июля по 19 июля 2011 года, с 5 августа по 30 сентября 2011 года, с 1 октября по 4 ноября 2011 года, с 22 октября по 3ё декабря 2012 года; страхователем (работодателем) МБОУ СОШ № *** - за периоды с 1 июля по 31 июля 2010 года.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 указанного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Оценивая представленные доказательства суд находит, что Девяткина Е.А. совершила виновные действия, выразившиеся в предоставлении недостоверных сведений, непредставлении сведений о наличии обстоятельств, влекущих прекращение выплаты досрочной пенсии.
Справкой УПФ РФ в Слюдянском районе от 10 октября 2014 года подтвержден факт выплаты Девяткиной Е.А. пенсии по предложению ЦЗН Слюдянского района от 8 апреля 2014 года, за период с апреля 2013 года по октябрь 2014 года (включительно) в размере 177529,44 рубля (л.д.46).
Вместе с тем, требование истца о прекращении выплаты досрочной пенсии Девяткиной Е.А. удовлетворению не подлежат на основании следующего.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Статья 22 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает основания прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии.
Таким образом, требование о прекращении выплаты гражданину пенсии не может являться предметом судебного разбирательства, поскольку действующим пенсионным законодательством предусмотрен иной порядок решения данного вопроса.
В силу ст.103 ч.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при цене иска в 177529,44 рубля с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4750,59 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 177529,44 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4750,59 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: