Дело № 12-58/2021
№
РЕШЕНИЕ
23 июля 2021 года г. Ижевск
Судья Индустриального районного суда г.Ижевска УРКороткова Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
Представитель Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики ФИО1., действующая на основании доверенности, обратилась в суд с жалобой на постановление от -Дата-, вынесенное врионачальника отделения - старшим судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП России по УР ФИО2., о привлечении Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. Жалобу мотивировала тем, что решением Октябрьского районного суда г.Ижевска, вступившим в законную силу -Дата-, на Министерство образования и науки Удмуртской Республики возложена обязанность предоставить ФИО3 в пользование по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям населенного пункта в городе Сарапул УР жилое помещение, не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м.
-Дата- заместителем начальника отдела-заместителем старшего судебного пристава МРО по ОИП УФССП России по УР возбуждено исполнительное производство № в отношении Министерства образования и науки Удмуртской Республики в пользу ФИО3 о предоставлении в его пользование благоустроенного жилого помещения.
-Дата- судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по УР вынесено постановление о взыскании с Министерства исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
-Дата- произведена замена стороны в исполнительном производстве с Министерства образования и науки Удмуртской Республики на Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с ч.2 ст.2.1, ст.26.1 КоАП РФ наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования, необходимостью соблюдения административных процедур, связанных с исполнением бюджетов. Специализированный жилищный фонд формируется Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее - Минстрой) на основании проведения закупок для государственных нужд, осуществляемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 января 2018 года №3 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Удмуртской Республики» с соблюдением всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур. С учетом соблюдения всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот с момента начала процедуры до передачи жилых помещений в Министерство требуется 5 месяцев. Действия Министерства не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательств, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли Министерства, в действиях Министерства не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства, на сокрытие имущества и воспрепятствование действиям судебного пристава-исполнителя. Иными организационно-правовыми механизмами исполнения решения суда Министерство не располагает, поскольку реализует полномочия исключительно по включению и распределению жилых помещений, самостоятельно вне установленной законом процедуры не имеет возможности приобрести жилые помещения в целях исполнения судебных актов по независящим от него обстоятельствам.
По итогам 2020 года Минстроем УР приобретено 58 квартир в г.Сарапуле.
Принимая все возможные и необходимые меры к исполнению решения суда, Министерство лишено возможности его исполнения, поскольку не располагает жилыми помещениями в г.Сарапуле, принадлежащими Министерству на праве оперативного управления и включенными в состав специализированного жилищного фонда, в необходимом объеме
Просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание не явились представитель заявителя, должностное лицо, вынесшее постановление ФИО2., о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Представитель заявителя просила рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя.
В соответствие со ст.30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу – прекращению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации(ст. 113 Федерального закона от 2 октября 2007 N2 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч.1).
При рассмотрении жалобы установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
На исполнении у судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по УР ФИО4 находится исполнительное производство № от -Дата-, возбужденное на основании исполнительного листа № от -Дата-, выданного Октябрьским районным судом г.Ижевска УР. Предметом исполнения является возложение на Министерство социальной политики и труда УР обязанности предоставить в пользование ФИО3 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям г.Сарапула жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м., на территории г.Сарапула.
Постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено -Дата-, получено должником -Дата-. В п.2 указанного постановления в соответствии со ст. 30 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» должнику установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней.
Требования исполнительного документа должником в установленный для добровольного исполнения срок не были исполнены, в связи с чем, на основании ст. 112 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», -Дата- судебным приставом-исполнителем в отношении Министерства социальной политики и труда УР вынесено постановлении о взыскании с должника – Министерства социальной политики и труда УР исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
-Дата- судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по УР вынесено постановление о замене стороны исполнительного производства Министерства образования и науки УР ее правопреемником Министерством социальной политики и труда УР.
-Дата- должником получено требование от -Дата- об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок до -Дата-.
В ходе совершения исполнительных действий установлено, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником в установленный срок не исполнены.
11ноября 2020 года врионачальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по УР ФИО2 вынесено постановление, которым должник - Министерство социальной политики и труда УР признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, выразившееся в неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и подвергнуто административному штрафу в размере 30000 рублей в доход государства.
Согласно части 4 статьи 52 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
Таким образом, для правопреемника – Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики все действия, совершенные и до его вступления в производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны производства, которую правопреемник заменил (Министерство образования и науки Удмуртской Республики), в том числе и последствия за неисполнение обязанностей правопредшественником.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ФЗ № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилогопомещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилыхпомещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 14.03.2013 № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон УР № 8-РЗ) органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее – уполномоченный орган).
Статьей 6 Закона УР № 8-РЗ закреплен порядок формирования сводного республиканского списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республики
Органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот, является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее – Минстрой УР) (часть 1 статьи 1 Закона УР № 8-РЗ).
Аналогичная норма закреплена и в постановлении Правительства Удмуртской Республики от 04.06.2019 № 229 «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Порядок), в соответствии с которым финансирование расходов, связанных с формированием специализированного жилищного фонда, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству на указанные цели, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета в установленном порядке (пункт 2 Порядка).
В соответствии с пунктом 3 Порядка, Министерство ежегодно до 1 мая представляет в Минстрой УР информацию о количестве детей-сирот, включенных в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, с разбивкой по муниципальным образованиям, образованным в Удмуртской Республике.
Минстрой УР на основании информации Министерства представляет в Министерство финансов Удмуртской Республики заявку об объемах средств бюджета Удмуртской Республики, необходимых для формирования специализированного жилищного фонда на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с пунктом 6 Порядка Минстрой УР определяет способы формирования специализированного жилищного фонда на очередной финансовый год, осуществляет формирование специализированного жилищного фонда.
Проведение закупок для государственных нужд в целях формирования специализированного жилищного фонда осуществляется Минстроем УР в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17.01.2018 № 3 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Удмуртской Республики».
Министерством социальной политики и труда УР представлены приказы за период со -Дата- по -Дата- о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда УР для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на -Дата- ФИО3находится на 1044 месте в республиканском списке и на 41 месте по г. Сарапулу на основании данных выборки из республиканского списка по месту предоставления жилого помещения.
Частью 2 ст.7 Закона УР № 8-РЗ установлено, что решение о предоставлении жилого помещения принимает уполномоченный орган в хронологическом порядке включения в республиканский список.
-Дата- Министром социальной политики и труда УР в адрес Министра финансов УР было направлено письмо о возможности выделения дополнительных бюджетных средств на исполнение судебных актов
Письмом от -Дата- № Министерство направило запрос в Минстрой УР о размере выделенных на 2021 год денежных средств на формирование специализированного жилищного фонда и о планируемом к приобретению количестве жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
Письмом от -Дата- № Министерство было уведомлено, что дополнительных денежных средств не выделено.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1 и статьей 26.1 названного Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
В силу ч. 8 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Закон УР от 14.03.2013 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" наделяет органы местного самоуправления УР на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10,11Закона)
В силу ч. 1 ст. 14 вышеуказанного Закона финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется из бюджета Удмуртской Республики в виде субвенций (далее - субвенции) в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и на плановый период, на указанные цели.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Исходя из вышеприведенных законоположений, государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются органами местного самоуправления за счет выделенных на эти цели финансовых средств.
Из письма за подписью Министра финансов УР от -Дата- установлено, что законом УР «О бюджете УР на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годы» на предоставление жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2020 год предусмотрено 348732 руб., из них за счет средств бюджета УР всех обязательств, установленных Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету УР на предоставление жилых помещений детям-сиротам – 217019,20 руб. Кассовое исполнение по состоянию на -Дата- составляет 64057,1 тыс. руб. (18,4% от плановых назначений).
Таким образом, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей установлено, что в материалах дела имеются сведения, подтверждающие, что на момент возбуждения исполнительного производства, вынесенные ранее решения судов республики о выделении жилых помещений детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей Министерством исполняются, также неоднократно направлялись письма о нехватке денежных средств на приобретение квартир по решению судов, в адрес судебного пристава-исполнителя направлялись объяснения о причинах неисполнения решения суда по делу № о предоставлении жилого помещения и о принятых мерах, направленных на исполнение решения суда.
С учетом приведенных обстоятельств, судья приходит к выводу о том, что Министерством социальной политики и труда УР были предприняты все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, а также о наличии объективных препятствий в исполнении решения суда в отношении ФИО5 обусловленных недостаточным финансированием из бюджета УР, в связи с чем, приходит к выводу об отмене постановления о привлечении к административной ответственности и прекращению производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики на постановление по делу об административном правонарушении удовлетворить.
Отменить постановление № от -Дата-, вынесенноеврио начальника отделения-старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производствоУправления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике лейтенантом внутренней ФИО2., о привлечении Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания ввиде административного штрафа в размере 30000,00 рублей, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня получения решения через Индустриальный районный суд г. Ижевска УР.
Судья Т.Н. Короткова