РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2015 года судья Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области Орлова Т.А.,
с участием истца Ж.Е.А.,
при секретаре судебного заседания Шиловой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1881/2015 по иску Ж.Е.А. к Открытому акционерному обществу «Роскоммунэнерго» в лице Нижнетагильского филиала «Тагилэнергосбыт» о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ж.Е.А. обратилась в суд с иском Открытому акционерному обществу «Роскоммунэнерго» в лице Нижнетагильского филиала «Тагилэнергосбыт», в котором просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <...> рубля.
В судебном заседании истец поддержала заявленные исковые требования и в обоснование своей позиции пояснила, что ответчиком было подано исковое заявление о взыскании с нее задолженности по оплате услуг за электроэнергию в размере <...> рубля <...> копейки в квартире по адресу: <адрес> Изучив приложенные к исковому заявлению документы, она обнаружила, что они поддельные, т.к. она никогда не являлась владельцем лицевого счета и собственником квартиры. В течение <...> лет все платежные документы оформлялись на собственника квартиры – Ж.Т.В. Ни собственник квартиры, ни она не обращались к ответчику с заявлениями о смене владельца лицевого счета. Не смотря на это, начальник отдела по работе с агентскими договорами Г.И.А. переписала лицевой счет № с владельца квартиры на нее. В акте сверки между ответчиком и абонентом, анкетные данные абонента не указаны. Документы, представленные ответчиком поддельные. Указанные обстоятельства принесли ей многочисленные переживания. К ней незаконно предъявили иск, т.к. она не является ответчиком. Кроме этого она переживала за маму, т.к. ее фактически лишили собственности. Считает, что действиями ответчика ей был причинен моральный вред, поскольку без ее ведома она была вписана в платежные документы и вызвана в суд для взыскания задолженности. Она возмущена, что ее личные данные стали известны. Считает, что на нее распространяется закон о тайне личных данных, никто не вправе вмешиваться в ее жизнь. Считает, что ответчиком должна быть возмещена компенсация морального вреда в сумме <...> рубля.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела без своего участия.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 ГК РФ.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 Постановления от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия", при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств.
В статье 12 ГК РФ (абзац 10) в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривается возможность потерпевшей стороны требовать компенсации морального вреда.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина его причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
В ст. 1100 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований, когда компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда.
Для компенсации морального вреда, кроме вины причинителя вреда, необходимо доказать сам факт причинения морального вреда, а также наличие обстоятельств, обосновывающих размер требуемого к возмещению морального вреда, характер и объем причиненных физических и нравственных страданий.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, моральный вред подлежит возмещению в виде денежной компенсации при условии, что он явился результатом действий, нарушающих личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях предусмотренных законом.
В силу положений статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, к нематериальным благам гражданина относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Истец, Ж.Е.А. обратилась в суд с иском к ответчику ОАО «Роскоммунэнерго» о взыскании компенсации морального вреда, обосновывая свои требования тем, что никогда не являлась собственником жилого помещения <адрес>, не являлась собственником лицевого счета № Ответчик необоснованно предъявил к ней иск, предоставив поддельные документы. Она не разрешала ответчику пользоваться ее личными данными.
В обосновании исковых требований истцом представлены следующие доказательства:
квитанция за услуги электроснабжения за ДД.ММ.ГГГГ, в которой указан абонент – Ж.Т.В.; адрес – <адрес> количество проживающих-<...> к оплате (оплатить до ДД.ММ.ГГГГ) – <...> руб.;
исковое заявление ОАО «Роскоммунэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ., где ответчиком указана Ж.Е.А.;
акт сверки между Нижнетагильским филиалом ОАО «Роскоммунэнерго»-«Тагилэнергосбыт» и абонентом л.счета №
выписка с лицевого счета №, где указано: Ф.И.О.- Ж.Е.А.; адрес- ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая заявленные исковые требования, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Судом установлено, что истец Ж.Е.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. На данной площади также зарегистрирована и проживает Ж.Т.М., ДД.ММ.ГГГГ.р., которая является собственником вышеуказанного жилого помещения. Данные обстоятельства подтверждаются справкой МКУ «СПО» от ДД.ММ.ГГГГ. и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании также установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. ОАО «Роскоммунэнерго» в лице Нижнетагильского филиала «Тагилэнергосбыт» обратился в суд с иском к Ж.Е.А. о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <...>
Определением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района города Н.Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве соответчика привлечен собственник жилого помещения Ж.Т.В.
Решением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района города Н.Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ОАО «Роскоммунэнерго» в лице Нижнетагильского филиала «Тагилэнергосбыт», удовлетворены. С Ж.Е.А. и Ж.Т.В. взыскана в солидарном порядке задолженность в пользу ОАО «Роскоммунэнерго» в лице Нижнетагильского филиала «Тагилэнергосбыт» по оплате электрической энергии в размере ДД.ММ.ГГГГ
Апелляционным определением Ленинского районного суда г.Н.Тагил от ДД.ММ.ГГГГ решение мирового судьи судебного участка №5 Ленинского судебного района города Н.Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ж.Е.А. без удовлетворения.
В нарушение требований ст. 56 ГПК Российской Федерации истицей не представлено суду доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, в подтверждение того, что ответчиком нарушены ее личные неимущественные права, не доказано также, что предъявление иска ОАО «Роскоммунэнерго» в лице Нижнетагильского филиала «Тагилэнергосбыт» повлекло нарушение ее законных прав интересов.
Поскольку факт наличия задолженности по оплате услуг электроснабжения нашел свое подтверждение в судебном заседании, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании компенсации морального вреда.
В соответствии со статьями 153, 154, 155 ЖК Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление, и вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В силу статьи 544 ГК Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Доводы истца относительно незаконного использования ее персональных данных и вмешательства в личную жизнь, суд также считает несостоятельными по следующим причинам.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" целью данного Закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Гарантируемое ст. 23 Конституции РФ право на неприкосновенность частной жизни распространяется на ту сферу жизни, которая относится к отдельному лицу, касается только этого лица и охватывает охрану тайны всех тех сторон личной жизни лица, оглашение которых лицо по тем или иным причинам считает нежелательным.
Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных).
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
В силу ст. 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиком незаконно использовались персональные данные истца, истцом не представлено.
Вышеуказанные обстоятельства также не свидетельствуют о том, что ответчиком были представлены поддельные документы.
В данном случае, предъявление иска к должнику, не является вмешательством в личную жизнь, в связи с чем, требование истца о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению.
Поскольку истец не доказала, что в результате указанных действий ответчика ей были причинены нравственные страдания, ущемлены ее нематериальные права (блага), суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебное защите подлежит только нарушенное право, поскольку в судебном заседании не установлено нарушений прав истца, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст.12, 194-199, 209, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В исковых требованиях Ж.Е.А. к Открытому акционерному обществу «Роскоммунэнерго» в лице Нижнетагильского филиала «Тагилэнергосбыт» о взыскании компенсации морального вреда в размере <...> рубля, ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен судом 24 августа 2015 года.
Председательствующий – подпись.
Копия верна.
Председательствующий - Т.А.Орлова