Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате при помощи компьютера
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Касторенский районный суд <адрес>, в составе:
председательствующего судьи Вялых М.В.,
с участием прокурора <адрес> ФИО4,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельсовета <адрес> о признании бездействия администрации <адрес> сельсовета <адрес> незаконным,
у с т а н о в и л:
<адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Котовского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившимся в непринятии решения о подготовке генерального плана застройки поселения, указывая следующее.
<адрес> в соответствии с заданием прокуратуры <адрес> была проведена проверка исполнения земельного и градостроительного кодекса РФ при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, расположенными в местах перспективного развития территорий. В ходе проверки установлено, что органом местного самоуправления -администрацией <адрес> сельсовета <адрес> нарушаются требования действующего градостроительного законодательства. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Статьей 9 Градостроительного кодекса РФ определено назначение территориального планирования. В силу ст. 18 Кодекса документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе, генеральные планы поселений, утверждаемые представительным органом местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. Цели и задачи указанной Программы определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики, а также целями и задачами приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», поскольку Программа является основным инструментом его реализации. Общей целью национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.
Проверкой, проведенной прокуратурой <адрес>, установлено, что генеральный план МО «<адрес> сельсовет» в соответствии с требованиями градостроительного законодательства не разработан. Таким образом, результаты проверки свидетельствуют о бездействии администрации Котовского сельсовета в указанной сфере. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в адрес главы администрации Котовского сельсовета было вынесено представление об устранении нарушений градостроительного и земельного законодательства, в котором, помимо прочего, был поставлен вопрос о принятии мер к разработке и утверждению генерального плана поселения. Из представленного администрацией ответа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что местная администрация планирует принятие соответствующих нормативных правовых актов в сфере градостроительных правоотношений. Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ мер, направленных на исполнение полномочий, предусмотренных градостроительным законодательством в части подготовки проекта генерального плана поселения, главой администрации Котовского сельсовета не принято. Отсутствие указанного решения создает невозможным закрепление в расходной части бюджета МО расходов на разработку указанного документа территориального планирования. Несоблюдение органом местного самоуправления - администрацией <адрес> сельсовета требований действующего градостроительного законодательства ограничивает права жителей МО на выделение земельных участков, строительство объектов. Просят признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельсовета, выразившееся в непринятии решения о подготовке генерального плана поселения, и обязать администрацию принять решение о его подготовке.
В судебном заседании прокурор <адрес> ФИО4 заявленные требования полностью поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, и просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - администрации <адрес> сельсовета<адрес> - специалист 1 категории (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО3 в судебное заседание не явилась. О дне, месте и времени слушания дела своевременно извещена надлежащим образом судебной повесткой. Согласно представленному заявлению просила рассмотреть дело в ее отсутствие,требования прокурора <адрес> признала в полном объеме.
Выслушав прокурора <адрес> ФИО4, полагавшего удовлетворить полностью заявленные требования, суд считает, что требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.
В соответствии с ч. 1 ст. 9Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. При этом решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения.
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 3Устава МО «<адрес> сельсовет» к вопросам местного значения относятся, в том числе, и утверждение генеральных планов Семеновского сельсовета. Пункт 3 ч. 1 ст. 31 Устава предусматривает, что глава администрации как высшее должностное лицо Семеновского сельсовета при решении вопросов местного значения издает в пределах своих полномочий правовые акты.
В целях комплексного решения проблем перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. Согласно программе для стимулирования развития жилищного строительства в приоритетном порядке необходимо решение ряда задач, в том числе, разработка нормативной правовой базы.
В силу ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При этом, как следует из ч. 5 ст. 45 Кодекса органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа.
Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных норм администрацией <адрес> не приняты меры по подготовке генерального плана поселения. Указанные обстоятельства никем из лиц, участвующих по делу, не оспаривались.
Так, как усматривается из представленных прокуратурой <адрес> доказательств, в 2010 году прокуратурой проводилась проверка выполнения администрацией Котовского сельсовета градостроительного законодательства, по итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес администрации было внесено представление, в котором помимо всего прочего, был поставлен вопрос о принятии мер к разработке и утверждению генерального плана поселения. Как следует из представленного администрацией ответа о результатах рассмотрения данного представления, местная администрация планировала принятие нормативных правовых актов в сфере градостроительных правоотношений. Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ мер, направленных на исполнение полномочий, предусмотренных градостроительным законодательством и Уставом в части подготовки генерального плана поселения администрацией и её главой принято не было, о чем прямо свидетельствует письмо администрации в адрес прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ. В этом же письме указано, что денежных средств на цели подготовки генерального плана в бюджет Котовского сельсовета на 2012 год не заложено.
Таким образом, главой администрацией муниципального образования «<адрес> сельсовет» <адрес> было допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения о подготовке генерального плана поселения.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно части четвертой статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Суд полагает, что заявление прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, не выходит за рамки предоставленных ему законом полномочий.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить для исполнения решения суда срок до ДД.ММ.ГГГГ, и считает указанный срок с учетом того, что при вынесении решения о подготовке генерального плана поселения необходимо предусмотреть в расходной части бюджета <адрес> сельсовета финансирование на проведение указанных мероприятий, разумным и достаточным.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <адрес> сельсовета <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии решения о подготовке генерального плана поселения.
Обязать главу администрации Котовского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять решение о подготовке генерального плана поселения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Касторенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья подпись М.В. Вялых