Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-59/2019 ~ М-26/2019 от 10.01.2019

№ 2-59/2019

64RS0035-01-2019-000028-03

Решение

именем Российской Федерации

25 февраля 2019 года                                 р.п. Степное

Советский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Музаевой О.Ю.,

при секретаре Максимовой А.И.,

с участием помощника прокурора Советского района Саратовской области Рябихина М.О.,

представителя администрации Советского МР Саратовской области Красновой С.В., действующей по доверенности -м от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Управления образования администрации Советского МР Саратовской области Кургановой М.В., действующей по доверенности р от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и. о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ р.<адрес>, третьи лица – управления образования администрации Советского муниципального района <адрес>, администрация Советского муниципального района <адрес> о возложении обязанности,

установил:

и. о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Советский районный суд <адрес> с иском о возложении на МБОУ СОШ р.<адрес> обязанности устранить нарушения. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, в деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Советского муниципального района и установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ и «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакции СНиП 35-01-2001», утвержденные приказом Минрегиона Российской Федерации, от ДД.ММ.ГГГГ , при входе в МБОУ СОШ р.<адрес> для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании.

Согласно Устава МБОУ СОШ р.<адрес>, данное образовательное учреждение является юридическим лицом, от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность,    самостоятельно распоряжается находящимся на праве оперативного управления имуществом, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества.

Невыполнение ответчиком требований закона в отношении своего имущества, нарушает права лиц с ограниченными возможностями, при этом, на территории Советского муниципального района проживает <данные изъяты> инвалид по слуху, в том числе, <данные изъяты> из них проживают на территории р.<адрес>, и <данные изъяты> инвалидов по зрению, из которых, на территории р.<адрес> проживает <данные изъяты> человек.

    Однако отсутствие мнемосхемы движения и индукционных индукторов в здании образовательного учреждения делает его недоступным для лиц с ограниченными возможностями.

    При этом аналогичные нарушения прокуратурой района в деятельности МБОУ СОШ р.<адрес>, выявлялись ранее, о чем указывалось в представлении, вынесенном прокуратурой района в январе 2018 года на имя директора МБОУ СОШ р.<адрес> представление прокуратуры района рассмотрено в установленный законом срок, удовлетворено, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

    Однако, как показала проведенная настоящая проверка, вынесенное представление прокуратуры района рассмотрено формально, выявленные нарушения до настоящего времени МБОУ СОШ р.<адрес>, не устранены.

    Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения и.о. прокурора в суд с указанными требованиями.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района Рябихин М.О., уточнил заявленные исковые требования и просил обязать ответчика провести обследование, по результатам которого составить паспорт доступности для инвалидов объекта - образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, и предоставляемых услуг в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица – управления образования администрации Советского МР Курганова М.В., администрации Советского муниципального района Саратовской области, Краснова С.В., в решении данного вопроса полагались на усмотрение суда.

Ответчик – представитель МБОУ СОШ р.<адрес> в судебное заседание не явился, о времени, дате судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, просит о рассмотрении дела в его отсутствие представителя МБОУ СОШ р.<адрес>, об отложении судебного заседания не просил.

Суд, основываясь на положениях ст. 167 ГПК РФ, и с согласия сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Определение занесено в протокол судебного заседания.

Изучив представленное исковое заявление, заслушав пояснения участников процесса, исследовав доказательства, представленные сторонами в обоснование заявленных требований, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья в деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Советского муниципального района, по результатам которой в деятельности МБОУ СОШ р.<адрес> выявлены нарушения.

    В силу положений статей 17, 27 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.

В силу статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

    В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия     для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

В силу статьи 9 Конвекции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.    Согласно пункта 7 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 15 Закона № 181-ФЗ установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строения и сооружениям включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местах отдыха и к предоставляемым в них услугам, надлежащее размещение оборудования и носителей информации необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.

Исходя из вышеизложенного, положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденные приказом Минрегиона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Свод правил). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.

Проведенной прокуратурой <адрес> проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ и «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакции СНиП 35-01- 2001», утвержденные приказом Минрегиона Российской Федерации, от ДД.ММ.ГГГГ , при входе в МБОУ СОШ р.<адрес> для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании.

При этом на территории Советского муниципального района <адрес> проживает <данные изъяты> инвалид по слуху, в том числе <данные изъяты> из них проживают на территории р.<адрес>, и <данные изъяты> инвалидов по зрению, из которых на территории т р.<адрес> проживает <данные изъяты> человек.

Установлено, что аналогичные нарушения прокуратурой района в деятельности МБОУ СОШ р.<адрес> выявлялись ранее, на данный факт указывалось в представлении, вынесенном прокуратурой района в январе 2018 года на имя директора МБОУ СОШ р.<адрес> (л.д. 7-9).

Представление прокурора района рассмотрено в установленный законом срок, удовлетворено, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, то есть, ответчиком не опровергнуто указанное обстоятельство, признан факт нарушения, о чем сообщено в ответе на представление (л.д. 10, 11).

Однако, как показала проведенная прокурором проверка, ранее вынесенное представление прокуратура района рассмотрено формально, выявленные нарушения до настоящего времени МБОУ СОШ р.<адрес>, не устранены (л.д. 12).

Согласно Устава, МБОУ СОШ р.<адрес> является юридическим лицом, от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Место нахождения Учреждения (юридический и фактический адрес): <адрес>, р.<адрес> (л.д. 13-18).

Одной из основных задач деятельности МБОУ СОШ р.<адрес> является охрана жизни и укрепление физического психического здоровья детей.

В соответствии с Уставом МБОУ СОШ р.<адрес> самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, самостоятельно распоряжается находящимся на праве оперативного управления, имуществом, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества Собственник имущества Учреждения не несет ответственности по обязательствам Учреждения.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.

В силу пункта 5 Порядка собственники объектов, где инвалидам предоставляются услуги, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов, принимают (до их реконструкции или капитального ремонта) согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг либо, когда это возможно обеспечить, для предоставления необходимых услуг по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме. В целях определения мер по поэтапному повышению уровня условий доступности для инвалидов объектов и услуг проводится обследование, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг.

В судебном заседании установлено, что ответчиком указанные нормы закона не выполняются, суд приходит к выводу о том, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Одновременно, в силу статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая изложенное, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, изложенное подтверждается материалами дела.

Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Обязать МБОУ СОШ р.<адрес>, провести обследование, по результатам которого, составить паспорт доступности для инвалидов объекта - образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, и предоставляемых услуг в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи жалобы через Советский районный суд <адрес>.

    Судья                      О.Ю. Музаева

2-59/2019 ~ М-26/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. прокурора Советского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ СОШ п. Советское
Другие
Управление образования Советского МР Саратовской области
Администрация Советского МР Саратовской области
Суд
Советский районный суд Саратовской области
Судья
Музаева Ольга Юрьевна
Дело на сайте суда
sovetsky--sar.sudrf.ru
10.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2019Передача материалов судье
14.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2019Подготовка дела (собеседование)
25.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2019Судебное заседание
25.02.2019Судебное заседание
01.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2019Дело оформлено
12.04.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее