№ 2-59/2019
64RS0035-01-2019-000028-03
Решение
именем Российской Федерации
25 февраля 2019 года р.п. Степное
Советский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Музаевой О.Ю.,
при секретаре Максимовой А.И.,
с участием помощника прокурора Советского района Саратовской области Рябихина М.О.,
представителя администрации Советского МР Саратовской области Красновой С.В., действующей по доверенности №-м от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Управления образования администрации Советского МР Саратовской области Кургановой М.В., действующей по доверенности №р от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и. о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ р.<адрес>, третьи лица – управления образования администрации Советского муниципального района <адрес>, администрация Советского муниципального района <адрес> о возложении обязанности,
установил:
и. о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Советский районный суд <адрес> с иском о возложении на МБОУ СОШ р.<адрес> обязанности устранить нарушения. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, в деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Советского муниципального района и установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ и «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакции СНиП 35-01-2001», утвержденные приказом Минрегиона Российской Федерации, от ДД.ММ.ГГГГ №, при входе в МБОУ СОШ р.<адрес> для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании.
Согласно Устава МБОУ СОШ р.<адрес>, данное образовательное учреждение является юридическим лицом, от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, самостоятельно распоряжается находящимся на праве оперативного управления имуществом, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества.
Невыполнение ответчиком требований закона в отношении своего имущества, нарушает права лиц с ограниченными возможностями, при этом, на территории Советского муниципального района проживает <данные изъяты> инвалид по слуху, в том числе, <данные изъяты> из них проживают на территории р.<адрес>, и <данные изъяты> инвалидов по зрению, из которых, на территории р.<адрес> проживает <данные изъяты> человек.
Однако отсутствие мнемосхемы движения и индукционных индукторов в здании образовательного учреждения делает его недоступным для лиц с ограниченными возможностями.
При этом аналогичные нарушения прокуратурой района в деятельности МБОУ СОШ р.<адрес>, выявлялись ранее, о чем указывалось в представлении, вынесенном прокуратурой района в январе 2018 года на имя директора МБОУ СОШ р.<адрес> представление прокуратуры района рассмотрено в установленный законом срок, удовлетворено, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Однако, как показала проведенная настоящая проверка, вынесенное представление прокуратуры района рассмотрено формально, выявленные нарушения до настоящего времени МБОУ СОШ р.<адрес>, не устранены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения и.о. прокурора в суд с указанными требованиями.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района Рябихин М.О., уточнил заявленные исковые требования и просил обязать ответчика провести обследование, по результатам которого составить паспорт доступности для инвалидов объекта - образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, и предоставляемых услуг в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица – управления образования администрации Советского МР Курганова М.В., администрации Советского муниципального района Саратовской области, Краснова С.В., в решении данного вопроса полагались на усмотрение суда.
Ответчик – представитель МБОУ СОШ р.<адрес> в судебное заседание не явился, о времени, дате судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, просит о рассмотрении дела в его отсутствие представителя МБОУ СОШ р.<адрес>, об отложении судебного заседания не просил.
Суд, основываясь на положениях ст. 167 ГПК РФ, и с согласия сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Определение занесено в протокол судебного заседания.
Изучив представленное исковое заявление, заслушав пояснения участников процесса, исследовав доказательства, представленные сторонами в обоснование заявленных требований, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья в деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Советского муниципального района, по результатам которой в деятельности МБОУ СОШ р.<адрес> выявлены нарушения.
В силу положений статей 17, 27 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.
В силу статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
В силу статьи 9 Конвекции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. Согласно пункта 7 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 Закона № 181-ФЗ установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строения и сооружениям включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местах отдыха и к предоставляемым в них услугам, надлежащее размещение оборудования и носителей информации необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Исходя из вышеизложенного, положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденные приказом Минрегиона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Свод правил). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Проведенной прокуратурой <адрес> проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ и «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакции СНиП 35-01- 2001», утвержденные приказом Минрегиона Российской Федерации, от ДД.ММ.ГГГГ №, при входе в МБОУ СОШ р.<адрес> для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании.
При этом на территории Советского муниципального района <адрес> проживает <данные изъяты> инвалид по слуху, в том числе <данные изъяты> из них проживают на территории р.<адрес>, и <данные изъяты> инвалидов по зрению, из которых на территории т р.<адрес> проживает <данные изъяты> человек.
Установлено, что аналогичные нарушения прокуратурой района в деятельности МБОУ СОШ р.<адрес> выявлялись ранее, на данный факт указывалось в представлении, вынесенном прокуратурой района в январе 2018 года на имя директора МБОУ СОШ р.<адрес> (л.д. 7-9).
Представление прокурора района рассмотрено в установленный законом срок, удовлетворено, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, то есть, ответчиком не опровергнуто указанное обстоятельство, признан факт нарушения, о чем сообщено в ответе на представление (л.д. 10, 11).
Однако, как показала проведенная прокурором проверка, ранее вынесенное представление прокуратура района рассмотрено формально, выявленные нарушения до настоящего времени МБОУ СОШ р.<адрес>, не устранены (л.д. 12).
Согласно Устава, МБОУ СОШ р.<адрес> является юридическим лицом, от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Место нахождения Учреждения (юридический и фактический адрес): <адрес>, р.<адрес> (л.д. 13-18).
Одной из основных задач деятельности МБОУ СОШ р.<адрес> является охрана жизни и укрепление физического психического здоровья детей.
В соответствии с Уставом МБОУ СОШ р.<адрес> самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, самостоятельно распоряжается находящимся на праве оперативного управления, имуществом, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества Собственник имущества Учреждения не несет ответственности по обязательствам Учреждения.
В соответствии с Приказом Минобрнауки России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.
В силу пункта 5 Порядка собственники объектов, где инвалидам предоставляются услуги, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов, принимают (до их реконструкции или капитального ремонта) согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг либо, когда это возможно обеспечить, для предоставления необходимых услуг по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме. В целях определения мер по поэтапному повышению уровня условий доступности для инвалидов объектов и услуг проводится обследование, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг.
В судебном заседании установлено, что ответчиком указанные нормы закона не выполняются, суд приходит к выводу о том, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Одновременно, в силу статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая изложенное, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, изложенное подтверждается материалами дела.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать МБОУ СОШ р.<адрес>, провести обследование, по результатам которого, составить паспорт доступности для инвалидов объекта - образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, и предоставляемых услуг в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи жалобы через Советский районный суд <адрес>.
Судья О.Ю. Музаева