Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-257/2017 ~ М-119/2017 от 16.02.2017

Дело № 2- 257/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 мая 2016 года                         пос. Игра Удмуртская Республика

Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Емельяновой С.Н.

При секретаре Плотниковой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску РАА к Администрации муниципального образования «<адрес>» об обязании произвести расчет и взыскании единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

РАА обратился в суд с иском к Администрации МО «<адрес>» об обязаниипроизвести расчет единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и взыскании указанной выплаты.

Исковые требования мотивированы тем, что истец с 2002 года состоит на учете в Администрации МО «<адрес>» в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании ст. 16 ФЗ «О ветеранах», в связи с тем, что является ветераном боевых действий в Республиках Дагестан и Чечня в 1999- 2000 годах. При постановке его на учет им представлены все подтверждающие документы. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию МО «<адрес>» с письменным заявлением о выплате денежных средств в рамках оказания мер социальной поддержки. Из письменного ответа Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обеспечение жильем участника боевых действий осуществляется за счет средств федерального бюджет. То есть, по мнению истца, ему было отказано в выплате денежных средств. При этом, Администрацией МО «<адрес>» не принято мер в установленном порядке по направлению соответствующих документов в вышестоящие органы для выделения ему указанной субсидии.

Правовыми основаниями своих требований истец указывает Федеральный закон № 5-Ф от 12.01.1995 года «О ветеранах», Закон УР от 24.06.2010 года № 29-РЗ « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

В судебном заседании истец РАА исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что поводом для обращения в суд с настоящим иском послужило в том числе его недовольство тем, что очередь ветеранов боевых действий, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, не продвигается годами.

Представитель Администрации МО «<адрес>» ШКА, действующий на основании доверенности, исковые требования в судебном заседании не признал, пояснив в судебном заседании, что действительно РАА, как ветеран боевых действий стоит на учете в качестве нуждающегося в жилым помещении. Администрация лишь подает списки нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ветеранов боевых действий, к которым относится истец. Сводный список по Удмуртской Республике формирует Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, которое в свою очередь получает на эти цели средства из федерального бюджета.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика привлечено Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (далее Минстрой УР), которое будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица на стороне ответчика.

В письменном отзыве на исковое заявление Минстрой УР указал, что на основании информации, поступающей от органов местного самоуправления, Минстроем УР формируется сводный список ветеранов боевых действий, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальных образованиях Удмуртской Республики вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Сводный список формируется в той же хронологической последовательности, в какой ветераны были приняты на учет органами местного самоуправления. С учетом объема субвенций, предоставляемых бюджету Удмуртской Республики из федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов боевых действий, Минстроем УР на основании сводного списка формируется список ветеранов боевых действий – получателей единовременной денежной выплаты. Минстрой УР полагает, что требования РАА не подлежат удовлетворению, поскольку в случае удовлетворения требований будут нарушены нормы действующего законодательства, нарушена процедура формирования сводного списка и распределения средств между муниципальными образованиями Удмуртской Республики.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав и проанализировав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

В судебном заседании установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

Согласно удостоверения серии РАА является ветераном боевых действий.

Как видно из копии приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, рядовой РАА принимал участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо- Кавказского региона Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Паспортными данными истца, выпиской из домой книги установлено, что РАА зарегистрирован и проживает по адресу : УР, <адрес>.

В списке ветеранов боевых действий, инвалидов по общему заболеванию и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, истец РАА стоит под номером 30 ( дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ).

В аналогичном списке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ РАА стоял под номером 31.

Согласно ответа на судебный запрос, Минстрой УР представил информацию о том, что Минстроем УР сформирован сводный список ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальных образованиях Удмуртской Республики. Всего в Сводном списке граждан указанной категории по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ( на день подачи информации для суда) значатся 913 человек. Порядковый номер РАА в указанном сводном списке – 519. Обеспечение жильем граждан указанной категории осуществляется ежегодно в соответствии с очередностью в сводном списке. В 2016 году Удмуртской Республике на обеспечение жильем граждан указанной категории выделены средства в объеме 31864,1 тыс. руб. на обеспечение жильем 52 граждан из числа ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ. Остальные граждане, в числе которых находится РАА продолжают оставаться в списке и ожидать своей очередности. Срок обеспечения жильем РАА зависит от объема средств федерального бюджета, которые будут предоставляться Удмуртской Республике в последующие годы.

Согласно под.3. п.1 ст. 16Федерального закона № 5-Ф от 12.01.1995 года "О ветеранах" ( далее ФЗ «О ветеранах»), ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и встали на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В части 1 статьи 23.2 вышеназванного Федерального закона закреплено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем, категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (ч.2 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах»).

Постановлением Правительства РФ № 614 от 15.10.2005 года утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей –инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в российской Федерации», граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших до 1 января 2005 года.

Согласно пп. 3.2 ст. 23.2 ФЗ « О ветеранах» обеспечение жильем осуществляется по письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года путем предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Ч. 11.1 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения указанным лицам, вставшим на учет до 01 января 2005 года устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом УР № 29-РЗ от 24.06.2010 года « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», органам местного самоуправления переданы государственные полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в том числе ветеранов боевых действий ( под. б п.1 ст. 1 Закона).

Органам местного самоуправления передаются следующие отдельные государственные полномочия:

1) прием заявлений с приложением комплекта документов от граждан для включения их в список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем на текущий год;

2) проверка полноты предоставляемых гражданами документов, а также проверка правомерности постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в том числе наличия оснований для постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обоснованности отнесения гражданина к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, наличия у гражданина оснований, дающих ему право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем;

3) формирование списка получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем на текущий год;

4) выдача свидетельств гражданам - получателям меры социальной поддержки по обеспечению жильем на текущий год по форме, установленной Правительством Удмуртской Республики;

5) прием и проверка документов от граждан - получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем на текущий год для перечисления средств меры социальной поддержки по обеспечению жильем;

6) принятие решения о перечислении средств меры социальной поддержки по обеспечению жильем;

7) подготовка платежных документов и направление их с приложением документов граждан в орган, уполномоченный в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на перечисление средств федерального бюджета, для перечисления средств меры социальной поддержки по обеспечению жильем. ( п. 2 ст.1 Закона УР № 29-РЗ).

Органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия за счет средств, поступающих в бюджет муниципального образования из бюджета Удмуртской Республики, источником финансового обеспечения которых являются в том числе субвенции, предоставленные из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на реализацию полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (статьи 5, 6).

Постановлением Правительства УР от 25.10.2010 года № 320 утверждено Положение о порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ( далее – Положение).

      Согласно Положению, на основании информации, поступающей от органов местного самоуправления Минстроем УР формируется сводный список ветеранов боевых действий, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальных образованиях Удмуртской Республики, вставших на учет до 1 января 2005 года. (п.2.1 положения).

       Таким образом, в судебном заседании бесспорно установлено, что истец РАА является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные ст. 16 ФЗ «О ветеранах», в том числе льготы на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

          РАА с 29.08. 2002 года стоит на учете в списке ветеранов боевых действий, инвалидов по общему заболеванию и семей, имеющих детей –инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем как в Администрации МО «<адрес>», так и в сводном списке, сформированном в Минстрое УР.

          Будучи недовольным, что очередь на получение мер социальной поддержки движется медленно, истец РАА обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в котором просит суд обязать Администрацию МО « <адрес>» произвести расчет единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение ему жилого помещения и выплатить ему указанную денежную выплату.

Фактически, РАА просит предоставить ему льготу, предусмотренную ФЗ «О ветеранах», в первоочередном порядке.

Однако, ни Федеральный закон "О ветеранах", ни закон Удмуртской Республики, ни указанное выше Положение, не содержат указаний о внеочередном порядке предоставления жилого помещения или субсидии для его приобретения категории граждан, к которой относится истец.

Согласно статье 10ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19, 21 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В дополнение к этим мерам субъекты РФ могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Такие дополнительные меры социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Аналогичное правовое регулирование в указанной сфере в отношении инвалидов установлено статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями).

В соответствии со статьей 23.2 ФЗ "О ветеранах" и статьей 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 15 октября 2005 года N 614, которым утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Таким образом, субъектам Российской Федерации не предоставлено полномочий по разработке условий реализации вышеуказанными категориями граждан прав и льгот, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.

        Суд полагает, что реализация истцом права на получение жилья как лица, имеющего статус ветерана боевых действий, и состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из положений действующего законодательства, невозможно путем выплаты единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в первоочередном порядке органом местного самоуправления - администрацией МО «<адрес>».

Данное право в настоящее время реализуется путем получения единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета, но не путем возложения соответствующей обязанности на орган местного самоуправления.

Вместе с тем как установлено судом, с учетом общей очередности у истца не наступило право на предоставление жилья.

Возложение обязанности на ответчика предоставить истцу во внеочередном порядке субсидию на приобретение жилья, приведет к нарушению прав граждан, так же как и РАА имеющих право на меры социальной поддержки и стоящих в сводном списке получателей субсидий на приобретение жилья перед ним.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требованийРАА к Администрации муниципального образования «<адрес>» об обязании произвести расчет и взыскании единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд УР.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-257/2017 ~ М-119/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Русских Алексей Алекандрович
Ответчики
Администраиця МО "Игринский район"
Другие
Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики
Суд
Игринский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Емельянова Светлана Николаевна
Дело на странице суда
igrinskiy--udm.sudrf.ru
16.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.02.2017Передача материалов судье
21.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2017Подготовка дела (собеседование)
13.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2017Судебное заседание
02.05.2017Судебное заседание
10.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2017Дело оформлено
05.10.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее