26 мая 2016 года
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Фоминой Е.А.,
при секретаре Сендажи А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова С.П. к ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ об оспаривании решения и признании права на предоставление жилого помещения по линии Министерства обороны РФ, принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Волков С.П. обратился в суд с иском к ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ об оспаривании решения и признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В обосновании заявленных исковых требований указал, что уволен с военной службы в 1999 году в связи с организационно-штатными мероприятиями, приказом войсковой части 59123 исключен из списков личного состава части. На момент увольнения в базе автоматизированного учета военнослужащих, признанных нуждающимися в жилье не значился.
Решением Североморского гарнизонного военного суда от 24 декабря 2002 года установлено, что командованием части при увольнении Волкова С.П. с военной службы без предоставления жилья были нарушены его права, которые должны быть восстановлены. Решением суда действия командира войсковой части 59123 были признаны незаконными. Суд обязал включить Волкова С.П. и членов его семьи в список кандидатов на участие в президентской программе «Государственные жилищные сертификаты», подготовить и направить по команде соответствующие документы для получения истцом сертификата по избранному постоянному месту жительства. Указанное решение вступило в законную силу.
На основании указного решения, его право на обеспечение его жилым помещением при увольнении с военной службы восстановлено, и на командира части были возложены обязанности по направлению его документов для получения ГЖС по избранному месту жительства.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 59123 № 2 от 07.02.2003 года, он признан нуждающимся в получении государственного жилищного сертификата в г.Мурманске и включен в списки кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов войсковой части 59123.
При этом полагает, что поскольку он уволен по организационно- штатным мероприятиям и его выслуга лет составляет 16 лет 09 месяцев, он имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по действующему законодательству.
Ответчик, принимая решение № 08-14/208 от 10.12.2015 года об отказе в обеспечении жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства в г. Санкт- Петербурге, полагает, что Волковым С.П. может быть решен жилищный вопрос только как гражданином, подлежащим переселению из закрытого военного городка, в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, посредством получения ГЖС. Полагает, что оспариваемое решение ответчика является незаконным.
Вместе с тем, в предусмотренном законом порядке до 01.01.2005 года он встал на учет в органах местного самоуправления в администрации г. Оленегорска. 24.02.2005 года был сформирован и утвержден список кандидатов на получение ГЖС по войсковой части 59123, в который он был включен с составом семьи три человека.
До рассмотрения дела по существу, истец представил суду заявление об изменении предмета иска, воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 39 ГПК РФ. Просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением по линии МО РФ, обязать ответчика принять на учет нуждающихся в получении жилым помещением.
Представитель истца Михельсон-Рудова В.Ю. в судебном заседании поддержала представленное истцом заявление об изменении предмета иска. Пояснила, что фактически стороной ответчика оспаривается признанное Североморским военным гарнизонным судом Мурманской области решение от 24.12.2002 года о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением. Просит признать ее доверителя нуждающимся в обеспечении жилым помещением по линии Министерства обороны РФ без указания формы обеспечения, а также обязать ответчика принять на учет нуждающихся в обеспечении жилых помещений.
Представитель ответчика ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дорошенко Л.В. в судебном заседании указал, что имеется вступившее в законную силу решение Североморского военного гарнизонного суда Мурманской области, которым признано право Волкова С.П. на обеспечение жилым помещением путем ГЖС. Полагает, что принятое ответчиком решение № 08-14/208 от 10.12.2015 года законно, поскольку Министерство обороны РФ осуществляет обеспечение жилым помещением военнослужащих- граждан, подлежащих увольнению и уволенных с военной службы после 1 января 2005 года. При проверке представленных Волковым С.П. документов усматривается, что он военнослужащим не является, уволен в 1999 году. На момент увольнения нуждающимся не признан, в базе автоматизированного учета военнослужащих, признанных нуждающимся в жилье не значился. Оснований для признания его нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма в г. Санкт- Петербург или жилищной субсидией не имеется.
Третье лицо Волкова Е.И. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования Волкова С.П. с учетом представленных изменений.
Третье лицо Волкова А.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обозрев материалы гражданских дел №№2-289/2014, 2-845/2015, материалы учетного дела, пенсионного дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Волкова С.В. по следующим основаниям.
Вступившим в законную силу решением Североморского гарнизонного военного суда от 24.12.2002 года по гражданскому делу № Д2-1191/02 установлено, что Волков С.П. проходил военную службу. В соответствии с выпиской из приказа Командующего СФ № 045 ПМ от 05.07.1999 года, уволен с военной службы в запас по п. «а» ч.2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». С 09.08.1999 года исключен из списков личного состава войсковой части 59123, снят со всех видов обеспечения, направлен на воинский учет в Оленегорский ГВК Мурманской области до получения жилья по избранному месту жительства, его календарная выслуга составила 16 лет 09 месяцев 29 дней. Согласно справке военного комиссариата Мурманской области № МД-37280 от 04.03.2002 года в личном деле Волкова С.П. отсутствует лист беседы и рапорт на увольнение с военной службы. Справкой администрации города Оленегорска Мурманской области № 01-1266 от 14.11.2002 года подтверждено, что Волков С.П. состоит в льготных списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, как уволенный в запас за № 11, согласно поданному заявлению от 28.04.2000 года.
Решением Североморского гарнизонного военного суда от 24.12.2002 года восстановлены нарушенные жилищные права Волкова С.П. путем выдачи ему Министерством обороны РФ государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства. Решением суда командир войсковой части 59123 обязан включить Волкова С.П. и членов его семьи в список кандидатов на участие в президентской программе «Государственные жилищные сертификаты», подготовить и направить по команде соответствующие документы для получения сертификата по избранному месту жительства.
В силу статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Поскольку вторжение в сферу действия принципа стабильности судебного решения, вступившего в законную силу, может повлечь существенное изменение правового положения сторон, уже определенного таким решением, в том числе в сторону его ухудшения, закрепление в законе экстраординарных, чрезвычайных по своему характеру способов обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений требует установления специальной процедуры открытия соответствующего производства, ограниченного перечня оснований для отмены таких судебных постановлений, которые не могут совпадать с основаниями для отмены судебных постановлений в ординарном порядке, а также закрепления особых процессуальных гарантий для защиты, как частных, так и публичных интересов от их необоснованной отмены.
Такой подход корреспондирует, в частности, пониманию Европейским Судом по правам человека права на справедливое судебное разбирательство, которое толкуется им в свете преамбулы к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, провозглашающей верховенство права частью общего наследия договаривающихся государств.
Как указано в Постановлении от 12.07.2007 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод в принципе допускает пересмотр судебного решения, вступившего в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам.
Положение ст. 4 Протокола N 7 Европейский Суд по правам человека посредством толкования во взаимосвязи со ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод распространил и на гражданские дела, посчитав, что отступление от принципа правовой определенности в этих делах возможно для исправления существенного (фундаментального) нарушения или ненадлежащего отправления правосудия; при этом, по мнению Европейского Суда по правам человека, процедура отмены окончательного судебного решения предполагает, что имеются доказательства, которые ранее не были объективно доступными и которые могут привести к иному результату судебного разбирательства; лицо, требующее отмены судебного решения, должно доказать, что у него не было возможности представить доказательство до окончания судебного разбирательства и что такое доказательство имеет решающее значение в деле.
Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 203 ч. 1 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
По смыслу приведенных норм суд не вправе по своей инициативе рассматривать вопросы об изменении способа и порядка исполнения решения. Поводом к рассмотрению таких вопросов судом могут являться исключительно заявления лиц, указанных в законе. При отсутствии оснований к удовлетворению соответствующего заявления суд не наделен правом выйти за рамки такого заявления и изменить способ и порядок исполнения решения по своему усмотрению, а не на тот, о котором просит заявитель за исключением случаев, когда об этом в установленном порядке подано заявление другими лицами.
Ссылка стороны истца на письмо от 20.01.2010 года за № Д2-1191/2002 года, которым ему не был выдан исполнительный лист или дубликат исполнительного листа по гражданскому делу № Д2-1191/2002 не может свидетельствовать о невозможности исполнения решения суда.
Доказательств обращения Волкова С.П. с заявление о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, а также с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда, стороной истца не представлено.
Как установлено судом, согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 59123 № 2 от 07.02.2003 года, Волков С.П. признан нуждающимся в получении государственного жилищного сертификата в г.Мурманске и включен в списки кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов войсковой части 59123.
Из представленных стороной истца суду материалов усматривается, что мичман запаса Волков С.П. и члены его семьи супруга Волкова Е.И. и дочь Волкова А.С. были включены в список кандидата на получение государственных жилищных сертификатов по войсковой части 59123, утвержденный начальником гарнизона Оленегорск ФИО1 24.02.2005 года, данные обстоятельства подтверждены также пояснениями свидетеля ФИО2, который на момент 24.02.2005 года являлся командиром войсковой части 59123.
Свидетель ФИО2 в ходе судебного разбирательства пояснил, что утвержденный список кандидата на получение государственных жилищных сертификат по войсковой части 59123 был направлен в адрес 1967 ОМИС.
Из представленного сопроводительного документа от 01.03.2005 года, следует, что ВРИО начальника ГУ 1967 ОМИС в адрес войсковой части 49354 отправлен согласованный список на включение в сводный список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов военнослужащего запаса Волкова С.П. по решению суда.
По сообщению начальника 1976 ОМИС от 10.07.2007 года усматривается, также что во исполнения решения суда от 24.11.2002 года согласованный список участника программы направлен в МИС СФ ( в/ч 49354). До настоящего времени выписанного на имя Волкова С.П. сертификата в 1967 ОМИС не поступало.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
26.12.2013 *** «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в лице отдела № 4 г. Североморска было принято решение об отказе в принятии Волкова С.П. на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений по договору социального найма.
Вступившим в законную силу определением Североморского районного суда Мурманской области от 27.02.2014 года производство по гражданскому делу № 2-289/2014 по иску Волкова С.П. к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в лице отдела № 4 г. Североморска о признании права на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета и принятии на учет, прекращено в связи с отказом Волкова С.П. от иска.
Вступившим в законную силу определением Североморского районного суда Мурманской области от 09.06.2015 года производство по гражданскому делу № 2-845/2015 по иску Волкова Сергея Петровича к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (в лице Отдела № 4 г. Североморск) о признании права на обеспечение жилым помещения за счет средств федерального бюджета и производстве единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, о признании права на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета и принятии на учет, прекращено в связи с отказом Волкова С.П. от иска.
Как усматривается из материалов дела, 28.08.2015 года Волков С.П. обратился в адрес ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (в лице Отдела № 3 г. Североморск) с заявлением о принятии на учет нуждающимся в жилых помещениях Волкова С.П. совместно с членами его семьи супругой и дочерью и обеспечением жилым помещением в собственность бесплатно по избранному месту жительства в г. Санкт- Петербург.
10.12.2015 года ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (в лице Отдела № 3 г. Североморск) было принято оспариваемое истцом решение № 08-14/208.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции на момент исключения истца из списков части) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сходные по своему смыслу правовые нормы закреплены и в действующей редакции абзаца первого статьи 15 названного Федерального закона.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 вышеуказанного закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г., учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. "О введении в действие ЖК РФ" граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Пунктом 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280, установлено, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 г. сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ в ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" введена часть 2.1, согласно которой с учетом, изменений, внесенных Федеральными законами от 02.11.2013 N 297-ФЗ, от 24.11.2014 N 360-ФЗ, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" (п. 2 в редакции ФЗ РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ) обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2007 N 5-П, п. 2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054) (далее - Правила).
Из пункта 1 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998г., усматривается, что они устанавливают единый порядок постановки на очередь военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, а также военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В пункте 3 названных выше Правил учета военнослужащих определено, что учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установление очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, распределение жилья осуществляются на основе принципов гласности и коллегиальности.
Согласно положениям п.п. «а» пункта 6 Правил, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств-участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Как усматривается из п.п. «а», «б», «и» пункта 7 Правил, одними из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; избрание ими постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Согласно пункту 12 Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, - Министерством обороны Российской Федерации на основе данных военных комиссариатов.
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.
Согласно пункту 16 Правил органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.
В соответствии с п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения гражданами жилого помещения.
Участие в подпрограмме является добровольным.
По смыслу приведенных норм лицо, включенное в сводный список на получение государственных жилищных сертификатов, имеет право отказаться от получения государственного жилищного сертификата до момента его реализации и получить жилое помещение другим установленным законодательством способом. В связи с чем, факт обращения с соответствующим заявлением и включение в указанный список не влечет снятие с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и не препятствует изменению волеизъявления лица, принятого на жилищный учет, на приобретение жилого помещения "в натуре" или иным способом.
Из анализа приведенных выше норм права следует, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий.
При этом форма заявления об отказе от получения ГЖС законодательством не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируется как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма предусмотрены главой 7 Жилищного кодекса РФ.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно сообщения Администрации г. Оленегорска от 28.01.2015 года, постановлением Администрации города от 13.03.2000 года Волков С.П. поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
По сообщению заместителя начальника МКУ «УГХ» г. Оленегорска Волков С.П. состоит в списках нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма за номером № 6.
Из материалов личного дела не установлено, что на момент увольнения Волковым С.П. было избрано место жительства в г. Санкт- Петербург. Так же не содержит указание на избранное место жительства и решение Североморского гарнизонного суда и на его дальнейшее изменение уволенным военнослужащим.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 59123 № 2 от 07.02.2003 года, Волков С.П. признан нуждающимся в получении государственного жилищного сертификата в г.Мурманске.
В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Если же гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения с военной службы и встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению по вновь избранному постоянному месту жительства в орган местного самоуправления (пункт 22).
Приведенное правовое регулирование согласуется как с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27 часть 1), так и с положениями международно-правовых актов, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации, - Международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашающего право на свободу выбора местожительства (статья 12), и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признающей данное право (статья 2 Протокола № 4).
Вместе с тем суд находит заслуживающим внимание то обстоятельство, что с момента увольнения с действительной военной службы Волковым С.П. не предпринято никаких действий по постановке на учет в выбранном им месте жительства – как в г. Мурманске так и в заявленном городе Санкт-Петербурге.
Напротив Волков С.П. реализовал свое право на проживание в ином месте жительства по адресу: ***
Принимая во внимание, что Волков С.П. после увольнения с военной службы оформил свои жилищные права на выше указанное жилое помещение путем заключения 02.10.2013 году договора социального найма на него, суд приходит к выводу, что Волков С.П. реализовал свое право на обеспечение жилым помещением в г. Оленегорск, отказавшись от реализации своего права на обеспечение жилым помещением согласно решения Североморского гарнизонного военного суда Мурманской области.
При этом, суд учитывает, что согласно ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, а также жилищные права (ст. 2 ЖК РФ).
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 Жилищного кодекса РФ оснований снятия их с учета.
В системном толковании с нормами жилищного законодательства, Правила допускают возможность улучшения гражданами жилищных условий независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований – предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектом Российской Федерации.
Пункты 14, 16 "Порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054), содержат указание на то, что органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом; ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца; о принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок.
При этом сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих, о чем прямо указано в пункте 16 указанного выше Порядка.
В личном деле истца такой записи не имеется.
На основании вышеизложенного, в связи с утратой статуса военнослужащего, Волков С.П. не может быть признан нуждающимся в получении жилья в порядке, установленным законодательством, суд полагает решение ответчика об отказе в принятии Волкова С.П. на учет нуждающихся в получении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному месту жительства в г. Санкт- Петербург законным и обоснованным.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Волкова С.П. к ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ об оспаривании решения и признании права на предоставление жилого помещения по линии Министерства обороны РФ, принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилых помещений- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А.Фомина