РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2016 года с.Партизанское
Партизанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гиля П.И., при секретаре Богдановой И.В., с участием истца ФИО1, представителя истца по доверенности ФИО9, представителя ответчика администрации Партизанского района Красноярского края по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Партизанского района Красноярского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
установил:
В суд с иском обратился ФИО1, с окончательными требованиями, измененными письменным заявлением(л.д.86): обязать администрацию Партизанского района Красноярского края предоставить ему. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к данной местности жилое помещение, согласно установленной норме предоставления жилья не менее 33 кв.м., находящееся в Партизанском районе, Красноярского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при установлении опеки жилое помещение за ним не закреплялось, опекун также с заявлением о предоставлении жилого помещения не обращалась. Узнав от знакомых в 2013 году о том, что он имеет право как сирота на жилое помещение, он 23.04.2013 года до достижения 23 лет обратился в администрацию Партизанского района Красноярского края, затем в администрацию Канского района, однако его документы в Министерство образования были направлены только в ноябре 2014 года. Органы опеки и попечительства, в период его нахождения под опекой не провели ни одного обследования жилищно-бытовых условий проживания и не разъяснили ему право на меры государственной социальной поддержки.
В письменных возражениях на иск ответчика Администрации Партизанского района Красноярского края указано, что истец не стоял на учете в администрации района как ребенок, оставшийся без попечения родителей, учетное дело в отношении него не велось, по месту жительства в Партизанском районе не был зарегистрирован(л.д.29-31).
В судебном заседании истец на иске настаивает, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении, дополнительно суду пояснил, что в администрации Партизанского района при его обращении приняли документы и сказали, что сами направят в Отдел опеки Канского района, он сразу обратился в Отдел опеки Канского района, где ему сказали, что заявление сразу принимать не будут, пока не соберут все документы, отправили документы в Министерство, когда ему уже было 24 года. Когда его определяли под опеку, жилье за ним не закрепляли, опекун не обращался в его интересах по вопросу закрепления жилья, в дальнейшем ему также никто ничего о праве на жилье не разъяснял. Он постоянно проживает на территории Партизанского района с 22 октября 2015 года, что подтверждается справкой сельсовета, желает получить жилье по месту проживания.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО9(доверенность л.д.10) требования своего доверителя поддерживает в полном объеме, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что истец постоянно и преимущественно проживает с 22 октября 2015 года на территории Партизанского района, что является его местом жительства, имеет право на предоставление жилого помещения по месту своего жительства.
Представитель ответчика администрации Партизанского района Красноярского края по доверенности ФИО4 в судебном заседании иск не признает, мотивируя доводами, изложенными в письменных возражениях на иск.
Третьи лица Министерство образования и науки Красноярского края и Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Канского районаизвещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки представителя третьих лиц суд не извещен, ходатайств и заявлений в суд не поступило, ввиду чего, на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных третьих лиц.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 7 ст.8 указанного Закона определено, что, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Пунктом 9 ст.8 указанного Закона установлено, что, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как установлено судом, истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в настоящее время достигший возраста 25 лет, относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, его отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ года(л.д.62), его мать ФИО6. была лишена родительских прав решением Канского городского суда Красноярского края от 22.01.1998 г.(л.д.57).
Постановлением администрации Канского района Красноярского края от 23.01.1998 года истец был передан под опеку ФИО7, вопрос о закреплении или наличии у малолетнего жилого помещения постановлением не был разрешен(л.д.53).
Постановлением администрации Канского района Красноярского края от 20.05.2003 года ФИО7 был назначена попечителем истца, вопрос о закреплении или наличии у несовершеннолетнего жилого помещения постановлением также не был разрешен(л.д.54).
Согласно предоставленных справок и сведений, истец, его родители не имели(не имеет) собственного жилого помещения как на территории первичного учета(Канский район) так и на территории Партизанского района(л.д.55-56, 58-61,69,89).
Согласно Справки с места жительства администрации Партизанского сельсовета Партизанского района, Красноярского края, истец с 22.10.2015 года состоит на регистрационном учете по месту пребывания по адресу ул.Советская, д.70, кв.2(л.д.9).
Согласно предоставленного суду ответа Министерства образования и науки Красноярского края, истцу было отказано во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением так как на момент поступления заявления истца в Министерство 14.11.2014 года ему исполнилось 24 года(26.06.2014 года)(л.д.15).
При этом, согласно письменного заявления истца, он обращался к главе Партизанского района Красноярского края 23.04.2013 года, т.е. до достижения возраста 23 лет с заявлением по вопросу предоставления жилого помещения как сироте(л.д.17).
Истцом, третьим лицом Муниципальным казенным учреждением «Управление образования Канского района» также предоставлено аналогичное заявление от 14.02.2014 г. в отдел по охране прав детей администрации Канского района Красноярского края(л.д.18, 49).
В письменном отзыве на иск Муниципального казенного учреждения «Управление образования Канского района» указано, что истец ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, закрепленного жилого помещения на территории Канского района не имеет и не имел(л.д.26).
В ответе на судебный запрос администрации Партизанского района Красноярского края указано, что 23.04.2013 года истец ФИО1 обращался к главному специалисту по опеке и попечительству отдела образования администрации Партизанского района Ярв Л.Е., где написал заявление на имя главы района об оказании содействия в предоставлении жилого помещения, ему была дана полная консультация по дальнейшим действиям, запрошены сведения о его статусе как сироты и документы были переданы специалистам опеки управления образования администрации Канского района для формирования учетного дела. Специалисты опеки Канского района должны были запросить справку об отсутствии заключенного договора социального найма, сформировать учетное дело и передать его в министерство образования края. ФИО1 был впервые выявлен и внесен в журнал первичного учета детей-сирот на территории Канского района, там же он был передан под опеку, личное дело подопечного хранится у специалистов опеки Канского района(л.д.44-45).
В ответе на судебный запрос Муниципального казенного учреждения «Управление образования Канского района» указано, что истец ФИО1 обращался с письменным заявлением от 14.02.2014 года с письменным заявлением, а 31.10.2014, 05.12.2014 г. устно в отдел опеки и попечительства Канского района. Его учетное дело было направлено в Министерство образования Красноярского края 07.11.2014 года(л.д.16). ФИО1 закрепленного жилого помещения на территории Канского района не имеет, ему жилое помещение не предоставлялось(л.д.46).
Таким образом, суд считает установленным факт обращения истца 23.04.2013 года в возрасте до 23 лет в орган опеки и попечительства администрации Партизанского района по вопросу предоставления жилого помещения как социальному сироте. Вместе с тем, его учетное дело уполномоченным органом было направлено в Министерство образования Красноярского края лишь через более чем через полтора года - 07.11.2014 года, когда ему уже исполнилось 24 года(л.д.16).
Вместе с тем, Конституция РФ (ч. 2 ст. 40) предписывает органам государственной власти и местного самоуправления создавать условия для осуществления права граждан на жилище.
Конституционное право граждан на жилище заключается в том числе и в предоставлении жилища из государственного и муниципального жилищных фондов тем лицам, которые в силу ограниченных возможностей не могут самостоятельно обеспечить себя жилищем.
Пунктом 17. ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 (ред. от 20.12.2012) "О защите прав ребенка" установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу п.4 ст.2 Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977 "О внесении изменений в Закон края "О защите прав ребенка", действие положений статьи 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" (в редакции настоящего Закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона.
Суд приходит к выводу, что истец имел законное право на предоставление жилого помещения как сирота, пытался реализовать свое право до достижения возраста 23 лет и по причинам, от него не зависящим, такое право им не было реализовано до достижения возраста в 23 года. В связи с чем в настоящее время истец сохранил право на обеспечение жилым помещением в установленном порядке.
Также суд учитывает, что права истца, при первоначальном выявлении как ребенка, оставшегося без попечения родителей не были защищены надлежащим образом уполномоченными государственными органами, так как он не был поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения как ребенку-сироте.
Согласно указанных выше сведений, в отношении истца отсутствуют сведения о наличии зарегистрированных прав на какое-либо жилое помещение, в настоящее время он постоянно проживает на территории Партизанского района и имеет право на предоставление специализированного жилого помещения по месту своего жительства.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (ред. от 20.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (органы местного самоуправления) наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. «ж» ч.2 ст.1 указанного выше Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (ред. от 20.12.2012) государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя, в том числе:..ж) приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов.
Таким образом, администрация Партизанского района наделена государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов, в связи с чем заявленное требование в отношении ответчика администрации Партизанского района Красноярского края является обоснованным и подлежащим удовлетворении.
Согласно п.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 (ред. от 20.12.2012) "О защите прав ребенка", жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить. Обязать администрацию Партизанского района Красноярского края предоставить ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к данной местности жилое помещение, согласно установленной норме предоставления жилья не менее 33 кв.м., находящееся в Партизанском районе, Красноярского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Партизанский районный суд.
Председательствующий: судья П.И. Гиль