Дело № 2-2291/2019
УИД: 18RS0003-01-2020-001432-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 мая 2020 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Городиловой Д.Д.,
при секретаре Мельникове М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КВВ к ООО «Удмуртские коммунальные системы» о компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
КВВ (далее по тексту – истец) обратился в суд с требованиями к ООО «Удмуртские коммунальные системы» (далее по тексту – ответчик, ООО «УКС») о компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
Свои требования истец мотивировал тем, что является собственником квартиры <номер> в доме <номер> по ул<адрес>. Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов., утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Таким образом, договор на поставку ГВС между истцом и ответчиком считается заключенным с момента начало пользования истцом жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
В ходе проверки, проведенной <дата> Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска, было установлено, что в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей ООО «УКС» в многоквартирном доме по адресу: <адрес> горячее водоснабжение отсутствовало в июне 2019 года – 241 час 20 минут, в июле 2019 года – 558 часов, в августе 2019 года – 246 часов 05 минут, что составило более 14 суток и является нарушением п.4 приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года.
В соответствии с актом проверки Управления ЖКХ Администрации г.Ижевска от <дата> в ведомости отключений за период июнь-сентябрь 2019 года по жилому дому <номер> по <адрес> указаны следующие причины отключений: аварийное отключение (06.06.2019, 07.06.2019, с. 11.06.2019 по 21.06.2019), замена арматуры (с 26.06.2019 по 27.06.2019), гидравлические испытания (с 26.06.2019 по 09.07.2019), устранение дефекта магистрали после гидравлических испытаний (с 09.07.2019 по 11.07.2019), аварийный капитальный ремонт теплотрассы (с 12.07.2019 по 02.08.2019), определение порыва по теплоносителю ( с 03.08.2019 по 08.08.2019), аварийные монтажные работы на ЦТП, ТК (с 12.08.2019 по 13.08.2019, с 15.08.2019 по 21.08.2019, 10.09.2019), устранение порыва по ГВС (16.09.2019).
ООО «УКС» является ресурсоснабжающей организацией, которая обязана обеспечить бесперебойную поставку теплоресурсов надлежащего качества, на границе эксплуатационной ответственности, до внешней границы многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Поскольку отношения между КВВ и ООО «УКС» возникли по поводу поставки горячего водоснабжения, предназначенного исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на возникшие правоотношения распространяется действие ГК РФ и Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей».
Необходимость доказывать свою правоту в судебном порядке, а также противоправные действия ответчика причинили истцу нравственные страдания, истец вынужден был мыть руки холодной водой, что явилось причиной насморка и чихания, не мог принять полноценный душ в самые жаркие дни лета. Отключение горячего водоснабжения ответчиком на длительный срок является неоднократным фактом.
В связи с тем, что у истца не было горячего водоснабжения в количестве 25 дней КВВ не мог жить по устоявшемуся своему образу жизни. Свой моральный вред, причиненный отсутствием поставки горячего водоснабжения истец оценивает в размере 100 000 руб.
<дата> ответчиком была получена претензия истца о компенсации морального вреда, однако до настоящего времени истец не получил ответ на данную претензию.
В судебное заседание истец КВВ не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах своей неявки не сообщил, виске изложено ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «УКС» Калинина Г.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования о компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей не признала, так как истцом не представлено доказательств понесенных моральных и нравственных страданий из-за отсутствия горячего водоснабжения, заявленный истцом размер денежной компенсации морального вреда в сумме 100 000 рублей чрезмерно завышен, кроме того, считает, что выводы истца о том, что отключение горячего водоснабжения не может превышать 14 суток вне зависимости от того, производится профилактический, текущий или капитальный ремонт, юридически ошибочна. Действующее законодательство не содержит запрета на ограничение горячего водоснабжения в ходе капитального ремонта тепловых сетей на срок более 14 суток. Оно предусматривает лишь необходимость согласования данного ограничения с органами местного самоуправления. Такое согласование было проведено надлежащим образом. Более того проведение капитального ремонта тепловых сетей на данном участке было вызвано необходимостью исполнения решения Октябрьского районного суда г.Ижевска от 15.04.2019 года, которым на ООО «УКС» и Администрацию г.Ижевска возложена обязанность обеспечить подачу горячей воды надлежащего качества в МКД <номер> по <адрес> (до внешней стены многоквартирного дома) в срок до <дата>.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно договору на право собственности <номер> от <дата>, КВВ является собственником квартиры по адресу: <адрес>.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска УР на основании приказа <номер> от <дата> проведена внеплановая выездная документарная проверка в отношении ресурсоснабжающей организации ООО «УКС», являющейся исполнителем коммунальной услуги горячего водоснабжения для истца.
Согласно акта <номер> от <дата> в ходе контрольных мероприятий установлено, что периодические отключения горячего водоснабжения на МКД <номер> <адрес> были связаны с производством ремонтных работ на магистральных и квартальных теплотрассах, на ЦТП и ТК. Общая продолжительность отключений ГВС составила: в июне 2019 года – 241 ч. 20 мин., в июле 2019 года – 905 ч. 40 мин., в августе 2019 года – 246 ч. 05 мин., в сентябре 2019 гола (по 16.09.2019 г.) – 10 ч. 30 мин,
В силу части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.
Требования к качеству услуги по горячему водоснабжению установлены СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил коммунальные услуги определяются как осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).Согласно пункту 3 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения допускаются в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (п. 3.1.11) установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
В соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Из материалов дела следует, что КВВ является собственником квартиры по адресу: <адрес> фактически в ней проживает, является потребителем коммунальных услуг (горячего водоснабжения), которые оказывает ООО «УКС».
Актом <номер> от <дата> установлено, что в многоквартирном доме № <номер> по <адрес> отсутствовало горячее водоснабжение по следующим причинам:
- аварийное отключение 06.06.2019 (13 ч. 14 мин.), 07.06.2019 (8 ч.), с 11.06.2019 по 21.06.2019 (220 ч.10 мин.), с 13.06.019 по 21.06.2019 (199 ч. 10 мин.),
- замена арматуры с 26.06.2019 по 27.06.2019 (61 ч. 40 мин.),
- гидравлические испытания с 26.06.2019 по 09.07.2019 (14 дней),
- устранение дефекта магистрали после гидравлических испытаний с 09.07.2019 по 11.07.2019 (54 ч.25 мин),
- аварийный капитальный ремонт теплотрассы с 12.07.2019 по 02.08.2019 (851 ч. 45 мин),
- определение порыва по теплоносителю с 03.08.2019 по 08.08.2019 (90 ч. 20 мин),
- аварийные монтажные работы на ЦТП, ТК с 12.08.2019 по 13.08.2019 (15 ч. 15 мин), с 15.08.2019 по 21.08.2019 (140 ч. 30 мин.), 10.09.2019 (3 ч.),
- устранение порыва по ГВС 16.09.2019 (7 ч. 30 мин.).
В общей сложности ГВС отсутствовало более 14 суток, что является нарушением п.3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 и п.4 приложения 1 Правил № 354, которые допускают предельных срок отсутствия горячего водоснабжения в период ежегодных профилактических ремонтов не более 14 суток вне зависимости от наличия либо отсутствия перерывов.
Таким образом, исследовав представленные материалы дела, основываясь на нормах действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
Доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве и в судебном заседании, суд считает заслуживающими внимание, однако не влекущими отказ в удовлетворении иска.
Действительно, сроки отключения ГВС для потребителей, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и СанПиН 2.1.4.2496-09, относятся к проведению ежегодных профилактических ремонтов, действующее законодательство не содержит предельных сроков отключения коммунальной услуги по горячему водоснабжению в связи с проведением капитального ремонта тепловых сетей.
Между МО «Город Ижевск» и ООО «УКС» заключено концессионное соглашение от 19.12.2016 № 1, по условиям которого концессионер (ООО «УКС») обязуется за свой счет создать и(или) реконструировать объекты теплоснабжения города Ижевска, состав и описание которых приведены в Приложении № 1, право собственности на которые принадлежат или будет принадлежать концеденту (МО «Город Ижевск»), и осуществлять производство, реализацию (поставку) горячей воды и производство, передачу тепловой энергии, преобразование теплоносителя, с целью обеспечения бесперебойного, надежного и безопасного теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей г. Ижевска, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности (пункт 1.1).
Однако, суд учитывает, что в соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае согласования вывода объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт или из эксплуатации орган местного самоуправления обязан организовать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение иными способами.
Между Администрацией города Ижевска и ООО «УКС» согласован акт о выводе тепловой сети в ремонт от <дата>, установлены сроки окончания работ в части монтажа трубы – до <дата>, в части благоустройства – до <дата>, по оформлению документации – до <дата>.
Однако, в нарушение ч.6 ст.22 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ ни органом местного самоуправления, ни ООО «УКС» в рамках концессионного соглашения предоставление горячего водоснабжения потребителя иным способом не организовано.
Согласно ч.3 ст.401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, суд считает установленным факт нарушения со стороны ООО «УКС» прав истца, как потребителя коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно пункту 2 статьи 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
С учетом фактических обстоятельств, нарушений прав истца как потребителя, характера нравственных страданий истца, степени вины ответчика, обстоятельств отключения ГВС, связанных с проведением капитального ремонта, суд полагает возможным определить сумму компенсации морального вреда в размере 1000 руб.
В соответствии со ст.13 Закона о защите прав потребителей и п.46 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указано, что в случае удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Поскольку на обращение истца к ответчику о выплате компенсации морального вреда в добровольном порядке ответа не последовало, штраф, предусмотренный ч.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей», подлежит взысканию с ответчика в размере 500 руб. (1 000 руб. х 50%).
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 300 руб. по неимущественному требованию.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 -199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования КВВ к ООО «Удмуртские коммунальные системы» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы» в пользу КВВ компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., штраф за не удовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 500 руб.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы» в доход бюджета муниципального образования «город Ижевск» государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.06.2020 года.
Председательствующий судья: Д.Д.Городилова