Дело № 2-5290/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2011 г. г. Волгоград
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
Председательствующего судьи - Лемякиной В.М.
При секретаре – Ламзиной Т.С.
С участием представителя истца – Никитиной Е.В., действующей на основании доверенности
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самсонова А.В. к Администрации Волгограда, Комитету по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда о признании решения незаконным, понуждении к совершению действий
УСТАНОВИЛ
Истец обратился с требованиями о признании незаконным отказа администрации Волгограда в лице комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 640 кв.м для размещения индивидуального жилого дома в ... и понуждении к согласованию схемы указанного земельного участка.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда с заявлением, в котом просил рассмотреть и утвердить на комиссии по градостроительству и земельным отношениям Волгограда схему расположения земельного участка для размещения индивидуального жилого дома по ....
ДД.ММ.ГГГГ письмом заместителя председателя комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда (№...) по результатам рассмотрении указанного заявления принято решение от отклонении от согласования предлагаемой схемы размещения индивидуального жилого дома в ....
Основанием к отказу в указанном письме комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда указано на то, что согласно правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ ... и вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами до 4 этажей на территориях планируемых к реорганизации. Истец полагает что данный отказ незаконен, поскольку впервые в администрацию Волгограда он обратился в ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о возможности размещения индивидуального жилого дома по .... По результатам рассмотрения заявления, комиссией по градостроительству и земельным отношениями администрации Волгограда в ДД.ММ.ГГГГ принято положительное решение. В ДД.ММ.ГГГГ комитетом по градостроительству и архитектуре принято решение о возможном формировании земельного участка без подготовки документации по планировке и межеванию территории, путем разработки проекта границ земельного участка. До ДД.ММ.ГГГГ истцом принимались меры к формированию и согласованию земельного участка. Однако, ранее ответчиками не указывалось как основание к отказы в согласовании расположение испрашиваемого земельного участка в зоне застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами до 4 этажей на территории, планируемой к реорганизации. Истец полагает, что волокита со стороны ответчиков не позволила ему до введения в действие Правил землепользования и застройки приступить к освоению земельного участка и начать строительство индивидуального жилого дома.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования полном объеме. Истец в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представители ответчиков, третьего лица в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, сведений о причине неявки суду не предоставили.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 254 ГПК РФ, - гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующим данные правоотношения.
Истец воспользовалась предоставленным законом правом обжалования решения органа местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Самсонов А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда с заявлением, в котом просил рассмотреть и утвердить на комиссии по градостроительству и земельным отношениям Волгограда схему расположения земельного участка для размещения индивидуального жилого дома по ....
ДД.ММ.ГГГГ письмом заместителя председателя комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда (№ар2989-11) по результатам рассмотрении указанного заявления принято решение от отклонении от согласования предлагаемой схемы размещения индивидуального жилого дома в ....
Основанием к отказу в указанном письме комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда указано на то, что согласно правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ ... и вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами до 4 этажей на территориях планируемых к реорганизации
(Ж 2-2).
Суд полагает, что принятое решение об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 640 кв.м. для размещения индивидуального жилого дома в ... незаконно и необоснованно по следующим основаниям.
В 2006 г. Самсонов А.В. обратился в администрацию Волгограда с заявлением о возможности размещения индивидуального жилого дома по .... Комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения указанного заявления было принято решение - на указанной территории размещение объекта возможно.
Согласно пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципальнего образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Информация о принятом решение была размещена в периодическом печатном издании «Волгоградская газета» ... от ДД.ММ.ГГГГ По истечения месяца с даты публикации дополнительных заявлений на испрашиваемый земельный участок не поступало, о чем было сообщено заместителем председателя комитета инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда в письме от ДД.ММ.ГГГГ ....
Таким образом, условия установленные законодательством, при котором возможно принятие решения о предоставлении земельного участка под строительство были выполнены.
В письме заместителя председателя комитета инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ..., сообщалось, что для установления границ, определения размеров земельного участка для строительства (реконструкции) объекта в соответствии с градостроительным кодексом РФ, формирование земельного участка в соответствии с Земельным кодексом РФ необходимо подготовить документацию по планировке территории (проект межевания территории, градостроительный план).
В ДД.ММ.ГГГГ Самсонов А.В. обратился в комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда с заявлением о разработке градостроительного плана земельного участка расположенного по ..., в ... без выполнения проекта межевания территории.
По результатам рассмотрения указанного заявления письмом заместителя комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... Самсонову А.В. сообщено, о том что формирование земельного участка без подготовки документации по планировке и межеванию территории, путем разработки проекта границ земельного участка возможно.
После полученных согласований, Самсонов А.В. обратился в МУП «АПО «...» за разработкой проекта границ земельного участка под строительство индивидуального жилого дома по ...
В ДД.ММ.ГГГГ Самсонов А.В. обратился в комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда с заявлением о согласовании проекта границ земельного участка под строительство индивидуального жилого дома по ....
Письмом комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... проект границ земельного участка под строительство жилого дома по ..., был возвращен на доработку, в связи с тем, что на испрашиваемом участке расположен водовод диаметром 300 мм и необходимо дополнительно предоставить предложения по перекладке указанного водовода.
ДД.ММ.ГГГГ размещение земельного участка было согласовано заместителем начальника цеха ВКХ ЗАО «...» при условии выноса водовода.
В ДД.ММ.ГГГГ Самсонов А.В. повторно обращается в комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда за согласованием проекта границ земельного участка.
Однако, письмом комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ..., в согласовании проекта границ земельного участка было отказано, с ссылкой на то, что согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного землеустроителем Дзержинского района, на испрашиваемой территории расположена асфальтированная автомобильная дорога общего пользования и перекрывается проход на территорию домовладения по ....
ДД.ММ.ГГГГ Самсонов А.В. обращается с заявлением к председателю по градостроительству и архитектуре Волгограда, в котором просит дать разъяснения ответа комитету земельных ресурсов администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №..., в связи с ранее данным ответом №... от ДД.ММ.ГГГГ
На указанное заявление комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда был подготовлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывалось, что формирование земельного участка без подготовки документации по планировке и межеванию территории, путем разработки проекта границ земельного участка, возможно.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном указанным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, согласование границ со смежным землепользователе, то есть с лицом являющимся правообладателем земельного участка расположенного по ... не требуется, поскольку указанный земельный участок был постановлен на государственный кадастровый учет и его границы сформированы.
В ДД.ММ.ГГГГ Самсонов А.В. обращается с заявлением к председателю комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, в котором дает пояснения в ответ на письмо от ДД.ММ.ГГГГ ....
Однако, письмом председателя комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ... Самсонов А.В., вновь было отказано в согласовании проекта границ земельного участка.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства Российской Федерации.
Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки (согласно статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В силу пункта 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 4 ГК РФ, - 1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, - строительство осуществляется на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
ДД.ММ.ГГГГ Решением Волгоградской городской Думы ... были утверждены Правила землепользования и застройки, которые вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанных правил землепользования и застройки, испрашиваемый Самсоновым А.В. земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами до 4 этажей на территориях, планируемых к реорганизации (Ж2-2).
Согласно установленного градостроительного регламента, в указанной зоне в качестве основных и условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства, указано, в том числе - для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов) без права содержания скота и птицы, со следующим примечанием «...Размещение индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов) без права содержания скота и птицы допускается только на земельных участках, предоставленных в установленном порядке до вступления в силу настоящих Правил застройки для индивидуального жилищного строительства и эксплуатации таких объектов...».
С учетом обстоятельств дела, суд соглашается с доводами истца о том, что длительное рассмотрение со стороны администрации Волгограда и ее структурных подразделений вопроса о предоставлении истцу земельного участка, не позволило Самсонову А.В. приступить к освоению испрашиваемого земельного участка и начать строительство индивидуального жилого дома.
Приведенные нормы Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград не могут быть применены в отношении истца, поскольку действовавшее на момент обращения и получения заключения о возможности формирования земельного участка в Комитете по градостроительству и архитектуре законодательство не содержало ограничений относительно функциональной зоны, в которой находится земельный участок.
Факт обращения гражданина в орган государственной власти или местного самоуправления является правообразующим фактом, то есть в соответствии с ним между органом местного самоуправления и истцами возникли правоотношения в ДД.ММ.ГГГГ после принятия Администрацией Волгограда решения о возможном размещении объекта. После чего были опубликованы сообщения о приеме иных заявлений о возможном предоставлении в аренду данных земельных участков.
В соответствии с характером правоотношений органу местного самоуправления следует принимать решение в соответствии с правилами, действовавшими на момент возникновения правоотношений, поскольку применение Правил вступивших в силу с ДД.ММ.ГГГГ приводит к ухудшению положения истцов и возобновлению длительной процедуры формирования земельных участков.
Согласно ситуационной схеме расположения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласованной комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда ДД.ММ.ГГГГ в указанном квартале располагаются земельные участки, использованные под застройку индивидуальными жилыми домами.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что принятое Комитетом по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда решения об отказе истцу в согласовании схемы размещения земельных участков для размещения индивидуальных жилых домов не обосновано, поскольку приведенные основания к отказу не соответствуют требованиям закона.
Следовательно, требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Самсонова А.В. к Администрации Волгограда, Комитету по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда о признании решения незаконным, понуждении к совершению действий удовлетворить.
Признать решение администрации Волгограда, в лице комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда ДД.ММ.ГГГГ об отказе Самсонову А.В. в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 640 кв.м. для размещения индивидуального жилого дома в ... незаконным.
Обязать комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, администрацию Волгограда согласовать Самсонову А.В. схему расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 640 кв.м. для размещения индивидуального жилого дома в ... и принять решение о предоставлении земельного участка площадью 640 кв.м. для размещения индивидуального жилого дома в ....
Решение может быть обжаловано в 10 дней в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда.
Судья В.М.Лемякина