Дело №2-3185/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи - Козлова И.И.,
при секретаре судебного заседания – Рындиной С.Б.,
с участием представителя истца – Федорова А.П., представителя ответчика – Четырина И.С., представителей третьих лиц: от МКУ «ВИЦ» - Мамонтова М.П., от Администрации Волгограда – Турбина И.А., от Комитета ЖКХ и ТЭК Администрации Волгоградской области – Мальцев Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 июля 2017 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Гуреева С. В. к АО «Волгоградгоргаз» о возложении обязанности по выдаче технических условий для присоединения к газораспределительной сети,
УСТАНОВИЛ:
Гуреев С.В. обратился в суд с иском к АО «Волгоградгоргаз» о возложении обязанности по выдаче технических условий для присоединения к газораспределительной сети. Исковое заявление мотивировано тем, что истец является собственником жилых домов, расположенных на земельных участках по адресу: г. Волгоград, ..., 96, 94. Указанные жилые дома не имеют подключения к газораспределительной сети, что препятствует возможности осуществлять отопление домовладений, а также использовать газ для иных нужд, связанных с ведением домашнего хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ Гуреев С.В. обратился в АО «Волгоградгоргаз» с заявлениями на выдачу технических условий по газоснабжению принадлежащих ему на праве собственности жилых домов. Немотивированными письмами от ДД.ММ.ГГГГ АО «Волгоградгоргаз» отказало истцу в выдаче технических условий на присоединение домовладений к сети газораспределения.
Полагая данный отказ незаконным и необоснованным, ссылаясь на положения ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, Правил подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314, просит возложить обязанность на АО «Волгоградгоргаз» выдать технические условия для присоединения к газораспределительной сети жилых домов, расположенных по адресам: г. Волгоград, ..., 102, 94.
В судебное заседание истец Гуреев С.В. не явился. О времени и месте судебного заседания извещен лично под роспись в предыдущем судебном заседании. Представление своих интересов в суде доверил Федорову А.П.. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец Гуреев С.В. пояснил, что, основываясь на информации МКУ «ВИЦ», он рассчитывал на присоединение к газораспределительной сети ответчика за стандартный тариф. После получения отказа он в органы местного самоуправления или органы власти Волгоградской области за включением в программу газификации не обращался, равно как и не обращался к ответчику за разработкой индивидуального проекта подключения.
В судебном заседании представитель истца Федоров А.П., действующий на основании ордера, поддержал доводы и требования иска.
В судебном заседании представитель ответчика АО «Волгоградгоргаз» Четырин И.С., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, подробно изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. Суть возражений сводится к тому, что у ответчика отсутствуют техническая возможность подключения домовладений истца к газораспределительной сети. Обязанность по созданию технической возможности у АО «Волгограгоргаз» также отсутствует.
В судебном заседании представитель третьего лица МКУ «ВИЦ» Мамонтова М.П., действующая на основании доверенности, в разрешении спора полагалась на усмотрение суда, пояснив при этом, что сведения о наличии технической возможности, предоставленные МКУ «ВИЦ», основывались на схеме сетей газоснабжения, имевшихся в распоряжении учреждения. Также пояснила, что МКУ «ВИЦ» указало, что конкретная стоимость технологического присоединения подлежит установлению в процессе получения услуги по газификации.
В судебном заседании представитель третьего лица – Администрации Волгограда Турбина И.А., действующая на основании доверенности, при рассмотрении иска полагалась на усмотрение суда. При этом указала, что вопросы газоснабжения, относящиеся к компетенции органов местного самоуправления, в настоящее время переданы в ведение органов исполнительной власти Волгоградской области.
В судебном заседании представитель третьего лица – Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области Мальцев Р.Н., действующий на основании доверенности, полагался на усмотрение суда. В то же время, полагал, что при отсутствии технической возможности присоединения домовладений истца к газораспределительной сети ответчика отказ АО «Волгоградгоргаз» в выдаче технических условий является правомерным. Пояснил, что реализация вопросов газоснабжения населения осуществляется органами исполнительной власти Волгоградской области исключительно в рамках региональной программы газификации.
В судебное заседание представитель третьего лица – Комитета строительства Волгоградской области не явился. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно. К судебному заседанию от представителя Комитета Петрова В.В., действующего на основании доверенности, поступили письменные возражения. Суть возражений сводится к тому, что при отсутствии технической возможности ответчик правомерно отказал истцу в выдаче технических условий. При этом домовладения истца не включены в перечень объектов, финансируемых в рамках реализации Подпрограммы «Газификация Волгоградской области» на 2016 – 2020 годы.
В судебное заседание представитель третьего лица – Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области не явился. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно.
В судебное заседание представитель Нижне-Волжского управления Рстехнадзора не явился. О времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. В материалах дела имеются пояснения Ростехнадзора о том, что решение вопроса о наличии технической возможности подключения жилых домов к распределительному газопроводу не входит в компетенцию данного органа.
Суд, заслушав представителей сторон, третьих лиц, оценив доводы иска, возражений на него, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно «ГОСТ Р 53865-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения» сеть газораспределения - технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений, технических устройств.
Распределительный газопровод - газопровод, проложенный от источника газа до места присоединения газопровода-ввода.
Газопровод-ввод - газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления.
Сеть газопотребления - технологический комплекс газовой сети потребителя, расположенный от места присоединения к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования и состоящий из газопроводов и технических устройств на них.
Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. №1314 (далее – Правила 1314).
В соответствии с п. 2 Правил 1314 «подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения» - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения включает в себя, в том числе, направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и выдачу технических условий по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. №713 (п. 3 Правил 1314).
В силу п. 13 Правил 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Пунктом 14 Правил 1314 предусмотрено, что основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
Согласно пунктам 59-60 Правил 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Договор о подключении содержит существенное условие - размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения (подпункт "г" пункта 83 указанных Правил).
Приказом КТР Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №... установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ООО «Газпром газораспределение Волгоград» на 2017 год.
Из материалов дела следует, что по результатам проведения аукциона, организованного Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, с Гуреевым С.В., как победителем, были заключены договоры аренды земельных участков, расположенных по адресу: г. Волгоград, ..., 96, 102.
На указанных земельных участках истцом были построены жилые дома, право собственности на которые было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 15-17).
ДД.ММ.ГГГГ Гуреев С.В. обратился в АО «Волгоградгоргаз» с заявлениями на заключение договоров о подключении (технологическом присоединении) вышеуказанных домовладений к сети газораспределения.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ АО «Волгоградгоргаз» отказало в выдаче технических условий со ссылкой на отсутствие технической возможности присоединения к газораспределительной сети и указанием на возможность обращения в органы местного самоуправления для выяснения сроков строительства распределительного газопровода по ... в г. Волгограде (л.д. 11-13).
Полагая данный отказ ответчика незаконным и необоснованным, истец, в первую очередь, ссылается на информацию о возможности подключения к газораспределительной сети ответчика, содержащуюся в письмах от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Волгоградский инженерный центр», направленных на запрос Облкомущества в связи с организацией последним аукциона на заключение договоров аренды земельных участков по ... в г. Волгограде (л.д. 25-27).
Оценивая данный довод истца, а, следовательно, и достоверность сведений, представленных МКУ «ВИЦ», суд учитывает следующее.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ АО «Волгоградгоргаз» проинформировало администрацию Ворошиловского района Волгограда об отсутствии возможности подключения домовладений, расположенных на ... района Волгограда, в связи с отсутствием газораспределительной сети.
Кроме того, в соответствии с положениями ст.ст. 9, 18, 19 ГрК РФ ответчиком была затребована копия документа территориального планирования муниципального района, содержащего сведения о расположении (планируемом расположении) трассы газораспределительной сети по вышеуказанной улице, а также предложена для согласования схема с указанием перспективного распределительного газопровода.
Из указанной схемы (л.д. 80-83) усматривается, что в непосредственной близости от той части ..., на которой располагаются дома истца, находится лишь газопровод среднего давления. Следовательно, для подключения домовладений истца к системе газоснабжения дополнительно требуется строительство недостающей части газораспределительной сети среднего давления, устройство пункта редуцирования газа, а также строительство газораспределительной сети низкого давления с газопроводами-вводами.
Между тем, согласно пп. «б» пункта 5 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 28 апреля 2014 года N 101-э/3, в объем работ, охватываемых платой за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, входят мероприятия по строительству только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, составляет не более 200 метров, измеряемых по прямой линии.
Таким образом, объем работ, необходимых для подключения домовладений истца к газораспределительной сети АО «Волгоградгоргаз», значительно превышает работы, обязанность по выполнению которых лежит на ответчике в рамках стандартизированного тарифа за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, а, следовательно, такое присоединение возможно только в рамках индивидуального проекта, за которым истец не обращался, что последним не отрицается.
Какие-либо доказательства, опровергающие необходимость дополнительного строительства газораспределительной сети среднего давления и выполнение иных, указанных выше работ, истцом, третьими лицами, включая МКУ «ВИЦ», суду не представлены.
Более того, в судебном заседании представитель МКУ «ВИЦ» пояснила, что указанное учреждение, информируя о наличии технической возможности подключения к газораспределительной сети, указало, что стоимость подключения подлежит определению в процессе получения услуги по газификации, что не исключает необходимости разработки индивидуального проекта.
При таких обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что АО «Волгоградгоргаз» обоснованно отказало истцу Гурееву С.В. в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) и выдаче технических условий, поскольку техническая возможность присоединения домовладений истца к газораспределительной сети АО «Волгоградгоргаз» действительно в настоящее время отсутствует.
Суд также полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об ОМСУ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом об ОМСУ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Перечни вопросов местного значения для поселений и муниципальных районов (муниципальных образований) установлены ч. 1 ст.ст.14 и 15 Закона об ОМСУ. В соответствии с указанными перечнями к вопросам местного значения относятся организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Таким образом, обязанность по организации газоснабжения населения, в том числе разработка и утверждение схем газоснабжения территории поселения, возложена, в первую очередь, на органы местного самоуправления муниципальных образований (поселений, районов, округов и т.п.).
Законом Волгоградской области от 03.12.2015 № 204-ОД «О перераспределение полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области и органами государственной власти Волгоградской области по организации в границах муниципальных образований Волгоградской области газоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации» (далее - Закон Волгоградской области № 204-ОД) установлено, что полномочия органов местного самоуправления (в том числе городского округа город-герой Волгоград) по организации в границах городских поселений газоснабжения населения осуществляют органы исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченные Губернатором Волгоградской области.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.12.2016 № 950 «О мерах по реализации законов Волгоградской области от 03 декабря 2015 г. № 204-ОД, от 28 декабря 2015 г. № 223-ОД, от 26 декабря 2014 г. № 187-ОД (далее - Постановление № 950) установлено, что комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление полномочий органов местного самоуправления городских поселений и городских округов Волгоградской области по организации в границах городских поселений и городских округов Волгоградской области газоснабжения населения.
Комитет строительства Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление полномочий органов местного самоуправления городских поселений и городских округов Волгоградской области по организации в границах городских поселений и городских округов Волгоградской области газоснабжения населения в части проектирования, строительства, реконструкции объектов газоснабжения.
Разрешение относящего в силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4. ч. 1 ст. 15 Закона об ОМСУ, Закона Волгоградской области № 204-ОД, Постановления № 950 к компетенции органов исполнительной власти субъекта РФ вопросов организации газоснабжения подлежит осуществлению в рамках утвержденных уполномоченными на то органами целевых программ.
Деятельность по газификации на территории Волгоградской области ведется в рамках Подпрограммы «Газификация Волгоградской области» на 2016-2020 годы государственной программы Волгоградской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Волгоградской области на период до 2020 года», утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 31.12.2014 №136-п.
В перечне объектов, финансируемых в рамках реализации Подпрограммы «Газификация Волгоградской области» на 2016 - 2020 годы, рассматриваемые дома по ул. Ужгородская г. Волгограда не значатся.
Изложенные нормы действующего законодательства свидетельствуют о том, что у ответчика АО «Волгоградгоргаз» отсутствует обязанность по выполнению работ, необходимых для создания технической возможности подключения домовладений истца к газораспределительной сети, что не лишает последнего возможности реализовать мероприятия по газификации своих домов в порядке, предусмотренном п.п. 16-24 Правил 1314 (путем включения домовладений в региональную программу газификации либо реализации индивидуального проекта подключения).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гуреева С. В. к АО «Волгоградгоргаз» о возложении обязанности выдать технические условия для присоединения к газораспределительной сети жилых домов расположенных по адресу: г. Волгоград, ..., 96, 102, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья ... И.И.Козлов
...
...