Дело №2-488/2012
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерацииг. Родники
Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2012 года
Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2012 года
Родниковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи: Созиновой Н.А.
при секретаре: Ващенко М.Е.
с участием истца В.В.А.,
представителя истца К.П.Ю.,
представителя ответчика С.В.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению В.В.А. к администрации МО «Родниковский муниципальный район» Ивановской области о возложении обязанности включить в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий,
установил:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском мотивируя требования тем, что он является ветераном боевых действий, в период с 02 августа 1995 года по 28 февраля 1996 года проходил военную службу в составе действующей армии в период боевых действий на территории Чеченской Республики. Указанное обстоятельство подтверждается справкой №10 из Родниковского районного военкомата, удостоверением, выданным в соответствии с действующим законодательством, военным билетом. 15.06.2004 года В.В.А. был поставлен на учет и состоял в списках учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма по Каминскому сельскому поселению. Учетной нормой жилья истец не обеспечен, продолжает являться нуждающимся в улучшении жилищных условий, в собственности жилого помещения не имел и не имеет. В связи с данными обстоятельствами истец полагает, что поскольку до 01 марта 2005 года он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет статус ветерана боевых действий, имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Просил суд возложить на ответчика обязанность включить его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий, с последующей выдачей свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья в порядке очередности.
Определением Родниковского районного суда Ивановской области от 01 ноября 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Департамент социальной защиты населения Ивановской области.
В судебном заседании истец в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просил возложить на ответчика обязанность включить его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий.
Представитель истца К.П.Ю. в судебном заседании требования В.В.А. поддержал, дополнительно пояснил, что В.В.А. в период с 02 августа 1995 года по 28 февраля 1996 года проходил военную службу в составе действующей армии в период боевых действий на территории Чеченской Республики. В конце 2003 года в начале 2004 года узнав от сослуживцев, что для получения льгот необходимо удостоверение, обратился в военкомат. Военкоматом были направлены запросы в адрес той части, где непосредственно проходил службу В.В.А. Ближе к концу 2004 года истцу был возвращен весь пакет документов для дальнейшего обращения в Управление внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области за получением удостоверения. И только лишь в марте 2005 году В.В.А. получил удостоверение участника боевых действий. В мае 2004 года В.В.А. обращался в Администрацию с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ветерана боевых действий. Однако членами жилищной комиссии, поскольку на момент обращения удостоверение участника боевых действий у В.В.А. отсутствовало, было вынесено решение о постановке В.В.А. на учет в общую очередь. После получения удостоверения, 02.03.2005 года, В.В.А. вновь обратился с заявлением о постановке на учет по категории «Ветеран боевых действий». В администрации истцу отказали в постановке на льготную очередь как ветерана боевых действий поскольку в соответствии с ФЗ «О ветеранах» граждане, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ в общем порядке и льгот не имеют. Поскольку В.В.А. до 01 марта 2005 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет статус ветерана боевых действий, то он имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Представитель ответчика администрации МО «Родниковский муниципальный район» Ивановской области С.В.В. иск не признал, указав, что с заявлением о постановке на учет по категории «Ветеран боевых действий» с приложением соответствующего удостоверения истец обратился лишь в марте 2005 года, поэтому оснований для постановки его на учет с датой до 01.01.2005 года у администрации не имелось.
Третье лицо Департамент социальной защиты населения Ивановской области в судебное заседания не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, направил в адрес суда возражения, из которых следует, что В.В.А., 1976 года рождения, является ветераном боевых действий, через Пенсионный фонд получает ежемесячную денежную выплату с учетом денежного возмещения набора социальных услуг (санаторно-курортное лечение, лекарственное обеспечение, проезд к месту лечения) в размере <данные изъяты>. В.В.А. зарегистрирован в однокомнатной квартире с частичными удобствами (имеется) центральное отопление, холодное водоснабжение; канализация отсутствует), общей площадью 26,8 кв.м, по адресу: <адрес>. По данному адресу также проживают Ч.С.Ю., 1977 года рождения, и его дочь – Ч.А.Ю., 2004 года рождения. Собственником данной квартиры является мать Ч.С.Ю. Через органы социальной защиты населения жильем обеспечиваются ветераны боевых действий, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года №5 –ФЗ «О ветеранах». Расходы, связанные с обеспечением жильем ветеранов боевых действий, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, финансируются из средств федерального бюджета. Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий относится к компетенции органов местного самоуправления. Формирование сводного областного реестра граждан – получателей жилья по Ивановской области осуществляется Департаментом социальной защиты населения Ивановской области на основании данных, представляемых органами местного самоуправления
В списках ветеранов боевых действий, вставших до 01 января 2005 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, представленных администрацией МО «Родниковский муниципальный район» в Департамент социальной защиты населения Ивановской области, В.В.А. в.А. не значится. В этой связи оснований для обеспечения В.В.А. жильем за счет средств федерального бюджета не имеется.
В.В.А. встать на учет нуждающихся в жилье до 01 января 2005 года, как ветеран боевых действий, не имел возможности, так как удостоверение ветерана боевых действий ему выдано 01 марта 2005 года.
Свидетель К.Л.С. в судебном заседании показала, что работает в должности специалиста в отделе муниципального хозяйства администрации МО «Родниковский муниципальный район». Пояснила, что как следует из учетного дела, В.В.А. в мае 2004 года обращался с заявлением о постановке на учет в льготную очередь как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Однако на заседании жилищной комиссии Администрации МО «Родниковский муниципальный район» был включен в общий список нуждающихся, поскольку у В.В.А. на тот момент не было удостоверения ветерана боевых действий. В дело была представлена В.В.А. копия военного билета. 02.03.2005 года, после получения удостоверения ветерана боевых действий, В.В.А. вновь обратился с заявлением о постановке его на учет в льготную очередь на получение жилья, однако ему также было отказано, поскольку включались в льготный список те лица, которые подали соответствующее заявление до 01.01.2005 года и имевшие на руках соответствующее удостоверение ветерана боевых действий.
Свидетель П.Л.А. в судебном заседании показала, что ранее работала в администрации специалистом в отделе жилищной комиссии. Пояснила, что составляла списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. В.В.А. в 2004 году обращался с заявлением о постановке его в льготную очередь качестве нуждающегося в жилье, приносил документы начальнику отдела О.В.П. и на комиссии рассматривали его заявление. Но так как у него не было удостоверения, а был только военный билет, его поставили в общую очередь.
Выслушав объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика С.В.В., свидетелей К.Л.С. и П.Л.А., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования В.В.А. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу п. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
При этом в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ законодатель определил категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди, то есть установил особый порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
Перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь, содержался в ст. 36 ЖК РСФСР. В указанной статье отсутствовало указание на первоочередное обеспечение жильем ветеранов боевых действий, однако в ч. 2 ст. 36 ЖК РСФСР было прямо указано, что законодательством Российской Федерации возможность первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлена и другим категориям граждан, к которым, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», относились ветераны боевых действий. Вопросы вступления в силу ЖК РФ и применения его к отношениям, возникшим до 1 марта 2005 г. урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Согласно ст. 5 Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 6 вышеуказанного Закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.
Федеральным Законом № 158-ФЗ от 27.11.2002 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О ветеранах» к ветеранам боевых действий отнесены лица, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, который вступил в законную силу с 1 января 2004 года.
До 1 января 2004 года лица, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, ветеранами боевых действий не признавались.
Таким образом, только с 01.01.2004 года истец приобрел право на получение муниципального и государственного жилья на основании Федерального закона «О ветеранах» как ветеран боевых действий.
В соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, для ветеранов боевых действий определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с вышеуказанным Законом при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 01 января 2005 года.
Указанный срок установлен законодателем в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается ни с основанием постановки на такой учет, ни со временем выдачи им соответствующих удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки.
С учетом изложенного, мера социальной поддержки в виде единой денежной выплаты на приобретение в собственность жилья гарантируется Федеральным Законом «О ветеранах» гражданам, указанным в ст.16 ФЗ, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, вне зависимости от времени получения ими соответствующих удостоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренной этим Законом.
В судебном заседании установлено, что В.В.А. относится к категории ветеранов боевых действий, поскольку в период с 02.08.1995 г. по 28.02.1996 г. принимал участие в боевых действиях на территории Республики Чечня и имеет право на льготы и преимущества, установленные п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Социальный статус В.В.А. как ветерана боевых действий подтверждается удостоверением «Ветерана боевых действий» серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается показаниями свидетелей К.Л.С. и П.Л.А. в мае 2004 г. В.В.А. обратился в администрацию МО «Родниковский муниципальный район» с заявлением о постановке на учет нуждающихся для получения жилого помещения в льготную очередь. К заявлению прикладывал копию военного билета, из которого следует, что с 02.08.1995 г. по 28.02.1996 г. В.В.А. принимал участие в боевых действиях на территории Республики Чечня. Однако на заседании жилищной комиссии Администрации МО «Родниковский муниципальный район» был включен в общий список нуждающихся, поскольку у В.В.А. на тот момент не было удостоверения ветерана боевых действий.
Согласно выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ В.В.А. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.51).
Постановлением администрации МО «Родниковский муниципальный район» Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № В.В.А. исключен из списков граждан, нуждающихся в жилом помещении по муниципальному образованию «Родниковское городское поселение» и включен в списки граждан, нуждающихся в жилом помещении по муниципальному образованию «Родниковское городское поселение» (л.д.21).
В судебном заседании установлено, что военным комиссариатом Родниковского района В.В.А. была выдана справка №, подтверждающая его участие в боевых действиях на территории Чеченской республики.
УМВД России по Ивановской области на запрос суда сообщило, что ДД.ММ.ГГГГ В.В.А. на основании документов, подтверждающих его нахождение в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона и фактическое участие в контртеррористических операциях УВД Ивановской области было выдано удостоверение №. Ввиду того, что все имеющиеся в Управлении по работе с личным составом УМВД России по Ивановской области архивные документы были уничтожены вследствие пожара в здании УМВД, представить документы, послужившие основанием для выдачи удостоверения В.В.А., не представляется возможным (л.д.41).
Проанализировав представленные сторонами доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку истец в период прохождения военной службы приобрел статус ветерана боевых действий, встал на учет как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, он имеет право стоять на очереди лиц, пользующихся мерами социальной поддержки на обеспечение жильем в соответствии со ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года, изменения жилищных условий, в результате которых были бы утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения в льготном порядке по договору социального найма не произошло. Факт нуждаемости В.В.А. в улучшении жилищных условий у суда не вызывает сомнений, не оспаривается лицами, участвующими в деле. Получение истцом удостоверения после 01.01.2005 года не лишает его права на получение социальных льгот, установленных для этой категории граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление В.В.А. удовлетворить.
Возложить на администрацию МО «Родниковский муниципальный район» Ивановской области обязанность включить В.В.А. в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Родниковский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: подпись Н.А.Созинова