дело № 2-37/2022
УИД № 24RS0054-01-2021-000923-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2022 года город Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Аббазовой А.В.,
при секретаре Кожуховской А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Прилужского сельсовета Ужурского района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю) обратилось в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя его тем, что в ведении ответчика находится действующая водозаборная скважина хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения д. Тургужан Ужурского района Красноярского края, расположенная по адресу: Красноярский край, Ужурский район, южная окраина д. Тургужан, пер. Главный, д. 3. Указанная скважина используется для питьевых и хозяйственно-бытовых целей населения д. Тургужан. Администрация Прилужского сельсовета нарушает действующее санитарное законодательство, а именно Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации. Управлением в 2020 году выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от 30.01.2020 № 24.49.31.000.Т.000100.01.20 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны на участке действующей скважины хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения д. Тургужан Ужурского района Красноярского края, устанавливающий границы зон санитарной охраны и ограничения использования земельных участков в границах зон, в соответствии с приложением к указанному выше заключению. Собственником водозаборных сооружений (водонапорная башня, скважина, водопроводная сеть) д. Тургужан Ужурского района Красноярского края в соответствии с договором № 01/2019 от 25.11.2019, приложения 1 к указанному договору (перечень имущества объектов водоснабжения) является муниципальное образование Прилужский сельсовет Ужурского района Красноярского края. Указанные выше водозаборные сооружения собственник закрепляет за муниципальным унитарным предприятием Прилужского сельсовета «АлПи и Ко» на праве хозяйственного ведения. В соответствии со статьей 2 Устава Прилужского сельсовета сельсовет является внутрирайонным самостоятельным муниципальным образованием в составе Ужурского района Красноярского края, местное самоуправление в котором осуществляется на основе Устава, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В соответствии с заключением по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии санитарным правилам проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, выполненного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» от 23.12.2019 № 21113, участок одиночного водозабора скважины расположен на южной окраине д. Тургужан, переулок Главный, д. 3 Ужурского района Красноярского края, используется для хозяйственно-питьевого водоснабжения и технического водоснабжения жилого сектора д. Тургужан. Скважина пробурена и введена в эксплуатацию в 1990 году. Режим работы водозабора круглогодичный, круглосуточный, регулируется водопотреблением, а также графиками проведения ремонтных и регламентных работ на водозаборе и разводящей сети. Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края по запросам Управления предоставляется информация о лицах, обратившихся за утверждением в установленном порядке проектов зон санитарной охраны. Информация об утверждении проекта зоны санитарной охраны участка действующей скважины хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения д. Тургужан Ужурского района Красноярского края, отсутствует, что свидетельствует о том, что ответчик не обращался в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края за утверждением проекта зоны санитарной охраны участка действующей скважины, границы зон санитарной охраны не утверждены. Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ зоны санитарной охраны участка действующей скважины хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения д. Тургужан Ужурского района Красноярского края означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственность. Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зоны санитарной охраны участка действующей скважины хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения д. Тургужан Ужурского района Красноярского края не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на человека по химическому и биологическому фактору. Указанное не соответствует требованиям статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источником биологических, химических факторов вредного воздействия на человека. Ответчик, не соблюдая требования санитарного законодательства при осуществлении деятельности с нарушением санитарного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую обстановку. Руководствуясь статьями 12, 150 ГК РФ, статьями 24, 51 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», просит суд, с учетом принятых к производству определением суда от 31.08.2021 уточнений, обязать администрацию Прилужского сельсовета Ужурского района Красноярского края устранить нарушения требований пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно пройти процедуру утверждения проекта зон санитарной охраны участка действующей скважины хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения д. Тургужан Ужурского района Красноярского края, расположенного на южной окраине д. Тургужан, переулок Главный, 3 Ужурского района Красноярского края, согласно Порядка утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п. Срок - до 01.12.2021.
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление представителя Управления Кондратьевой Н.Н. о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика администрации Прилужского сельсовета Ужурского района Красноярского края в судебное заседание не явился, до начала заседания от главы сельсовета Алехиной В.Н. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с указанием о том, что с исковыми требованиями не согласна.
Также, в ходе подготовки к рассмотрению дела от главы сельсовета Алехиной В.Н. поступили письменные возражения на исковое заявление, согласно которым с требованиями истца ответчик не согласен и просит отказать в удовлетворении искового заявления в полном объеме по следующим основаниям. Законом № 52-ФЗ закреплено, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, созданные в субъектах Российской Федерации, входят в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Действующее процессуальное законодательство устанавливает, что в интересах неопределенного круга лиц в суд могут обратиться лишь те субъекты, соответствующее право которых закреплено федеральным законодательством. Полномочием предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства наделены главные государственные санитарные врачи и их заместители (пункт 2 части 1 статьи 51 Закона № 52-ФЗ). Однако из материалов дела следует, что истцом по настоящему делу является территориальный орган федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Красноярскому краю, а не главный государственный санитарный врач или его заместитель. Таким образом, исковое заявление подано лицом, не имеющим полномочий на предъявление исков в суд. Также, требования истца не отвечают принципу правовой определенности, поскольку не определяют какие конкретные меры именно ответчик в силу прямого указания закона должен совершить. Отсутствие указания на совершение конкретных действий (мер) влечет неопределенность судебного решения и невозможность оценить исполнение решения. Кроме этого, согласно исковым требованиям, ответчик обязан устранить нарушения требований правовых актов в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны участка в отношении объекта. Однако, согласно положениям пункта 5 статьи 18 Закона № 52-ФЗ, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно же порядку утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденному постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п именно Министерство0 природных ресурсов и экологии Красноярского края принимает решение об утверждении проекта зон санитарной охраны. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах. Отношения, возникающие в связи с использованием недр на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», статьей 11 которого предусмотрена обязанность недропользователя иметь лицензию на право пользования недрами. Таким образом, использование подземеных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения возможно при наличии специального государственного разрешения в виде лицензии. Для получения разъяснений о процедуре утверждения зон санитарной охраны ответчик обратился в Министерство, где пояснили, что прежде необходимо получить лицензию на использование подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Ответчиком в настоящее время осуществляется деятельность, направленная на подготовку документов: запрашиваются коммерческие предложения по стоимости кадастровых работ на выполнение работ по установлению границы зон санитарной охраны 1 и 2 поясов зон, испрашиваются денежные средства путем направления обращений в администрацию Ужурского района, в Совет депутатов Ужурского района, в Прилужский сельский Совет депутатов, формируется пакет документов для получения лицензии для использования подземных водных объектов и для внесения данных о зонах 1 и 2 поясов в единый государственный реестр недвижимости. Таким образом, ответчик не бездействует, а предпринимает все возможные меры по подготовке и подаче документов в Министерство для утверждения зон санитарной охраны, однако этот процесс требует больших временных и материальных затрат, а также зависит от решений третьих лиц, как, например, при выполнении кадастровых работ. Также полагает, что исковое заявление не может быть удовлетворено, поскольку спор не подлежит рассмотрению в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Дела об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке, установленном кодексом административного судопроизводства.
Представителем истца - Главным государственным санитарным врачом по городам Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО п. Солнечный Красноярского края Гнеденко Р.А. представлен отзыв на возражения на исковое заявление, согласно которому с возражениями ответчика не согласны исходя из того, что в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 № 696, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Согласно пунктов 14 и 15 указанного Положения, в состав Управления входят территориальные отделы. Территориальный отдел Управления возглавляет начальник, который является главным государственным санитарным врачом по городам, районам. Заместитель начальника территориального отдела является заместителем главного государственного санитарного врача по городам, районам. В соответствии с пунктом 19 Положения, территориальным отделом Управления, в частности, является Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в городе Шарыпово, осуществляющий надзор на следующих административных территориях: город Шарыпово и Шарыповский район, город Ужур и Ужурский район, ЗАТО п. Солнечный. Таким образом, территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Красноярскому краю - это федеральный орган исполнительной власти, наделенный правом обратиться в суд в порядке статьи 496 ГПК РФ в случае нарушения санитарного законодательства. Следовательно, исковое заявление подписано уполномоченным лицом. Исковые требования уточнены. Какие именно действия должен совершить ответчик прямо прописаны в законе. В соответствии с пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, после чего утверждается в установленном порядке. Согласно порядка утверждения проектов зон санитарной охраны органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным осуществлять утверждение проектов зон санитарной охраны, является Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края. Для утверждения проектов зон санитарной охраны ответчик не представлял в Министерство указанный проект, как это определено пунктом 4 Порядка утверждения проектов зон санитарной охраны. Кроме того, согласно Порядка утверждения проектов зон санитарной охраны, в Министерство предоставляется сам проект зон санитарной охраны, который подготавливается на основании санитарно-эпидемиологического заключения, которое ответчик уже получил в 2020 году. Никаких лицензий и утвержденных ЗСО для данной процедуры не требуется. Кроме того, утверждение проекта зон санитарной охраны не требует финансовых затрат, так как для получения санитарно-эпидемиологического заключения ответчиком уже сделаны все необходимые экспертизы. Полагают, что данный спор подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Просят удовлетворить заявленный иск в полном объеме.
От главы Прилужского сельсовета Ужурского района Красноярского края Алехиной В.Н. поступили письменные возражения на уточненное исковое заявление и отзыв на возражения ответчика, согласно которым уточненные исковые требования истца ответчик также считает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям в дополнение к ранее представленным. Как следует из ответа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края на запрос ответчика о даче разъяснений относительно прохождения процедуры утверждения проекта зон санитарной охраны согласно Порядку утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п, зоны санитарной охраны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий. Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать географическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Таким образом, утверждение истца, содержащегося в отзыве, относительно того, что установление зон санитарной охраны не требует финансовых затрат, не основано на фактических обстоятельствах дела, поскольку не учитывает необходимость проведения работ, связанных с графическим описанием местоположения границ зон санитарной охраны, определением перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Стоимость работ составляет от 490000 рублей до 884000 рублей. Считает, что подготовка обязательных для установления зон санитарной охраны документов является частью процедуры утверждения проекта зон санитарной охраны, которую ответчик реализует в настоящее время. При указанных обстоятельствах не ясно, какие конкретные меры ответчик должен предпринимать в рамках настоящего дела. Истец в обоснование своей позиции о правомерности подачи искового заявления Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю, а не главным государственным санитарным врачом (или его заместителем) в отзыве ссылается на положения статьи 46 ГПК РФ, при этом, положения данной нормы предполагают возможность обращения в суд органов государственной власти только в случаях, предусмотренных законом. Федеральный закон № 52-ФЗ не предусматривает возможность обращения в суд органа государственной власти. В качестве истца по делу выступает лицо, не имеющее соответствующих полномочий. Кроме того, подготовка сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории обеспечивается собственниками, однако ответчик не является собственником скважины. Вместе с тем, необходимо учитывать, что администрация выступает от лица муниципального образования, в том числе по вопросам подготовки документов для утверждения проекта зон санитарной охраны не иначе как орган местного самоуправления, реализующий публично-властные полномочия в целях решения вопросов местного значения. При этом дела об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке, установленном кодексом административного судопроизводства.
Также, в ходе рассмотрения дела представителем истца - Главным государственным санитарным врачом по городам Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО п. Солнечный Красноярского края Гнеденко Р.А. представлен отзыв на возражения на уточненное исковое заявление и отзыв на возражения ответчика, согласно которому процедура утверждения проекта зон санитарной охраны бесплатна. В случае необходимости каких-либо предварительных работ и отсутствии познаний для их выполнения у ответчика, он вправе воспользоваться услугами иных лиц за вознаграждение. При этом данное обстоятельство не освобождает его от выполнения установленных законом требований, содержащихся в исковом заявлении с уточнениями. Водоснабжение поселения должно быть организовано в соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством. Тот факт, что проект зоны санитарной охраны участка действующей скважины хозяйственно-бытового и технического водоснабжения д. Тургужан Ужурского района Красноярского края не утвержден означает, что эксплуатация источника водоснабжения осуществляется с нарушением санитарных правил и норм, что влечет угрозу для жизни и здоровья населения. В случае отказа в удовлетворении исковых требований истец праве обратиться в суд с иском о приостановлении (прекращении) эксплуатации действующей скважины хозяйственно-бытового и технического водоснабжения д. Тургужан Ужурского района Красноярского края.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания третье лицо уведомлено надлежаще. Представитель Министерства Клепикова Н.А. в представленном письменном отзыве на исковое заявление ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, указав о том, что из искового заявления следует, что ответчик осуществляет эксплуатацию действующей скважины хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения д. Тургужан Ужурского района Красноярского края, расположенного в южной окраине д. Тургужан, переулок Главный, д. 3. Ответчик в Министерство за установлением зон санитарной охраны источника водоснабжения не обращался, в связи с чем исковые требования Министерство поддерживает.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора - МУП ЖКХ Прилужского сельсовета «АлПи и КО» о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежаще, директором предприятия Кузнецовой Н.М. представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований - администрации Ужурского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте заседания администрация уведомлена надлежаще. От представителя Поймановой Г.В. до начала заседания поступил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым Прилужский сельсовет Ужурского района является внутрирайонным самостоятельным муниципальным образованием в составе Ужурского района Красноярского края, местное самоуправление в котором осуществляется на основе Устава, имеет муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления, отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также выступает истцом и ответчиком в суде. Администрация района не вмешивается в деятельность Прилужского сельсовета Ужурского района. Согласно пункта 5 статьи 126 ГК РФ, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации. Просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте заседания уведомлен надлежаще. До начала заседания от представителя третьего лица - главного специалиста-юриста администрации Дубининой А.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, указала об оставлении решения по делу на усмотрение суда.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлен надлежаще. От заместителя главы администрации муниципального образования Глущакова В.Н. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей истца, ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Оценив доводы сторон, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
Согласно статьи 4 указанного Федерального закона, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На основании статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частями 1, 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступившего в силу с 01.07.2021 (за исключением отдельных положений)) до 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования данного Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 данной статьи.
Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (вместе с «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002) (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения»).
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В силу пункта 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В силу пункта 1.17 Правил отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данными СанПиН.
Порядок утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, регламентирован постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п «О Порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения».
Согласно пункту 2 Порядка, уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края по утверждению проектов зон санитарной охраны является Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Требования к проекту зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установлены в пункте 3 Порядка.
Судом установлено, что сооружение - водозаборная скважина, расположенное по адресу: Красноярский край, Ужурский район, д. Тургужан, пер. Главный, д. 3 (кадастровый №), используемое для водоснабжения населения указанного населенного пункта, принадлежат на праве муниципальной собственности Муниципальному образованию Прилужский сельсовет Ужурского района Красноярского края и на основании договора № 01/2019 от 25.11.2019 на праве хозяйственного ведения передано в муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Прилужского сельсовета «АлПи и Ко».
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Устава Прилужского сельсовета в компетенцию администрации входит, в том числе, управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности сельсовета, в соответствии с нормативными решениями сельского Совета депутатов.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю № 24.49.31.000.Т.000100.01.20 от 30.01.2020, требования, установленные в проектной документации проекта зон санитарной охраны на участке действующей водозаборной скважины хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения д. Тургужан Ужурского района Красноярского края, устанавливающий границы зон санитарной охраны подземного источника и ограничения использования земельных участков в границах зон, установленных в соответствии с приложением к настоящему заключению, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Как следует из заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» № 21113 от 23.12.2019, проектные решения по установлению границ первого, второго и третьего поясов зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения соответствуют требованиям санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02. Граница первого пояса ЗСО источника водоснабжения установлена размером 100х100м. Рассчитанная граница 2-го пояса водозабора составила 100 км вверх по течению р. Чулым и 250 м вниз по течению от скважины водозабора. Боковые границы второго пояса ЗСО проходят на расстоянии не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом от уреза воды в летне-осеннюю межень р. Чулым. Рассчитанная граница ЗСО 3-го пояса вверх и вниз по потоку совпадают с границами ЗСО 2 пояса и составляют, соответственно, 100 км вверх по течению р. Чулым и 250 м вниз по течению. Боковые границы третьего пояса ЗСО проходят на расстоянии 5 км от береговой линии р. Чулым. Ширина санитарно-защитной полосы для водовода установлена в 10 м по обе стороны от крайних линий водопровода, что соответствует п. 2.4.3 СанПиН 2.1.4.1110-02. Граница ЗСО первого пояса водонапорной башни установлена в 10 м, что соответствует п. 2.4.2 СанПиН. В составе проекта представлен перечень мероприятий по 1, 2, 3 поясу ЗСО с учетом санитарного состояния территории источника водоснабжения, с указанием сроков выполнения и ответственных организаций и определения источников финансирования в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». На основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы установлено, что проект зоны санитарной охраны на участке действующей водозаборной скважины хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения д. Тургужан Ужурского района Красноярского края соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02.
В пределах границ первого пояса зоны санитарной охраны восточнее скважины на расстоянии 25 метров находится сооружение старой водонапорной башни, с северной, северо-западной и западной сторон попадают огороды жилой зоны д. Тургужан. Во второй пояс попадают земли Ужурского района с северной стороны, с южной и юго-западной сторон земли Орджоникидзевского района и с южной стороны земли Ширинского района. Третий пояс полностью затрагивает территорию второго пояса.
Необходимо отметить, что из заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» № 21113 от 23.12.2019 следует то, что во второй и третий пояс попадает водоохранная зона реки. Согласно части 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров. Таким образом, мероприятия по второму и третьему поясам зон санитарной охраны, попадающим в водоохранную зону рек и ручьев, выполняются районными администрациями. Возражений привлеченные к участию в деле третьи лица - районные администрации в отношении рассматриваемого гражданского дела не заявили.
Из указанного заключения также следует и то, что на территории населенных пунктов, попадающих во II и III пояса, сети центральной канализации отсутствуют. Индивидуальные жилые дома оборудованы надворными уборными с утилизацией нечистот в компостные ямы. Здания социально значимых объектов оборудованы накопительными емкостями с вывозом нечистот ассенизационной машиной на очистные сооружения. Вывоз хозяйственно-бытовых сточных вод из накопителей индивидуальных жилых домов, предприятий и организаций, не подключенных к канализации, осуществляется специализированными предприятиями и организациями, имеющими государственную регистрацию на данный вид деятельности. Для сбора мусора установлены емкости для сбора твердых бытовых отходов с крышками, установленными на площадке с твердым покрытием. Вывоз твердых бытовых отходов осуществляется на санкционированные свалки.
Таким образом, поскольку эксплуатация принадлежащего ответчику водозабора осуществляется в отсутствие утвержденного министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края проекта зоны санитарной охраны участка одиночного водозабора подземных вод, что администрацией Прилужского сельсовета Ужурского района Красноярского края не опровергнуто, а потому допущенные ответчиком нарушения создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
С 27.02.2022 вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 16.02.2022 № 9-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому в подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации внесены изменения и с указанного времени ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, находящиеся только в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового назначения.
С учетом изложенного, заявленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Вопреки доводов представителя ответчика, суд находит заявленные истцом требования достаточно определенными и исполнимыми.
Вместе с тем, оценивая предложенный истцом срок устранения допущенного нарушения, суд находит его недостаточным и увеличивает данный срок до 31 декабря 2022 года, принимая во внимание, что исполнение возложенной обязанности требует продолжительного времени (пункт 13 Порядка утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п) и финансового обеспечения.
Доводы представителя ответчика о том, что исковое заявление подано лицом, не имеющим полномочий на предъявление исков в суд, суд считает несостоятельными, поскольку исковое заявление подписано уполномоченным лицом - начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в городе Шарыпово - главным санитарным врачом по г. Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО п. Солнечный Гнеденко Р.А.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Государственным санитарным врачам и их заместителям в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставлено право предъявления заявлений в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 № 696, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно пунктам 14, 15 указанного Положения, с состав Управления входят территориальные отделы. Территориальный отдел Управления возглавляет начальник, который является главным государственным санитарным врачом по городам, районам. Заместитель начальника территориального отдела является заместителем главного государственного санитарного врача по городам, районам.
В соответствии с пунктом 19 Положения, территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, в частности, является Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в городе Шарыпово, осуществляющий надзор на следующих административных территориях: город Шарыпово и Шарыповский район, город Ужур и Ужурский район, ЗАТО п. Солнечный.
Таким образом, территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения человека по Красноярскому краю - это федеральный орган исполнительной власти, наделенный правом обратиться в суд в порядке статьи 46 ГПК РФ в случае нарушения санитарного законодательства.
Доводы представителя ответчика администрации Прилужского сельсовета Ужурского района Красноярского края о том, что исковое заявление не может быть удовлетворено, поскольку спор не подлежит рассмотрению в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм процессуального права.
Так, в силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 1 постановления от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Заявленные истцом требования из публичных правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон не вытекают, не связаны с реализацией ответчиком административных и иных публично-властных полномочий, в том числе, в отношении истца и неопределенного круга лиц, а направлены на устранение допущенных лицом, владеющим источником водоснабжения, нарушений норм санитарного законодательства.
Следовательно, данный спор в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Прилужского сельсовета Ужурского района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства - удовлетворить.
Обязать администрацию Прилужского сельсовета Ужурского района Красноярского края в срок до 31 декабря 2022 года устранить нарушения требований пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно пройти процедуру утверждения проекта зон санитарной охраны участка действующей скважины хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения д. Тургужан Ужурского района Красноярского края, расположенного на южной окраине д. Тургужан, переулок Главный, 3 Ужурского района Красноярского края, согласно Порядка утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Аббазова
Решение в окончательной форме изготовлено 06 июня 2022 года